с опротивлениебыло увеличено пример ­ но до1Ом . О бесекциитакогоре ­ зистора можно включить параллельно: к лемма «ВК» будет являться одним выводом, а объединенные между собой клеммы «К» и «ВК-Б» — д ругим . М ожно применить и другой ограничительный резистор , н апример от вышед ­ шей из строя катушки зажигания (Б115-В). Обычно его сопротивление несколькобольше названного номина ­ ла, поэтому, укоротив проволочную спираль, как правило, удается получить резистор с нужным сопротивлением. Д аже если после этой операциисопро ­ тивление резистораокажетсянесколькоменьше (0,3 Ом ) , все равно ограниче ­ ние тока будет вполне приемлемым. Резистор можно изготовить самому , намотав спираль из высокоомнойпрово ­ л оки ( н ихром , константан^манганин и пр.), п ричем для лучшего теплоотвода ее диаметрдолжен быть как можно больше (1,0—1,5 мм ) . Чтобы витки спирали не замыкались между собой , ее нужно предварительно отжечь. Следует помнить , что в случае выхода реле из строя ( н апример , вследствие обрыва обмотки или потери контакта) после включения фар этот резисторбу ­ дет постоянно подтокоми станет' сильно нагреваться. Эту неисправность легко обнаружить по тусклому свету фар. Но чтобы исключить опасность пожарав такой нештатной ситуации, спираль самодельного резистора должна иметь хорошуютепловуюизоляцию от кузоваидругих деталей автомобиля ( в ыпол ­ н енную , н апример , из фарфора или ке ­ рамики). Если использовать готовый добавочныйрезистор , о б этом можно не беспокоиться : е гоконструкцияобыч ­ но обеспечивает пожарную безопасность.Рис. 1. Пусковой бензоиспаритель, выпускаемый в Набережных Челках. Рис. 2. Подогреватель смеси ПТС-45. топливовоздушной2к ов , как умассажнойщетки . Этот ежикпрактически не мешал потокубензовоздушнойсмеси , но подогревал ее, о собен ­ но прималойскоррсти потока, то есть при пуске мотораи работе его на малых оборотах . Сенсации это устройство, понятно, не произвело , н о определенная полезность егосомнений не вызывала. В свое времяоноподтолкнулои наших умельцев заняться подобными разр аботками . Тем более, что в России проблемыхолодного пуска двигателя существовали всегда . ' А сравнительно недавно вНабережных Челнах (филиал СП «Интерлуч») в спом ­ нили одавнемпредложении , о писанномвноябрьскомномере «За рулем » за 1979 год . А втолюбитель А. Булдаков, измученный плохим пуском своего «Москвича» на морозе , сделал маленькоеко ­ рытце, п одогреваемоеспиралью из нихромовойпроволоки , и поместил его на дновпускногоколлектора , п одкар ­ б юратором . Действительно, с такимбензоиспарителемвозможности пуска расшир яются , и самоделка имела право на то, чтобы о ней узнали автомобилисты. Но однодело , к огдаприспособление старательно сделано своими руками (как правило, о пытными ) , а любые неудачи оцениваются по принципу «сам виноват», и совсемдругое — если речь идет о товарной продукции . Нельзя не понимать, что незагерметизированныеконтактныесоединенияи спираль в соседстве сбен ­ з ином — это «игра на грани фола», а ее участникомможет оказаться самый нео пытный автолюбитель. П оэтому , к огдау нас вредакции при опробованиикуп ­ л енногообразца (рис. 1) в нем что-то заискрило , искать дефект не стали, а попроступрекратили дальнейшие «упражнения». На иномтехническомуровнеподо ­ шла к делу производственно - к оммерче ­ ская фирма «Бета», разработавшая так называемый подогреватель топливовоздушной смеси ПТС-45 (рис. 2). По сути дела это лента, полоска (ширина 10 мм , толщина 1,25 мм ) из токопроводящегокомпозитного , материала, согнутая по формеколодца во впускномколлекторе (рис. 3). М атериал этот, у спешнопри ­ м еняющийсяв военной технике, стал доступен благодаряконверсии ( с колько еще «открытий» она может принести!) Д ля нас он интересен тем , что исклю -Рис. 3. Схема размещения ПТС-45 во впускном коллекторе: 1 — карбюратор; 2 — штатная прокладка; 3 — подогреватель; 4 — дополнительная прокладка; 5 — впускной коллектор. чает опасность пожара : при пропуска ­ нии тока на неработающем двигателе (то есть без охлаждения потокомсме ­ си) температура нагревательного элемен ­ та составляет 285 °С, а пары бензина , как известно, воспламеняются при 480 ' С . Какова же практическая отдача от ПТС-45? П режде всего — облегчение пуска двигателя вморознуюпогоду , п оскольку нагревательный элемент резко улучшает испарение бензина. Суть этого методашироко известна и особых пояснений не требует. Н ужно лишь заметить, что прибор потребляет относительно небольшой ток — о коло 3,5 А, такая дополни ­ тельная нагрузка вполне допустимадаже для полуразряженногоаккумулятора . К огдамоторзапущен , но еще не достиг рабочей температуры , п одогрева ­ тель способствует уменьшению расхода топлива. Проведенные вНАМИ стендовые испытания силового агрегата МеМЗ - 2 45 (двигатель «Таврии»), на кото ­ р ом был установлен ПТС-45, показали, что при температуреохлаждающейжид ­ кости + 8 °С подогреватель позволяет экономить от трех до восьми процен ­ тов бензина ( э кономиятем больше, чем нижеобороты ) , при этом на холостом ходу двигатель без подогревателя устойчиво работает при скорости вращения коленчатого вала не менее 1000 об / м ин , а сподогревателем — 850 об / м ин . Соответственно часовой расход топлива снижается с 0,82 до 0,68 кг / ч , а также нес колько уменьшается концентрацияСОв выхлопных газах. По мереподогрева двигателя влияние подогревателя уменьшается. К огда температура охлаждающей жидкости доходит до 40 °С, э кономия снижается до 2—3 % , а при рабочей температуремо ­ тора подогреватель бесполезен . О днаков отличие от множества дополнительных устройств, п омещаемых во впускнойкол ­ л ектор , он не вреден ; н икакойпомехипотоку рабочей смеси он не оказывает, что подтверждено характеристиками двигателя на испытательном стенде. Остается лишь сообщить адрес фирмы «Бета»: 125195, М осква , а/я 40. П омимо выпуска товарнойпродукции , она орга ­ низует сервиснуюслужбу для монтажа своих изделий на машины индивидуальных владельцев (справки • по телефону 286-86-16). ЗА РУЛЕМ 8/92 35дляПОДОГРЕВА РАБОЧЕЙ СМЕСИС выпуском различной дополнительной оснастки для автомобилей положение у нас далеко не бедственное. Выбор есть, а вот информации о предлагаемых изделиях порой явно недостает. На это справедливо сетуют многие читатели. Следуя этим просьбам, сегодня мы рассказываем об устройствах, облегчающих пуск путем подогрева рабочей смеси. После нефтяногокризиса 70-х годов автомобильные фирмы начали успешно внедрять технические решения , с пособ ­ с твующие пусть небольшому , но все жесбережению топлива. У «Фольксвагена» появилась модификация « ф ормула Е» (от первойбуквыв слове «экономия»), в ко ­ т орой было собраномного новшеств так огорода . Среди них былодовольнолюбопытное устройство в виде диска, плашмя положенного на дновпускногоколлектораподкарбюратороми вставл енного там в специально расточенноегнездо . В диске находился электронагре ­ вательный элемент, а для увеличения теплоотдачи из поверхности диска тор ­ чало множество небольших тонкихштырь -