ТЕСТНаверное, многие видели это устройство на «живых» автомобилях или на фотографиях, но пока мало кому довелось оценить его пользу. В последнее время интерес к люкам возрос с появлением в продаже комплекта деталей (его делают малые предприятия), предназначенного для дооборудования автомобилей, отечественных и зарубежных. Что дает люк, как он устроен, можно ли сделать его своими силами! Этим вопросам посвящена статья инженеров М. СОВЕЙТОНА и С. ЛИСИЦКОГО, испытавших один из продающихся образцов.ОКНО НАД ГОЛОВОЙНачнем стого , что благоприятный микроклимат в салоне важен не только для комфор ­ та: от негр во многом зависит работоспособность водителя. Не над о объяснять, что, когда человеку за рулемслишкомжарко или, наоборот, холодно, ухудшается его реакция на изменение окружающей обстановки, замедляются действия, быстрее наступает усталость. Поддерживать благоприятный климат, а также обеспечивать про ­ зрачность стекол — задача систем отопления и вентиляции, которые в наших автомобилях, увы, не всегда с этим справляются. Гигиена труда водителя рекомендует, например, состояние «теплового комфорта», при котором температура воздуха у головы на 3—5 °С ниже, чем у ног. Причем такое соотношение должно сохраняться при различных температурах наружного воздуха. А разве теплый воздух, поднимаясь к потолку, не нарушает, особенно в жару, это условие? Сделать так, чтобы оно выполнялось и, к роме того, интенсивнее вентилировать салон, очень помогает люквкрыше . В некоторых условиях его эффект сопоставим даже с действием кондиционера. Различают два типа люков . Первый заложен вконструкцию кузова и устанавливается при сборкема ­ шины на заводе. Такими устройствам икомплектуют теперь многие зарубежные модели. Крышка люка (обычно стальная) м ожетприподни ­ маться или сдвигаться, прячась под обивку потолка. На дорогих моделях18 ЗА РУЛЕМ 8/92она имеет электрический привод, на тех, что подешевле — механический? водитель вращает рукоятку или передвигает рычаг. Второй тип люков — врезные, то есть монтируемые на готовый автомобиль (кстати, не обязательно новый), после вырезания окна вкрыше . К рышкиу них, как правило, п розрач ­ ные. О бразец такого люка, выпускаем огоМПП «Время», м ы испытывали на ВАЗ-2105. П режде всего, отм етим достаточно высокое качество изготовления его деталей (см. фото), внешне не уступающих зарубежным аналогам: затемненное, с сетчатым рисунком, полированное стеклокрышка, гладкие поверхности окан ­ товки, петель иручкирадуют глаз. Вызывает доверие надежное креп ­ ление люка (рис. 1), плотно прилегающее к окантовке стекло, четкостьи легкость его фиксации. Первое, что мы почувствовали при поездках, когда люк открыт, воздух у головы прохладнее. Это заметно улучшает самочувствие водителя и пассажиров. Второе, т оже приятное действие люка , — быстрое охлаждение салона после стоянки автомобиля на солнце: горячий воздух, скопившийся под пот олком , свободно выходит наружу, а при движении этот процесс еще ускоряется. Третье достоинство — интенсивная вытяжка (рис. 2), благодаря ко ­ т оройв салоне, где одновремен ­ но курили двое, не было запаха дыма. Есть у люка еще одна важная функция, к оторой нам, к счастью, воспользоваться не пришлось,— служить запасным выходом из салона, когда по каким-либо причинам не-Рис. 1. Установка люка в крыше: 1 — крышка люка; 2 — резиновый уплотнитель; 3 — окантовка; 4 — декоративный кант; 5 — винт; |П 6 — прижимная скоба; 7 — обивка потолка; 8 — крыша автомобиля; 9 — прокладка.Рис. 2. Схема обтекания люка воздухом. Скорость потока над люком больше, поэтому давление там ниже, чем в салоне.