КРЫЛЬЯ, НЕ ДАЮЩИЕ УПАСТЬА ведь еще недавно верилось, что вот-вот пойдут вбурный рост частные авторемонтные мастерские, станции об ­ служивания, что промышленныепред ­ приятия взамен разрушенных вертикальных связей наладят с партнерами бо ­ лее надежные, горизонтальные, и нак онец - т оможно будет покупать запчасти без очередейи по вполне приемлемым ценам. Увы, ж изнь (в которыйраз ! ) о каза ­ лась не столь радужнойиодномерной , как прогнозы политиков и публицистов, о крашенныев оптимистичные тона. Д а ­ ж етем , чья продукция нарасхват, п рихо ­ дится нынче туго — о ттого , наверно, н емногожелающихим последовать... Девять лет назад Дмитровский автор емонтный завод вПодмосковье освоил выпуск крыльев для «Волги» ГАЗ-24. Это был один из заказов областного производственного объединения пассаж ирского автотранспорта, к оторомуДАРЗ подчиняется поныне, хотя и получил нек оторую самостоятельность спереходом на аренду. Сегодня ассортимент запчастей заметно расширился. Это уже не только крылья, но и панель задка, «короба» и пороги , к рышкабагажникаи капот. В ближайшей перспективе план ируют выпускать кузоввсборе . А гре гатно-механический цех, п омимо изготовления ремкомплекта передней подвески для ГАЗ-24, приступил к выпуску домкра ­ тов. И это в то время , к огдамно ­ гие из подобных предприятий не наращивают, а снижают темпы производства, едва сводят концысконцами , п режде всего из-за отсутствия металла. Исторически сложилось так, что по ­ строенный в 1957 году Дмитровский авторемонтный никогда и ничего не получал пофондам , а был вынужден сам находить поставщиков сырья иоборудо ­ вания. Но именно благодаря столь бога ­ т ому опыту самостоятельной жизни завод ив нынешней ситуации не оказался на голодном пайке. По крайней мере, листовым металлом для деталей кузова ДАРЗ обеспечен до конца года. Не давай бедняку рыбу, гласит древняя мудрость, н о научи его ловить рыбу. Ну, а мы , д ойдя почти до нищенской жизни , все меньшеверимв собственные силы. П ри работе в две смены и стабильном обеспечении металлом рабочие ДАРЗамогут отштамповать за месяц примерно 800 крыльев, но всреднем цех выдает «на-гора» т олько 500. П ро ­ цесс изготовления кузовных деталей из листа толщиной 0,9 мм включает в себя шесть основных операций. Д ля крыла, нап ример , к роме двух больших штампов нужны еще шесть маленьких, с помощьюкоторых делаются отдельные отверстия и выемки. Ничего сложногов этой технологии нет. Пожалуй, единственная серьезная проблема, с котороймогут столкнуться энтузиасты, решившие освоить выпуск кузовных деталей на своем прессовом оборудовании , — это хорошийштамп . Д е ­ л овтом , что для массового произ ­ водства частей кузова используется, как правило, чугунный штамп, изготовить ко ­ т орый вне специального производства простоневозможно . О днако при небольшом «тираже» от чугуна можнои откаУдивительно, но коротенькая информация о том, что ив одном из заводов расширяется производство запчастей для автомобилей «Волга» (ЗР, 1992, № 3), вызвала живой интерес. Видимо, нас так настойчиво атакуют предложениями о покупке акций, облигаций и брокерских мест, что на их фоне подобное сообщение невольно привлекло внимание. Оказывается, что-то все-таки производят, а не только продают и перепродают! товления штампов, и, к онечноже , от цены металла. Если лист куплен по 1500 руб ­ лей за тонну, о дно крыло будет стоить 1241 рубль, но если пришла партия металла по цене 2800 рублей, тогда — извините, д орогие автомобилисты, но завод сможет вам предложить точно такое жекрылоуже за 1706 рублей . Еще нужно уплатить немалые налоги, учесть транспортные расходы. Все это опятьтаки входит в себестоимость, и цена изделия распухает до едва доступных размеров . А мы-то недоумеваем , п о ­ чему в стране не становится больше авторемонтных мастерских... Стоит ли вообще удивляться постеп енномувымиранию богатых иконку ­ рентоспособных предприятий, занятых производством реальных товаров и услуг, а не всякого рода «ценных» бумаг? Ведь, к роме головной боли, п ричиняемой ответственностью за производство ираз ­ м ерами налогов (с прибыли, на добавл енную стоимость, на заработную плату), л юди , р уководящиеими , почти ничего не имеют . Они даже не хозяева