Окончание. Начало — на стр. 38 ла у двигателей иномарок трудно. Ц епнойпривод ( к ак правило, с гидро натяжителем) на некоторых моторах сохранился до сих пор . С точкизренияремонта он все же предпочтительнее, а в эксплуатации — н адежнее . При нор ­ мальной работе (натяжении) цепь не рвется и, в отличие от ремня , м ожет быть заменена нашей отечественной ( в ме ­ сте со звездочками ) . В целом следует заметить, что ре ­ монт кривошипно-шатунного механизма европейских и американских моторовобычнопроще , ч ем японских. Это связано свозможностьюподбораидо ­ р аботки деталей от отечественных мо ­ торов.ЗАЛЬЕМ «КАСТРОЛЬ»В наших «масляных проблемах» появился принципиально новый фактор: российским рынком сбыта заинтересовались виднейшие зарубежные производители. И пока, если верить слухам, гиганты «Шелл» и «Мобил» ведут проработку и «наводят мосты», другие фирмы активно действуют в чисто практическом ключе. Д ляпожилых автомобилистов, в мо ­ лодости проявлявших интерес к автоспорту, название «Кастроль» звучит почти музыкой . В озможно , благодаря тому , что эта фирма издавна делала масла для го ­ нок и ралли, ее имяприобрелоу нас какую - т оособую известность. При этом реальную продукциюсмаркой «Кастроль» почти никтоив глаза не видывал, не говоряужотом , чтобы ей пользоваться. Единственное, что как-то- д о нас до ­ ходило — красно-зеленые фирменные наклейки. И вдруг сюрприз : выпуск популярного «ширпотребного» моторного сорта «Кастроль ГТИкс» начат у нас, в Волгограде. С овместноепроизводствооргани ­ зовано фирмой «Бурмах Ойл Хандельсгезельшафт» (так сегодня именуютсяп роизводители масел «Кастроль» в Европе) и Волгоградскимнефтеперегоннымзаводом . Но почему выбран именно «ГТИкс», а не более поздниеразработ ­ к и «ГТИкс-2» или «ГТИкс-3»? А ргументы представителей фирмы вполне резонны : масла класса «SF» ( о переходе на меж ­ д ународную классификацию качества рассказывалось в статье «К достатку через качество» — ЗР, 1991, № 6) наиболее точно соответствуют техническомууров ­ н ю наших нынешних двигателей; п риме ­ нять для них более высококачественные идорогие сорта было быэкономически не оправдано. Что ж , и «ГТИкс» б ездвой ­ к и или тройки — х орошийподарок для наших моторов . А особенноотрадно , что масштаб производства вперспекти ­ ве намечено довести до 50 тысяч тонн вгод , т о есть примерно четверть потреб ­ ности отечественного парка машин . Остается добавить, что повопросам оптовых поставок сделанного в Волгограде масла «Кастроль» ц елесообразнооб ­ ращаться в представительство фирмы (117426, М осква , у л . О бручева , 4, к орп . 2), а розничнуюторговлю берут на себя несколько организаций, с редикоторыхпервым был профессиональный спортив ­ ный клуб КамАЗ (121552, М осква , ул. К ры ­ латская, 8, стадион).АНТИФРИЗ ПРОФЕССОРА БАРАННИКАВремя от времени, мы знакомим читателей с новыми эксплуатационными материалами. Правда, антифриз, о котором идет речь, пока не появился на прилавках магазинов, но мы надеемся, что информация о нем заинтересует и автолюбителей, и тех, кто способен ускорить промышленное освоение новинки. С ловом «антифриз» (от английского глагола «замерзать») о бозначают незам ерзающиежидкости для систем охл аждения . Впервые они появились в 20-е годы . Сначала их готовили на основе трехатомного спирта — глицерина, но он слишком вязкий. Поэтому вскореему на замену пришел двухатомный спирт — этиленгликоль. Глицерин получали на мыловаренных фабриках, а для этиленгликоля пришлось строить специальные заводы. С тех порположение мало изменилось: н есмотря на появление новых, более совершенных сортов антифризов, основой их на