БАГАЖНИК НА КРЫШЕПожалуй, это наиболее распространенный у нас предмет дополнительного оборудования автомобиля. Однако в обиходе наших автолюбителей — лишь простейшие конструкции: металлические решетки с бортиками или без них, опирающиеся на водосточные желоба крыши. М ежду тем за рубежом выпускают сотни типов багажников, не только универсальных, но и специализированных. Для чего они предназначены, стоит ли такой доставать (или мастерить самому], ну и, конечно, о том, какой предпочесть из числа продающихся в наших магазинах, рассказывает инженер А. Ф ОМИН . Надеемся, его статья заинтересует и производственников: может, тогда иу нас появится выбор современных, высокого качества изделий! Возможности легкового автомобиля для перевозки груза ограниченны : желания владельца могут их намного превосходить. Поэтому конструкторыпридума ­ ли множество приспособлений, п озво ­ ляющих если не превратить легковую машину в грузовик, т о , по меньшей мере , удвоить ее возможности для перевозкигруза : прицепы, дополнительные багажни ­ ки, складывающиеся сиденья. О бъем багажника у автомобилей с куз овом «седан» — 0,3...0,5 м3 . У хэтчбеков за счет складывания заднего сиденья егоможно увеличить до 1,0...1,2 м3 , в универс алах — до 1,5...2 м3 . Поэтому именно седаны чаще других нуждаютсявдопол ­ нительном багажнике . Д ля них используют два типа таких приспособлений: м онти ­ р уемые на крышу (они широко распространены) и мало известные у нас конструк ­ ции, к оторые крепятся ккрышке основн ого багажника (рис. 1). Вторые менее грузоподъемны (не бо ­ лее 30 кг ) , но весьма удобны для небольших по размерами массе предметов , к которымнуженлегкий доступ во время остановки (канистра сбензином , туристс кое снаряжение). К достоинствам здесь можно отнести и то, что низкорасположен центр тяжести груза. Такой багажник споклажей (если только она не выступает за верхний габарит автомобиля) не слишк ом ухудшает аэродинамику « к оробко ­ образных» кузовов — следовательно, почти не увеличивается расход топлива — и позволяет двигаться с высокой скоростью . У данного варианта есть и недостатки: затруднен обзорчерез заднее стекло, мала грузоподъемность, ограниченная не только прочностью крышкибагажного отсека, но ивозможностями задней под ­ вески. Судя по всему, наружный багажник на крышкеосновногоскоро уйдет впрошлое , так и не успев стать по-настоящему попул ярным . Д еловтом , что у многих современных автомобилей длина крышки баг ажного отсека всего 30...35 см — на такой трудно разместить груз , а заднее стекло наклонено столь сильно, что не создает аэродинамической «тени». Д аи недостатков у этой схемы хватает. «Классические» б агажники на крыше были и, по-видимому, останутся наиболее распространенными. Существуют разные конструкции : р азборныеи неразборные, универсальные и специализированные, с четырьмя и шестью опорами . 38 ЗА РУЛЕМ 9/92На традиционный вопрос «какой лучше?» начнем отвечать по порядку . Разб орный или неразборный? Д ля тех, у кого есть гараж, лучше нер азборный — он надежнее и дешевле, да и вряд ли найдутся желающие разбирать багажник , если можно просто прислонить его к стенке или повесить подкрышей гаража. Казалось бы , т ем , чья машина хранится на открытой стоянке икомубагажникнужен лишь несколько раз в году, у добнееразборный — е гоможнов более компакт ­ н ом виде убрать в шкаф или на антресоль. О днако практика показывает, что и такие багажники большинство владельцев все же хранят на балконе собранными . Чтобы потом их все-таки можно было разобрать, не забудьте смазать болты и гайки, а на резьбовые «хвостики» нанести пластилин. Тип багажника выбирают (если есть из чего) в зависимости от перевозимогогруза . У большинства автолюбителей это садовый инвентарь, стройматериалы и крупногабаритная бытовая техника, р е ­ ж е — мебель. И м , к онечно , н уженунивер ­ сальный багажник . При его