И ИНОМАРКИ МОЖНО РЕМОНТИРОВАТЬКоличество автомобилей иностранного производства в странах бывшего Союза увеличивается на десятки тысяч в год. Это равнозначно вводу в строй еще одного автозавода — причем «выпускающего» машины такого качества, о котором, как свидетельствуют их владельцы, отечественная промышленность может тольк о мечтать. Однако помимо удовольствия от езды иномарки обещают своим хозяевам, увы, неизбежные в наших условиях проблемы обслуживания и ремонта. Насколько они серьезны, каковы пути их решения! Накопленный опыт позволил коллективу московских инженеров, возглавляемому кандидатом технических наук А. ХРУЛЕВЫМ — автором предлагаемой статьи, выработать на это свою точку зрения. Хотелось бы сразу возразить тем читателям, к оторые считают проблемы эксплуатации иномарокнадуманными : дескать, нечего жалеть того , к то ездит на « М ерседесе » , — нашел валюту на машину, а на запчасти и подавно найдет! Не секрет, о днако , что многие машины ( о со ­ б енно японские) п окупаютлюдис весьма скромными валютными доходами , подталк иваемые не столько желанием выделиться из массы владельцев «жигулей» или «москвичей», с колько отсутствием иной возможности обзавестись «колесами». Способность соотечественников ради при ­ о бретениямашины сэкономить на самомнеобходимомшироко известна ив наших глазах заслуживает скорее сочувствия, неж елиосуждения . Как ито , что далеко не каждый вовремя задает себе вопросы отом , насколько пригодна данная зар убежная модель для отечественных условий и что делать с ней, если... Поп робуемвмеру своего опыта (а надо сказать, м неинесколькиммоим коллег ам приходится уже несколько лет ре ­ монтировать автомобили зарубежного производства) прояснить оба этих вопроса. Сначала обытующей довольно широ ­ к оточкезрения на иномарки как мал опригодные для эксплуатации в наших условиях. Дескать, и подвески-то у них рассыпаются, и коробки автоматические заклинивает, и шатуны обрываются... Ужас, да и только. (Кстати, этот взгляд успел найти отражениеив публикациях журна ­ ла «За рулем».) Но так ли все фатально? В самом деле, шарниры привода передних колес, к примеру , быстро разрушаются — но только в случае повреж ­ дения резиновых чехлов, чему в одинак овой степени подвержены японские, советские, западноевропейские иамерикан ­ с кие автомобили. О днако если за чехлам и следить, при необходимости менять их (подходят чехлы от отечественных машин), ш арниры японских автомобилей показывают себя наиболее долговечными . По нашим наблюдениям, технология, материал, твердость рабочих поверхностей, с ловом — качество изготовления этих уз ­ лов существенно выше у японских машин. 40 ЗА РУЛЕМ 7/92Интересно также , к акойпробегимеютв виду, г оворя , что подвеска ряда японских машин «разваливается у нас через год » , — 10, 20 или 50 тысяч километров? И на каких дорогах? Если учесть, что большинство японских автомобилей поступаю тк нам уже не новыми, а спробегом от 20 до 100 тысяч километров ( р ед ­ к о больше), то мысмеем утверждать, что долговечность узлов и деталей их подвесок не уступает отечественным. Д аи каких деталей? Ш аровыеопорыи шарн иры (опять-таки если следить за рези ­ н овыми чехлами) служат у японских маш ин не меньше , а больше, чем у отечественных. То же самое можно сказать о сайлент-блоках рычагов (всем известно качество сайлент-блоков из отечественной резины , к оторые , случается, выходят из строяуже через 20 000 км ) . Рычаги под ­ весок? А сколько раз в неделю можно увидеть на улицах большогогорода отечественный автомобиль сколесом , вывернутым наружу из-за поломки рычага! Стойк ии амортизаторы? А сколько случаев, к огда на отечественных автомобилях они отказывают через 40, 50, 60 тысяч километров? На наш взгляд, те, к топренебрежи ­ тельно отзывается о японских машинах, п опросту предъявляют книмнепомерно высокие требования. Нет такого автомобиля, на которомможно «давить» на педаль газа, не глядя на ямы и ухабы, заткнув уши , чтобы не слышать появившегося пос тороннегошума да вдобавок не заглядывать под машину, надеясь на знаменитое русское «авось». В его «силе» лишний раз убеждаешься , к огда на японских автомобилях, п рошедшихуже здесь 50—60 тысяч, сплошь ирядом обнаруживаешь еще «родные» масляные фильтры. Действительно, наши подходят не на все автом обили (либо резьба на штуцере другая , л ибонужен фильтр меньшего диаметра). Но сделать, заказать где-либо нужный штуцер, элементарный переходник все-так именее накладно, чем сознательно вдвое уменьшить