КЛУБИНФОРМАЦИЯ Щ ИЗКОПИЛКИБЫВАЛЫХ Щ ЛЕКТОРИИРаздел ведут редакторы В. АРКУША, Б. СИНЕЛЬНИКОВ, Д. ПОСТНИКОВАВТОЛЮБИТЕЛЕЙм обиле более 300 тысяч километровбез замены распределительного вала исо ­ бирался проехать еще столько же. Г идрокомпенсаторы — система не только полезная, но и достаточно «умная», поскольку заботится о себе, давая знать хозяину, что пора менять масло: если при пуске холодного двигателя слышен уже забытый вами стук одного из клапанов, значит, в масле появились посторонние частицы, нарушающие работу плунжера. Ничего страшного — звук после прогазовки исчезает, а замена масла и фильтра позволяет снова над олго забыть о клапанах. К сожалению , из-за организационных сложностей изготовитель прекратил установку компенсаторов , и я не могу посоветовать автолюбителям, куда для этого обратиться. Сегодня купить и установить гидроком ­ пенсаторы можнов СП «АвтоВАЗ БИ-ПИ С»: 103340, М осква , А эропорт « Ш ере ­ метьево», тел. 578-36-94. П роизводствоми поставкой занимается ВЭ ассоциация «Гермес»: 123610, М осква , Красногвардейский пр., 12, тел. 252-31-43. Ведется под ­ готовка ктому , чтобы устанавливать их на нескольких станциях «АвтоВАЗтехобслуживания» с последующим расширением сети. Испытания двигателей сгидроком ­ пенсаторами, недавно проведенные научно-техническим центром ВАЗа, дали по ­ ложительные результаты. Выводы испытателей ВАЗа совпали с наблюдениями С. Санюка: при загрязнении масла круп ­ ными частицами возможны нарушения в работе гидрокомпенсаторов . П оэтому не рекомендуется их применять в гарантийный период , п оскольку появление в масле таких частиц более вероятно впериодобкатки нового двигателя — ред.). Газ вместо бензина. О б особенностях эксплуатации личных легковых машин на сжиженном газе журнал «За рулем» писал неоднократно (1989, № 6 и 8; 1990, № 12; 1991, № 6 и 12). К преимуществам использования газа в качестве топлива относят его меньшую цену по сравнению сбензиноми более мягкую работу двигателя, что позволяет надеяться на увеличение ресурса. Основываясь на своем опыте пользования газовой аппаратурой Новогрудского завода, м огу кое-что добавить к опубликованному. Во-первых, прежде чем монтировать приборы на машину, очень рекомендую разобрать газовый редуктор (не бойтесь снять пломбу — ничего сложного внутри нет), промыть его, чтобы избавиться от стружкии грязи, и снять заусенцы в отверстиях. Так же надо поступить стройником для подвода газа. Во-вторых, обратите особое внимание на проставку, устанавливаемую между нижней исредней частями карбюратора . Ее конструкция, возможно, технологична и удобна для завода-изготовителя, но для потребителя не годится. Д еловтом , что широкие газоводы впервуюивторуюкамерыкарбюратора перекрывает фольга, наклеенная на эту СИНА КОНКУРС «ИЩЕМ АВТОРОВ»ЧТО ХОРОШОТО ХОРОШОСегодня буквально на каждом углу автолюбителям предлагают всякие приспособления (обычно нехитрые, а порой сложные и дорогие) со словами: купи — сэкономишь бензин, или перестанешь доливать масло, или... Мы стараемся помочь читателям отличить действительно полезные вещи от поделок и откровенной халтуры. Автор предлагаемых заметок — автолюбитель с 16-летним стажем, москвич С. С АНЮК делится впечатлениями об эксплуатации устройств, с которыми он познакомился по публикациям в нашем журнале, и посчитал целесообразными на своей машине. Это гидрокомпенсаторы клапанных зазоров, газовое оборудование. Гидрокомпенсаторы (ЗР, 1989, № 12). Д ля тех, кто не знакомсустройством , п оясню его основные преимущества: отпадает необходимость врегулировке клапанных зазоров , снижается шумдви ­ гателя. К онструкция привлекает целес ообразностьюипродуманностью . Наибольший эффект она обещала как раз на двигателе ВАЗ-2105 сременнымпри ­ в одом распределительного вала, так как позволяла ликвидировать ишум клапанов. Проявив заинтересованность и, п рямоскажу , настойчивость вобщениисизго ­ товителем, к оторый наладил серийное производство и организовал установкуг идрокомпенсаторов , сумел весной прош ­ л ого года приобрестии установить их не только на свой автомобиль, но и на отцовский ВАЗ-2104, и на ВАЗ-2106 брата. За первый годсуммарныйпробег наших автомобилей составил около 60 тысяч километров . Никаких нареканий гид ­ р окомпенсаторы не вызывали. Памятуя о чрезвычайно малых зазорах в плунж ерных парах, м ы особенно следили, чтобы масло в двигателе было чистым, поэтому меняли егои фильтр в первое время через 8 тысяч километров , а не 10, как рекомендует инструкция. Этот до ­ полнительный расход (тогда совсем небольшой) с лихвой компенсировался более мягкойработой двигателя, а значит, и меньшим его износом . ( З аметим , что опыт редакционных испытаний и эксплуатации других автомобилей отн юдь не подтверждает необходимость такой частой замены масла. Случалось, е го заменяли дажереже , чем требует инструкция, что никак не сказалось на работе гидрокомпенсаторов . По-видимом у , более ранняя смена масла целесообразна только при обкатке нового двигателя. Н апомнимтакже , что потем ­ нение масла — т акже не повод к его быстрой замене , поскольку говорит не о потере смазывающих свойств, а об эффективной работе моющих присад ок — ред.). После пробегасгидрокомпенсатора ­ м и 20 тысяч километровмне пришлось снимать распределительный вал для замены маслосъемных колпачков клапанов. О смотр деталей газораспределительного механизма игидрокомпен ­ саторов'' показал, что все поверхности трения великолепно отполированы, сколько-нибудь заметной выработки, износа деталей нет. Вспомнилась беседа с одним из авторов разработки В. К оробо ­ в ым , к оторый проехал на своем автоЗА РУЛЕМ 8/9233