ВЕРИТСЯ С ТРУДОМ...Едва ли многие знают, что наши легковые автомобили раза в четыре токсич ­ нее американских выпуска 1983 года ипозже . А со следующего года такое жесоотношение установится между нашими иевропейскимимоделями , так как с 1993 года Европейское Сообщество вводит у себя новые требования по токсичности отработавших газов легковых автомобилей, аналогичные американским . А что жеу нас? М ыбезразличныкзагрязнениюокружающей среды или все же нет? И менно эти вопросы задавали себе журналисты , направляясь 9 марта на прессконференцию по случаю подписания соглашения — к онтрактамежду «Энгельхард корпорейшн » , о дним из круп ­ нейших вмире поставщиков каталитических нейтрализаторов, с однойстороны , и представителями Министерства атомной энергетики иконкретно Уральского электр охимического комбината ( У ЭХК ) с дру ­ гой. По условиям контракта американцы передадут УЭХКлицензию на производ ­ ство автомобильных каталитических нейтрализаторов иокажут содействие в строительстве первогов России завода по их выпуску. Д лянего будут использованы производственные мощностиком ­ бината в Екатеринбурге. К рометого , «Энгельхард» п оможетв освоении технологии изготовления, организации испытаний итехнического обслуживания катализаторов. А мериканскаяфирма берется также обучить рабочий персонал. П роиз ­ водственная мощность завода — о коло2 миллионов нейтрализаторов для разных типов бензиновых двигателей в год, число занятых — о коло 200 человек. Ввод предприятия в эксплуатацию намечен на вторую половину 1994 года. Итак, сделан один из первых и важных шагов вблагородном деле защиты окружающейсредыи здоровья населения России — деле непростоми недешевом. Необходимо особо подчеркнуть, что оплата стоимости контракта в тверд ой валюте будет перечисляться не из российского многострадального бюджета (а сейчас это особенно остро воспринимается нами), а непосредственно из средств УЭХК. Уральский электрохимическийкомби ­ нат основан в 1949 году . О н лидер в производстве обогащенного урана в России, а также один из ведущих вмире изготовителей электрохимических генераторов для космических объектов. К рометого , У ЭХК разработал и выпускает при ­ б орыи системы управления технологич ескими процессами в атомной промыш ­ ленности. Потеря военных заказов заставила его начать конверсию . На валюту, в ырученную от продажиобогащенного урана, он купил у «Энгельхарда» лиценз июитехнологию , о которых шла речь. В результате передкомбинатомоткры ­ лась возможность выхода с нейтрализат орами на мировой автомобильный рынок . Вырученной от их сбыта валютой он смо ­ ж ет оплатить часть суммы контракта, а также попытается довести дотребуемо ­ г о уровня собственную разработку катал итического нейтрализатора смонобло ­ к ом - н осителем из гофрированной металлической жаропрочной ленты. 14 ЗА РУЛЕМ 8/92 Предполагается оснащать нейтрализат орамипрежде всего поставляемые на экспорт отечественные легковые автомобили, а такжеавтомобильнуюпродукцию для внутреннего рынка тех регионов СНГ, где будет использоваться неэтилированный бензин , п осколькутолькос ним иможет работать этот нейтрализатор. Это все прекрасно , и совместную инициативу «Энгельхарда» и УЭХКмытолько приветствуем — сдвинулось с места дорогое , казавшееся неподъем ­ ным дело . О чевидно , п оэтому на пресск онференции царил дух легкойэйфории . В выступлениях официальных лиц с российской стороны угадывалась даженеко ­ торая гордость в связи сприобщениемкпередовой западной технологии и возможностью в перспективе создания малотоксичных автотранспортных средств ивнашем Отечестве. Внимание присутствующих акцентировалась на том , что к 1996 году ожидаютсяпереход на неэтилированный бензини введение новых жестких нормативов на токсичность автотранспорта. Именно поэтому нельзя обойтись без каталитических нейтрализаторов отработавших газов... О днакомногих специалистов, з нако ­ мых спроблемамиэкологии автотранспорта, это известие не столькообра ­ довало, с колько заставило еще раз задуматься — р азрешима ли проблемав новых условиях хозяйственно-экономической жизни России? Где-то в начале 70-х годов наши и зап адноевропейские легковые автомобили по токсичности отработавших газов находились на одинаковом уровне. И бои тут и там работа в этой