ресурс мотора. А потом рассказывать всем, что «японские движки чер ез год ломаются» или что-нибудь в этом роде. Той же причиной вызваны и отказы автоматических трансмиссий «через 30 тысяч километров » . По нашимданным , 95 % их отказов связано с «зависанием» (заклиниванием) плунжерных пар клапанов в автомате переключения передач, куда по ­ падают частицы износа валов, шестерен и т. п. Вывод: из-за более тяжелых до ­ р ожных условий надо менять масло вко ­ р обке не через 40—50 000 км , как в инс трукциях , а вдвое чаще. Но почти никто никогдаеговообще не меняет. Во-первых, м ногиедаже не знают, что в автоматических коробках применяется специальное масло под названием «Декстр он » , ничего общего не имеющеес SAE 80 или SAE 90 (аналогами нашего ТАД-17), а во-вторых, цена «Декстрона» высока — о коло 15 долларов за литр. Интересно, что если в магистраль от коробкик радиатору встроить масляный фильтр тон ­ к ой очистки (такой фильтр, кстати, установлен на некоторых американских автом обилях ) , то ресурс автоматической ко ­ р обки станет никак не меньше, чем уме ­ ханической, д аже если масло не менять. П редположим , нам удалось убедить читателей, что подержанныеиномарки вполне пригодны для отечественных условий. Так или иначе, все привезенные авт омобили через некоторое время потреб уюткакого - л ибо ремонта. Сразу же скаж ем , что большинство владельцев иномар окещедолго не смогут ориентироваться на фирменный сервис. Во-первых, м но ­ г иефирмывообще не имеют станций обслуживанияв нашей стране, и не известно, к огда они откроются . Во-вторых, тот сервис, к оторыйу нас есть, едва справляется сремонтоми обслуживанием авт омобилей иностранных представительств ифирм , так что прорваться туда не такт опросто . И самое главное, для ремон ­ та там нужно немало валюты, д остаткомкоторой владельцы иномарок , как правило, похвастать не могут . Вдобавок стар ый автомобиль иногда требует такогоремонта , к оторый обойдется дороже сам ого автомобиля. В качестве примера : новый двигатель для «Мерседеса» стоит ( п оданнымСША ) о коло 3500—4500 дол ­ ларов, капитальный ремонт двигателя — 2500—3000 долларов, в то же время 10-летний «Мерседес» м ожно купить в Западной Европе за 1500—2000 долларов. Таким образом , м ожно считать, что по ­ д авляющему большинству владельцев ином арок (а их тысячи и тысячи) путь вфирменный сервис заказан. Значит, надо искать иной выход. По нашему мнению , хоть как-то решить проблему смогут малые частные пред ­ приятия, к оторыеуже появляются. С дру ­ г ойстороны , наш автолюбитель, не об ­ ласканный заботой сервиса, п оройпро ­ являет чудеса изобретательности и находчивости, о чем можно судить по «Советам бывалых») и способен самостоятельно выполнять многие виды ре ­ монта. Основная сложность обслуживания иремонтаиномарокв странах бывшего Сою за связана с отсутствием запчастей. А если и удается где-то достать необход имую , то цена часто оказывается неп риемлемой . В самом деле, д аже такая простая вещь, как элемент масляного фильтра для «Мерседеса», стоит около 20 долларов. Не сразу и сосчитаешь, во сколько раз дешевле похожий элемент от «Волги» или «Москвича»! И, по-видим ому , основными направлениями ремонтаиномароквближайшиегоды будут те, что ужехорошо освоены автолюбителям и «благодаря» дефициту запчастей для отечественных автомобилей. Это восстановление «родных» деталей иподбор для иномарок (с необходимойдоработкой ) н о ­ вых деталей от отечественных автомобил ей , благо их номенклатура сегодня до ­ статочно широка . Правда, есть еще одно препятствие: почти полное отсутствие информацииоб устройстве, обслуживании иремонте машин зарубежного производства. Зачастую владелец не знает о своей покупке ничего, к роме ее марки . О днако те, кто достаточно хорошознакомсконструкцией автомобиля, м етодами его ремонта, уверены, не опустят руки , с умеют найти подходк закапризничавшему или износившемуся узлу. Так что если у вашей иномарки вышла из строя какая-либо деталь, а гре ­ гат или узел, не надо расстраиваться. За редкимисключением , все поддается ре ­ м онту , и часто даже не однимспособом . Детали и узлы подвесок, н апример , р емонтируются довольно просто, поэтому мы не хотели бы подробно на этом останавливаться. О тметим только, что ре ­ м онт шаровых шарниров можно свести кпревращению их вразборные ( н апример , с помощьюрезьбового пояска на корпу ­ се и ответного донышка, что, кстати, м ы видели в кооперативной торговле еще год-два назад). Изношенные шарниры рае-