протяжениимногих десятилетий остается этиленгликоль — ядовитый и агрессивный. З аметим , что отечественные незамерзающиежидкости для охлаждения двигателей — « А нтифриз » , «Лена» и «Тосол» — сделаны на тойже основе. Лишь в 90-е годы благодаря успехам химии наметился прорыв к высотам, занятым гликолевыми антифризами. Сег одня это прозвучит странно, но есть предпосылкитого , что наступление начнется в нашей стране, г де разработан принципиально новый антифриз, о бладаю ­ щий целымрядом преимуществ по сравн ениюс «Тосолом». К огда он начнет поступать впродажу , то, п о - в идимому ,станет называться « А рктика » . Сравним обе жидкости. • Минимальная температура, н ижеко ­ т оройантифризом пользоваться нельзя, у «Тосола-А40М» — минус сорок градусов, а «Арктики-45» — минус сорок пять. Это значит, что оба они пригодны для использования в большинстве регионов нашей страны. Разницу в пять градусов нельзя считать большимпреимуществом : есть антифризы, не замерзающиеипри шестидесяти. Главный недостаток «Тосола», как илю ­ б огогликолевого антифриза — т оксич ­ ность. Она настолько велика, что если вылить его на землю , в этом месте долго не растет трава. Смертельная доза чистого этиленгликоля для взросло ­ г очеловека — о коло ста граммов . Попадая ворганизм , гликолевые антифризы вызывают состояние опьянения, правда, на короткоевремя , а потом наступает отравление, п ричем весьма вероя ­ тен летальный исход. Беда ивтом , что этиленгликоль сладкий на вкус (на это, кстати, у казы ­ вает название: от греческого «гликос» — сладкий). В Германии, где антифризом заправляют системы отопления частных домов , известен случай, к огда четырехлетний ребенок лизал сладкие капли жидкости , вытекавшей из батареи. Исход был печален. Этот случай вызвал общест ­ венный резонанс. Сладость «Тосола» смышленые автол юбители используют для проверкиего качества. Известно, что растворы солей, в том числе поваренной, не замерзают . Рыночные торговцыпродают их, п одкра ­ сив синькой , п одвидом «Тосола». Если использовать такой «антифриз», то через короткоевремякоррозия начинает разъедать двигатель. Чтобы определить под ­ д елку , достаточно опустить палец в раст вори облизать его : если кислый — значит, соль, сладкий — «Тосол». Только не увлекайтесь дегустацией: есть риск отправиться в иной мир . Антифриз « А рктика » не содержит этиленгликоля, а состоит как раз из раствора солей, п ричем относительно без ­ вредных. Пить такой не будут — ни сладости, ни кайфа. Если же вылить на зем ­ л ю , растения воспримут его как удобре ­ ние. Кстати, на территориибывшегоСоюза выливается 200—300 тысяч тонн гликолевых антифризов. О ни попадают вгрунтовые воды и растворяются в них. А мыпьем эту воду. Во многих странах антифризы восстанавливают иповторно используют, у нас, в идимо , д о этого не доходят руки . П очемуже « А рктика » не разъедает двигатель? Чтобы ответить на этот вопрос , н емного отвлечемся от нашей темы . Вам наверняка приходилось (из окнапоез ­ да или с перрона) видеть цистерны с надписью « О сторожно , кислота»? И, м о ­ ж ет , вы задавали себе вопрос, п очему столь агрессивное вещество не разъедает стальную цистерну. Ответ простой : в кислоту добавляют вещества, з амед ­ ляющие коррозию , — ингибиторы. Автор антифриза « А рктика » — д окторхимиче ­ ских наук профессор В. Баранник за изобретение ингибиторов для кислоты получил Государственную премию (еще когда она называлась Сталинской). Подобрать смесь солей для антифриза сравнительно несложно , а вот придумать для них ингибитор пока не удалось никому , к роме профессора Баранника. О кончание — на стр. 4340ЗА РУЛЕМ 8/92