области начиналась практически с нуля. Но вот прошло 20 лет. Известная «семерка» е вропейскихпромышленно развитых стран ушла вперед, приближаясь к двадцатикратному (!) у ме ­ н ьшению токсичных выбросов легковымиавтомобилями , как это уже было достигнуто вСША . У нас жев результате ряда дешевых и нехитрых мероприятий нормативы токсичности для легковых автом обилей ужесточились к 1982 годупри ­ м ерно вдвое и... д о сих пор застыли на этом уровне . * Причина — а продолжающемсяпроиз ­ водстве этилированного бензина. Хотя... В середине 80-х годов была разрабо ­ тана «Государственная программа охраны окружающейсреды на 1991—1995 годыи на перспективу до 2005 года». В со ­ ответствии с ней намечалось переоснащение нефтеперерабатывающих заводов на производство неэтилированного бензи ­ на и создание малотоксичных автотранспортных средств. Стоимость этих работ оценивалась в десятки миллиардов руб ­ лей, и это — п отогдашним ценам. Сегодня умножьте все это на десять — и вам станет ясно, что таких денег ни укого нет и перспектив на реализ ацию Государственной программытоже нет. П ричем особенно важно, что в существующей экономической неразберихе ни укого нет и стимулов как впроиз ­ водстве, так ив потреблении малоток ­ сичных автомобилей. Посудите сами, т олько простейший окислительный катализатор для «Волги» стоит 9 000 рублей, а для грузовика ЗИЛ-130/4310 — 16 000 рублей. М ного найдется желающих доплатить кимеющейся цене еще, с кажем , 20—30 тысяч рублей? Едва ли. А ведь еще надо учесть, что где-то придется изыскивать средства для производства не только самих катализаторов, но и электронных компонентов антитоксичных си ­ стем, для создания и производства новых топливозаправочных колонок, средств диагностики иприборного обеспечения контроля токсичности автомобилей в эксплуатации, обучения специалистов и т. д. В итоге мыподходимкследую ­ щ ему неутешительному выводу: существ ующеехозяйственно - э кономическое пол ожение России не позволит до конца этого столетия реализовать имеющиесяпрограммы охраны окружающейсреды и, в частности, создания малотоксичных автотранспортных средств. Реально, п ожалуй , лишь частичное ре ­ шение проблемы , да и то в зависимости от складывающейся экономическойипо ­ литической ситуации. Н апример , создание особых территориальных зонсмалоток ­ сичным автотранспортом , с кажем , в Мо-. скве, Екатеринбурге или Сочи. Не исклю ­ чено и частичное оснащение нейтрализат орами отработавших газов некоторых видов автотранспорта, н апримергород ­ ских автобусов. Но не больше. И, наконец, едва ли все это возможнобез принятия соответствующего Закона об охране атмосферы от загрязнений автот ранспортом , где были бы установлены не только нормативы иметодыконт ­ роля выбросов токсичных веществ, но и самое главное — э кономические стим улы . С однойстороны , они должныпоощрять производителей и потребителей к выпуску и эксплуатации более дорого ­ стоящей малотоксичной техники , а сдру ­ г ой — н еобходимы штрафные санкции за эксплуатацию особозагрязняющих атм осферу автомобилей. В результате же всего этого нам не уйти от пессимистических прогнозов относительно успехов на экологическом фронте, не избежать констатации того печального факта, что из-за дефицита «казенных средств» б орьба за чистый воздух будет вестись восновном за счет налогоплательщиков, то есть нас с вами. Но вот в чем вопрос. К аквидим , с егоднясовершенно нет ясности спер ­ спективой производства неэтилированного бензина, электронных компонентов антитоксичных систем, газоанализаторов и других элементов, о которых шла речь. О чевидно , ситуация была такой жеи до подписания соглашения с «Энгельхардом» и безособого труда прогнозировалась на ближайшиегоды . Следовательно, заранее было ясно, что если и станем делать каталитические нейтрализаторы, то не для себя, а на экспорт. Д аи то, как говорится, слава Богу. Д о сих пор наша страна "лидировала в экспорте платины, родия и других благородных металлов, к оторые там, на Западе, использовались в производстве нейтрализ аторов . А теперь будем экспортировать тот же металл плюс труд , в ложенныйв изготовление нейтрализаторов. Остается надеяться, что хотя бы часть валюты, вырученной от их сбыта, пойдет на развитие автомобилестроения. М . ТЕПЛОВ