ВИНОВАТ ЛИ ТЕРМОСТАТПерегрев двигателя — одна из неисправностей, с которой автолюбитель сталкивается обычно летом. Нередко он приводит к печальным последствиям, если вовремя не принять меры. Какие! Об этом рассказывает инженер А. САМ ОЙЛОВ , занимавшийся исследованием и доводкой систем охлаждения двигателей на АЗЛК . М ногие автолюбители считают, что главный, если не единственный узел, влияющий на работу системы охлажде ­ н ия , — термостат. Стоит чему-нибудь случиться — сразу хватаются за него. Но даже если двигатель перегревается, не торо ­ питесь менять термостат: сначала убеди ­ тесь в его «вине». Если верхний шланг радиатора нагрелся до такой степени, что рука не держит , м ожнопредположить : температура жид ­ кости 85...95 °С. В этот моментдолжен открыться клапан термостата, и жидкость станет циркулировать через радиатор, о чемможно судить по нагреву последнего. Такую проверкуполезно сделать еще на новом двигателе, а затем — после обкатк и , обратив внимание на стрелку указателя температуры . Ее положение стоит запомнить — о но соответствует оптимальн омутепловомурежиму вашего двигателя. О нможетнемного изменяться как в сторону увеличения температуры , так и ее уменьшения в зависимости от внешних условий: с коростидвижения , н агрузки , п огодыи т. п., но его значительное откло ­ нение должно настораживать. К огда двигатель чуть не «кипит», а радиатор холодный — термостат неисправен: е го клапан не открывается, ж идкостьциркулирует только по маломукругу , м инуя радиатор. На неисправность термо ­ стата указывает и то, что нижний шланг начинает нагреваться слишком рано — значит, клапан термостата ужеоткрыт , из-за чего циркуляция по большомукругу начинается преждевременно или не пре ­ рывается. Если после этого остались сомненияв исправности термостата, его можно нагреть в кастрюле, и змеряятемпературуводы , — способ, к оторый знают уже , наверное, все автолюбители. Еще одно , крайне важное замечание. При отказе термостата некоторые «умельцы» удаляют из него начинку, устанавливают в систему и... о брекают двигатель на перегрев . И мневдомек , что основная масса охлаждающейжидкости пойдет по пути наименьшего гидравлического сопро ­ тивления: м инуя радиатор — по маломукругу . Поэтому, если перегрев вызван тем , что не открывается основной клапан термостата, м ожновременно выйти из по ­ л ожения , открыв его отверткой через боковой патрубок. Чтобы он не закрылся, то есть стакан с клапаном не опустился, наденьте под него на шток распорку длиной около8мм из трубкидиаметром 5—6 мм , р азрезанной вдоль, или свернутую из полоски жести . Если двигатель после этого будет переохлаждаться, придется закрыть чем-нибудь часть радиатора. Но, как мыуже дали понять, т ермо ­ стат — не единственный источник проблемсохлаждением . О дна из наиболее частых 38 ЗА РУЛЕМ 7/92причин перегрева двигателя — н ового или после заменыохлаждающейжидко ­ сти — воздушные - пробки в системе. В современном двигателе она довольно разветвленная, ее элементы расположены ' п римерно на одном уровне, поэтому воздушныепробки выходят из системы порой очень долго . Но их можно удалить и принудительно. Д ля этого после запол ­ нения жидкостьюпрогрейте двигатель до оптимальной (рабочей) т емпературы — так, чтобы клапан термостата обязательно открылся , остановите двигатель и дайте ему остыть ( д отемпературыокружаю ­ щ его воздуха). Затем ослабьте, а лучше снимите хомуты со шлангов в самых высоких точках системы. У большинства автом обилей это .верхний шланг радиатора, о дин из шлангов подогревакарбюратора и, в озможно , верхний шланг радиатора отопителя («печки»). Шланги снимать не надо, а только слегка отогнуть вниз, так чтобы наверху — м еждукраем патрубка и шлангом — образовалась щель, достаточная для выхода воздуха. Устойчивое истекание жидкости из нее — признак полного отсутствия воздуха. Двигатель с электровентилятором вси ­ стеме охлажденияможет перегреваться из-за неисправности электродвигателя, датчика еговключения , реле цепей питания или предохранителей. Поиск неисправности следует начинать с внешнего осмотра, проверки крепления проводов на соответствующих контактах ипроверки предохранителей — они должны быть ив цепи питания ив цепи управления. Далее тестером или контрольнойлам ­ пой проверяют , подходит ли питание к реле включения, а от него — к датчику. С ледующая операция — п роверкаре ­ ле включения . Д ля этого надо замкнутьмеждусобой контакты датчика. Щ елчки при каждом замыкании