покупкеобра ­ тите внимание на следующиеособен ­ ности. Ч емменьше отдельных элементов (и соединений) в конструкции , т ем она жест ­ че, стабильнее. В озможностьрегулиро ­ вания по ширине ( п од разные марки машин) не лишняя, но и не главная: часто ли мыменяем свои машины. Л учше , чтобы грузовая платформа не имела бортов впер едиисзади : это удобнееприперевозке длинных предметов (досок, саженцев и т. п.). Постарайтесь купить багажник из нержавеющего материала (алюминий) или сдолговечным защитным покрытием. О крашенныемогутрезко отличаться по цвету от самой машины, а главное — причастом пользовании эмаль облетает и баг ажник приобретает неопрятный вид. Но есть среди автолюбителей и такие счастливцы, к ому приходится возить тольк о (или чаще всего) снаряжение для активн ого досуга. Здесь гораздо удобнее специализированные багажники , которых пока не выпускают у нас, зато во множестведелают за рубежом , — для перевозкилыж (рис. 2), велосипедов (рис. 3), виндсерферов (рис. 4) и т. п. Их основу обычно составляют две поперечины сопорами . Крепление ккрышенередкоприспо ­ сабливают для конкретноймодели (рис. 5), п осколькужелобов , служивших универсальной опорой , теперь нет. На поперечи ­ нах устанавливают захваты, к онструкциякоторых зависит от вида инвентаря. Поперечины делают чаще всего из стандартных труб прямоугольного сечения, поэтому они могут быть, н апример , изготовлены однойфирмой , а захваты — д ругой , чья конструкция удобнее. Привычные нам грузовые платформы здесь про ­ д ают наряду с захватами, как дополнение кнесущим поперечинам. И ными словами, к аждый вправе приобрести тот набор креплений, который ему необходим; привязывать лыжик решетчатой платформе нет нужды . Преимущество специализированных багажниковочевидно : м ожно быть увер енным , что лыжи не потеряются по доро ­ ге, что их не украдут, если вы на пару минут оставите автомобиль без присмот ­ р а , — на всех подобных конструкциях имеютсязамки (рис. 6). А главное — нич его не надо привязывать. Что касается досок для катания подпарусом (виндсерферов) и монолыж для спуска сгор , багажники для них очень близки по конструкцииклыжными отличаются лишь формой захватов. Велосипеды перевозят обычнов «стоячем» п оложении , закрепляя их на специальных трубах, расположенных вдоль оси автомобиля, при помощидержателей , захватывающих обода колес. В другом варианте у велосипеда снимается перед ­ нее колесо и вилка фиксируется двумяэксцентриковымизажимами , а заднее колесо устанавливается на упорах. О беконструкции очень удобны , но не слишком рациональны с точки зрения аэродинам ики . М енее удачны системы сопоройперевернутого велосипеда за руль и седло: е го , как правило, не удается закрепить достаточно жестко . Д лязарубежных багажников характ ерно использование пластмассы в качестве облицовочного материала ибыстро ­ действующих фиксаторов — как для креп ­ ления груза, так и самих багажников . К онструкции отличаются большимразно ­ образием. На крышах многих зарубежных универ ­ салов можно увидеть длинные планки на опорах, с виду напоминающиепоручни . Это так называемые релинги — к ронштей ­ ны, к которым крепят поперечины, несущ иегруз . П омимо практической, релинги несут идекоративнуюфункцию . Дальнейшее развитие конструкции наружного багажника — с кибокс : как явствует из его названия, ящик для лыж. О н представляет собой легкий пластиковый кофробтекаемойформы полезным объем ом 0,2...0,5 м3 , к оторый закрепляется на крыше автомобиля спомощью двух скоб (рис. 7). Внутри есть крепления для лыж, лыжных палок, ботинок ипрочего инвентаря. С кибокс более универсален, ч ем Окончание — на стр. 41.Рнс. 1 . Грузовая платформа на крышке багажного отсека.Рис. 2. Багажник для нескольких пар лыж.Рис. 3. Багажник для велосипеда: комбинация продольных опор на крыше универсала, закрепленных на них поперечин и специальных кронштейнов. ,