своего предприятия. «Нам бы только пер ежитьприватизацию » , — вздыхают на ДАРЗе . Л юди , вложившие душувпроиз ­ водство, к онечноже , хотят работать на себя, а не на какое-нибудь вышестоящее ведомство или богатого «дядю», но только кто их будет спрашивать) В этой обстановке лучше создать видимость, что едва сводишь концысконцами , а не процветать всем на зависть. Рентабельность ДАРЗа сегодня выс ока , перспективы заманчивы, и ужемногие прицениваются к такому лаком омукусочку . Не исключено , что если завод пойдет с аукциона, то тем , к то на нем работает, придется похоронить мно ­ гие свои планы. Ситуация вполне типичная. Вот почем у производственники не видят смысла брать кредиты , расширять производство, обновлять оборудование : все это увеличит основные средства, а пока не ре ­ шен вопрос о приватизации, такой шаг равносилен самоубийству. Вот и пребывает немало промышленных предприятий втаком состоянии, к огда энергии хватает лишь на поддержаниеминимумажизнен ­ ных сил. С мертьюего назвать еще нельзя, своего рода летаргический сон, спячка — наподобие той , в которую впадают иные животные , чтобы перезимовать. « М ы только что пережилипериод фейерверочный во всех отношениях и были завалены программамии планами идеалистического прогресса. Но от этого дальше мы не ушли. Все вместе похо ­ дило на митинг, но не на поступательное движение. Пришлось услышать массу прекрасных вещей, но, п ридядомой , м ыоткрыли , что огонь в очаге погас». Это строки из воспоминаний Генри Форда , человека, к оторый впоследствии помог сделать свою страну богатой ипромышленно развитой. И очень хочется верить, что происходящее сегодня в наш ей стране — это не развал и деградация, а затянувшийся переходный период . Чтобы он закончился быстрее, надо убрать преграды, воздвигнутые на пути произ ­ водителей. г. ДмитровС - "ШИКОВ, спец. корр. «За рулем»заться. Например, на Горьковском автозаводе детали кузовов для «чаек» ф ор ­ мовали штампами, изготовленными на основе эпоксидной смолы, в состав ко ­ т орой добавлен металлический порошок . И менно эту рецептуру используют ив Дмитрове. Разумеется, эпоксидка не из хозяйственного магазина, а специальная, из лаб ораторий химических заводов, куда с трудом, но все-таки протоптали дорожку вездесущие «дарзовские» снабженцы. Привезли онив свое времяс завода вНижнемНовгородеи так называем ую вытяжку, по которой изготавливаю т штамп. Вытяжка — это металлический лист, в центре которого прессом выдавлена форма крыла, капота или иной части кузова. Этот шаблон помещается в опалубку, м ежду стенками которой укладывается арматура. В образовавшуюся емкость заливают эпоксидный состав ипомещают ее в сушильный шкаф. После того , как масса приобретет необх одимую прочность, от матрицы отделяют ставшую ненужной вытяжку. На изготовление такого штампа уходит почти три месяца, и обходится онвко ­ пеечку. О дной эпоксидной смолы , д е ­ ф ицитнойидорогостоящей , расходуют около 600 кг . Изделие выдерживает штамповку почти трех тысяч деталей (всего полгода работы), вдобавок штамп частенько приходится ремонтировать, высверливая ипломбируя отколовшиеся места. К онечно , на Горьковском автоз аводе отлично знали, к акое это хлопотн оеитрудоемкоедело , и в свое время отнеслись к затее Дмитровского автор емонтногос иронией и сочувствием. О днакобылиприэтом доброжелательны и не скрывали секретов. Кто-то может возразить: м ол , 500 крыльев в месяц — очень мало, если учитывать потребность даже не всей страны, а хотя бы нескольких ее областей. В озможно . Только оправдана ли вкаж ­ д ом случае эта пресловутая гигантомания? Ведь подобное производство по силам многимнебольшимпредприятиям . Но чтот о не видно пока конкурентовДАРЗа , хотя по идее эта сфера деятельности должна быть довольно прибыльной. Так ли на самом деле? Накладные расходы авторемонтного завода вДмитрове составляют сегодня 200 %. Постоянно растут цены на различные услуги: т олько за отопление ДАРЗ платит вгод пять миллионов рублей. А завод вынужден все свои издержки включать в себестоимость продукции , что, естественно, отражается на ее цене. Она, р одимая , зависит и от стоимо ­ сти эпоксиднойсмолы , к оторуюс больш имисложностями добывают для изго ­ЗА РУЛЕМ 9/9227