контактов озна ­ чают, что реле исправно. Э лектродвига ­ тель при этом должен начать вращаться, указывая тем самым на отказ датчика. Чтобы доехать додома или СТО, надосоединить его выводы одинсдругим , включив такимобразом электродвигатель. Но помните : ресурс последнего ограни ­ чен, он не выдерживает постоянной работы. Если вентилятор не вращается из-за того , что не срабатывает реле, п опробуйте подать питание прямо от аккумулятора : двигатель «молчит» и в этом случае — значит, он неисправен. И одно замечание. На новомавтомо ­ биле или после ремонта такой системы советуем убедиться, что вентилятор вращается внужную сторону: в оздушный поток от него должен проходить через радиатор и совпадать по направлению снабегающимвоздушнымпотоком от движения автомобиля. О братное направление вращения двигателя может стать одной из причин перегрева. Если двигатель перегрелся, стрелка указателя температуры ушла вкрасную зону, но пар из-под капота еще не повалил — не паникуйте. Двигатель только собирается «закипеть». Убедитесь, что причина перегрева — не обрыв ремня привода вентилятора (водяного насоса) (это сразу видно попоказаниям вольтметра, а мперметра или контрольной лампе разряда аккумулятора ) . Не останавливайте двигатель, помогите ему охладиться! Д ля этого снимите с него нагрузку , включив нейтральную передачу. О ткройте кран отопителя, включите электродвигатель вентилятора на максимальнуюско ­ рость, полностью откройтевоздушную заслонку, у правляющую подачей теплого воздуха всалон , — все это улучшит охлажд ениепримернов полтора раза. Чтобы увеличить расход жидкостив системе, п однимитеобороты двигателя до 2000... 3000 об / м ин . Еще можно открыть капот итемсамым увеличить расход воздуха через радиатор, а следовательно, и теплоотдачу последнего. П омните , что, остановив перегретый двигатель, вы обрекаете его на тепловой удар — местный рост температуры ( к ое где на Ю...15°С) и давления в системе охлаждения вследствие прекращенияцир ­ куляции жидкости . В случае остановки двигателя при критических температурах такой «удар» м ожет вызвать местное парообразование и появление паровоз ­ душных пробокв системе. Важнейший фактор , влияющий на эффективность системы охлаждения , — избыточное давление. О но возникает как следствие температурного расширения жидкостивзакрытой (не сообщающейсясатмосферой ) системе. Важно помнить : увеличение его на 0,1 кгс / с м2 (0,01 МПа) повышает температурукипения воды на 2,1 "С. Так, в системе охлаждения автом обилей «Москвич-2140», ВАЗ-2104, «05», «06», «07» избыточное давление составляет не менее 0,5 кгс / с м2 (0,05 МПа ) , «Москвич-2141» — не менее 0,7 кгс / с м2 (0,07 МПа ) , ВАЗ-2108, «2109» — н еменее 1,1 кгс / с м2 (0,11 МПа). Температура кипе ­ ния воды в системе равна соответственно 111, 114 и123 ° С , а при использовании ТОСОЛа — еще выше (для ТОСОЛа А - 4 0М при атмосферном давлении — 108°, Т ОСОЛаА - 6 5М — 115 6 ). Это немало, если учесть, что оптимальная темпера ­ тура в системе охлаждения — 88...95 °С. Величина избыточного давления по соображениям прочности отдельных элементов и надежности соединений не должна превышать 2,0 кгс / с м2 (0,2 МПа ) . О наконтролируетсяперепускным клап аном , находящимся впробке радиатора или расширительного бачка. Поэтому исправный герметичный клапан — о дно из важнейших условий нормального охлаждения. Очень грубо герметичность пробкиможно проверить ртом : если пробкурезьбовой частью приложить кгубам , воздух должен идти только в одну стор ону — на вдох. Перед проверкойпробку надо очень хорошо вымыть — Т ОСОЛ ядовит! Теперь, надеемся, понятно, что, о ткрывпробку радиатора на перегретом двигателе, вы стравите избыточное давление в системе, вызвав темсамымкипение во всем объемежидкости . А если ваши действия совпадут спиком «теплового удара» ( м аксимумомтемператури давления в системе), то последствия могут быть самыми печальными. Учтите и такое обстоятельство: теплоемкость ТОСОЛапримерно на 15 % м ень ­ ше, чем воды, но температура кипения, как уже было сказано, почти на столько же выше. К роме того, система, заправленная водой , больше страдает от коррозиииотложений минеральных солей. В заключение — два совета. В первые дни эксплуатации нового автомобиля, а также после замены охлаждающейжид ­ кости убедитесь, что система охлаждения двигателя работает исправно. И еще : не применяйте без крайней необходимости воду вместо ТОСОЛа . Тогда, вернее всего, у вас не будет проблемсохлаждением .