ШЛАГБАУМ ПЕРЕД БАМПЕРОМГраницы с бывшими союзными республиками водители раньше просто не замечали. Стоял удорогискром ­ ный указатель, а мимо , не снижая ско ­ рости, проносились автомобили. Теперь ситуация на приграничных участках маги ­ стралей круто изменилась. Появились до ­ р ожные знаки «Таможня», ж елезобетон ­ ные блоки , наполовину перекрывающие шоссе, полосатые шлагбаумы, милиционер ыс автоматами, придирчиво осматривающие каждую машину. Словом, граница... С оюз распался, нет больше единой страны, но осталось множество связей междулюдьми , к оторые населяют отдельные государства. Жизнь продолжается нес мотря на революциииконтрреволюции , и граждане одной суверенной страны, если есть хоть малейшая возможность , будут ездить, как принято сейчас гово ­ рить, по дорогамединогоэкономического пространства. А раз так, то пока на рубль еще можно что-то купить, будут поку ­ пать. Таможенники работают как по одну, так и по другую сторону границы. Нап ример , если вы захотите вывезти из Латвии остродефицитный товар, с кажем ,цветной телевизор, по цене 20 тысяч руб ­ лей, то вам необходимо зайти водно из отделений национального таможенного департамента и купить лицензию на право вывоза. Стоит она 90 процентов от цены покупки . Итого: 38 тысяч «деревянных». Но есть варианты ипокруче . В Закарпатье на Ужгородскомконтрольнопропускном пункте стали требовать от автомобилистов, п роезжающих на террито ­ р ию Чехословакии на своих машинах, д ол ­ лары, к оторые , по утверждению властей, будут направлены на благое дело улучшения экологии района. Так что путешественников ждут самые неожиданные сюрпри ­ зы, к оторые приготовили для них тамож енники соседних государств. Впрочем, теперь уже никто ничему не удивляется: если появились границы, без таможни нельзя. Вот ив России родилось правительственное постановление «Об ограничении вывоза товаров народного потребления из Российской Федерации » . Стоит только посмотреть на новый там оженный перечень ( с м . ЗР, 1992, № 7), чтобы понять: запрещено к вывозу практически все. На первый взгляд, м ожет показаться, что такие мерыслишкомкрутыи жестк и . На самомже деле Россия вынужде ­ на была сделать этот шаг последней. Д ру ­ гие бывшие республики, а ныне независимые государства сделали его значительно раньше — два или полтора года назад. О днако , если есть границы — будут контрабандисты. Л овкие ребята обходят любые запреты, собственно, в этом и заключается их работа: обманул закон — получил барыш . Д ельцы играют на временных трудностях, на разнице в ценах. Например, на проселочных дорогах пограничных районов России и Прибалтик ик вечеру замечают скопление бензо ­ возов с российскими номерамии легковых автомобилей с прибалтийскими. Идет интенсивная продажа бензина игорюче ­ смазочных материалов. Это нелегальный, но еще мирный вариант разрешения экономических перекосов и напряжения. А вот случай, п роизошедшийв Печорс ком районе 12 февраля 1992 года, у же более военизированный. Сотрудники ми ­ лиции задержали КамАЗс эстонскими номерами , в кузове было 12 тонн алюм иния . Без документов . Сотрудникам предложили взятку. Они отказались. Груз задержали, а контрабандистов отпустили. Н очью они вернулись, напали на сторожа ,АВТОМОБИЛЬ И ОБЩЕСТВО10 ЗА РУЛЕМ 9/92