Окончание. Начало — на стр. 38. специальный багажник иможет быть использован для любых небольших грузов. «Аэродинамическая» форма такого багажника убеждает, что он поможет сберечь все дорожающий бензин, но внешность обманчива. Исследования, проведенные немецкими специалистами, о которых сообщил журнал «Ауто мотор унд шпорт», нарисовали интересную картину. Если принять аэродинамическое сопротивление автомобиля (произведение коэффициента аэродинамического сопротивления Сх на площадь наибольшего поперечного сечения) без багажника за 100 %, то у машины со скобами, но без держателей лыж оно составит 117 % , с пустым багажником для лыж — 1 30 % , со скибоксом — 134 %, с лыжным багажником и шестью парами лыж — 1 38 % . Как видим, даже обтекаемый ящик на крыше создает весьма солидное сопротивление движению. Разница жев сопротивлении скибокса и лыжного багажника невелика, чего нельзя сказать о цене: скибоксы за рубежом стоят от 350 до 1000 долларов, а багажники — от 100 до 300. Казалось бы, к чему нам их проблемы. Ан нет... У нас, оказывается, т оже производят эти изделия. Обыкновенный универсальный багажник стоит сейчас 800 рублей, а кооперативный скибокс сомнительного качества при весьма солидной массе (явно не меньше 25 кг) — шесть тысяч ( I ) Зато — красивый... Раз уж мы заговорили о весовых параметрах, стоит напомнить, что грузоподъемность багажника определяется не столько его конструкцией, сколько прочностью элементов кузова (желобков, стоек и т. п.), на которые приходится дополнительная нагрузка, а также возможностями подвески автомобиля. Для отечественных машин стандартная нагрузка — не более 50 кг. Повышенной (до 100 кг) грузоподъемностью отличается «шестилапый» багажник, предназначенный специально для машин с кузовом «универсал»: благодаря дополнительным опорам нагрузка на кузов распределяется более равномерно. Такой багажник, поставленный на седан, конечно, должен увеличить его возможности, однако крыша седана намного короче, чем универсала, а желобки на заднем конце крыши ниже. А так как все опоры одинаковой длины, то при установке багажник приобретает форму «домика» (рис. 8) и вся нагрузка приходится на средние опоры. Поэтому надо обязательно выровнять багажник — например, укоротив средние «лапы». Итак, багажник на крыше позволяет перевезти груз не столько большой массы, сколько габарита. Но и за это надо платить — ухудшением скоростных возможностей автомобиля, его экономичности и устойчивости. О превышении допустимой скорости багажник и груз напоминают к тому же весьма неприятными звуками. М не довелось видеть (и слышать) своеобразный орган, который соорудил на крыше своего автомобиля один из дачников, перевозя асбоцементные трубы. Впечатление от «музыки» было сильным. Но если говорить серьезно, то с грузом на крыше 90 км / ч — предел, который не стоит превышать. И дело не только в Правилах дорожного движения и экономии бензина: главное в том, что центр тяжести автомобиля значи-Рнс. 4. Багажник для виндсерфера.Рис. 5. Крепление багажника на зарубежных машинах нередко зависит от особенностей кузова.Рис. 6. Кронштейн для лыж запирается на замок.Рис. 7. «Ящик» для перевозки лыж — скибокс.Рис. 8. Неправильно установпенный багажник. тельно выше, а устойчивость соответственно хуже. Порывы бокового ветра тоже становятся опаснее из-за возросшей площади машины, а на высокой скорости справиться с ними труднее. Отсюда первое правило: закреплять груз только «лежа» и тяжелыми частями вниз, Второе: располагайте груз как можно ближе к передней части — это облегчит работу задней подвески и не так сильно ухудшит управляемость. Третье правило: крепко привязывайте вещи к багажнику и не забывайте время от времени проверять крепление. Для крепления груза можно помимо обычной (и наиболее надежной) веревки использовать эластичные шнуры — отдельные или собранные в «паук». Следует только помнить, что резиновые нити довольно быстро стареют и теряют упругость. И последнее: даже небольшой кусочек веревки, развеваясь на ветру и задевая за крышу автомобиля, способен за короткое время стереть краску до металла. Не стоит забывать ио таких мелочах. ЗА РУЛЕМ 9/92 41