КЛГБЩ ИНФОРМАЦИЯ Щ ИЗ КОПИЛКИ БЫВАЛЫХ Щ ЛЕКТОРИИРаздел ведут редакторы В. АРКУША, Б. СИНЕЛЬНИКОВ, Д ПОСТНИКОВ.АВТОЛЮБИТЕЛЕЙвещение» к аждый западноевропейский водитель мог воспользоваться услугами постов диагностики бесплатно идобро ­ вольно. Если ужв странах срыночнойэкономикой , где умеют считать деньги , п риборы освещения автолюбителям об ­ с луживаютзадаром — значит, п роблема действительно серьезная. В Германии самым распространенным дефектомуприборов освещения оказалась неправильная регулировка фар, п ричемв 27,7 % случаев они были направлены выше, ч емнужно , и слепили водителей встречных машин , в 24 , 4 % — н иже , а в 12 % луч был смещен вправо или влево. Но вернемся на Родину. П очему всетаки владельцы автомобилей не регули ­ р уюти не ремонтируютприборы освещения? Точных данных для ответа на этот вопростакже нет, но можно предп оложить , что основные причины — лень, д ороговизна сервиса, отсутствие оборудо ­ вания для самостоятельной регулировки . Что касается лентяев, то их должна наставлять на путь истинный Госавтоинспекция, чтобы они не ослепляли дру ­ гих. Беда втом , что сама ГАИ не имеет достаточного количества нужныхприборови поэтому проверяет фары по принципу : горят — не горят. Д ороговизна обусловлена тем , что крупные СТО предпочитаютпроводить комплексную диагностику — так легче выполнить план. М аленькие ( к ооператив ­ ные, частные) пункты автосервиса моглибы составить здесь серьезнуюконкурен ­ ц ию . Наверняка будет немало желающих проверить и отрегулировать освещение, если это недорогои где-нибудь рядомсбензоколонкой , а не за полсотни верст, д аещес предварительной записью. Но все опять упирается воборудование . В самом деле, экран с разметкой занимает много места, вдобавок для него нужнопомещение , иначе регулировать фары придется только по ночам . О тноси ­ тельно небольшие приборы , к оторые не нуждаются в экране, а крометого , п озволяют измерять силу света, все-таки велики для мастерской , где вмаленьком сарайчике то заменяют масло, то сваривают, то красят — а тут еще мешает устрой ­ ство для контроля фар. Кстати, б ольшую часть таких приборов для СТО в свое время купили за валюту. Итак, для самостоятельной регулиров ­ ки нужен какой-то другойприбор — еще болеекомпактныйи совсем недорогой . П риобрестибы , н апример , о дин такой на автостоянку, и каждыйжелающийсмог бы заняться своими фарами. М ожем обрадовать читателей и владельцев мастерских автосервиса: такой прибор есть. О н носит странноватое название ПРАФ-9 ( п риборрегулировки автомобильных фар, м одель девятая) и сконструирован водном из хозрасчетных подразделений НПО «Автоэлектроника» — а рендном коллективе «Луч». Л аборатория , где родилось устройство, у жемного лет разрабатывает подобноеоборудованиеив кругах специалистов известна тем , что лицензию на один из ее приборов для контроля фар приобрелконцерн «Бош» — далеко не каждаяорга -ФАРЫ СВЕТЯТ «ПО НАУКЕ»О фарах мы обычно вспоминаем, когда перегорела лампа или разбили стекло (рассеиватель). Регулируем их редко. Д аи как это сделать! Кажется, в ближайшее время появится возможность провести диагностику и отрегулировать фары при помощи оригинального прибора, созданного специалистами НПО «Автоэлектроника». Из предлагаемой статьи вы узнаете не только о самом приборе, но ио некоторых проблемах , связанных сего появлением. Пытаясь отрегулировать фары, м но ­ гие, наверняка, поступали так: использовали в качестве экрана какой-нибудь забор без всякой разметкии устанавливали свет на глазок. П ричем точность регули ­ р овки зависит от... роста владельца автомобиля: распространено мнение , что граница светового пятна должна быть на уровнеколен . Понятно, что такой способ , м ягко говоря, не очень хорош . М еждутем безопасность автомобиля во многом зависит от правильной работы фар, указателей поворота, стоп-сигналов и т. д. По данным ГАИ, о коло 30 % д орожно - т ранспортных происшествий случается из-за неисправностей приборов освещения. К аждыйможет убедиться, что машин сподобнымидефектами на дорогах предостаточно. С колькоточно — неизвестно, никто не считал. Представляет интерес зарубежная статистика: оказывается, и там неисправности светотехники не так ужредки . Во 32 ЗА РУЛЕМ 9/92Ф ранциив 1987 году на сто проверен ­ ных автомобилей, бывших в эксплуатации не более пяти лет, приходилось 65 дефектов уприборов освещения и сигнализации. Д ля сравнения сообщим , что на втором месте тормозная система — 39 неисправностей (данные ассоциации обществ автомобилистов Франции — АФА). В томжегодув Германии неисправности приборов освещения обнаружены на 75 % проверенных легковых машин . По даннымнемецкого автоклуба АДАК , их количество снижается : в 1990 году — у же 60 %. Во времямеждународнойакции «Ос-Рис. 1. ПРАФ-9 в транспортном состоянии,