ТУРБОНАДУВАТЕЛЬСТВОК огда едешь на хорошонагруженном автомобиле или буксируешь тяжелый прицеп, хочется, чтобы двигатель твоего ВАЗ-2105 был чуточку мощнее , н апример , как у «шестерки». . М ожно , конечно, ввернуть в первичную камеру «Озона» ж иклерчикс отверстием побольше, и черт сним , топливом. Ну, а если что-нибудь похитрее? Нап ример , систему турбонаддува — чтобы форсировать двигатель. И менноо ней сообщила летомпрош ­ л ого года реклама по Центральному телевидению. «Научно-производственное предприятие «Донэлтех» изготавливает и поставляет через Посылторг систему турбонаддува, п овышающегополезнуюмощ ­ ность двигателя на 20—25 % , с нижающе ­ го расход топлива до 20 % и токсичность выхлопа на 50 % » ( п ривожу текст из паспорта-инструкции на эту систему). Информация меня заинтересовала, позвонил вДонецк , м невежливо объяснили, что речь идет о проставке под карбюратор , в которой установлены две турбинки , п риводимыев действие энергией выхлопных газов. Что ж , К ПД двигателя не достигает и 30 %, а более 70 % энергии топлива уходит на обогревокружающейсреды , в частности, отработавшими газами. И, н есомненно , эту энергиюможно использовать. Посоветовавшись с друзьями, я послал вДонецкоткрыткуспросьбой выслать сразу пять систем турбонаддува . Через полгода получил извещение отом , что подошла моя очередь и что мне следует перевести в Донецк 634 рубля. Я отправил деньги ичерез месяц получил долгожданные изделия. Тут же вскрыл посылку и разорвал один пакет. С первого взгляда стало ясно, что производство на «Донэлтехе» к устарное : т урбинки , точнее крыльчатки, м ожно вращать только пальцем; о правки , ц ентри ­ р ующие их, отштампованы криво , ну а оставленные заусенцы так и просятся внутрь двигателя. Я тут же вскрыл еще два комплекта «Турбо» — картина была столь же безотрадна. Ну, а как с самой идеей? П осмот ­ рел в паспорт-инструкцию: «Наддув топливной смеси в цилиндры двигателя до ­ стигается за счет вращения двух турбинок под действием выхлопных газов, выделяемых при работе двигателя». Газы из выпускного коллектора под действ ием разности давления поступают по трубкев проставку, где закреплены турб инки , к оторые они (газы) д олжны вращать. Д а вот беда — не могут они этого делать, п отому что на лопасти куда сильнее действует поток топливовоздушной смеси из карбюратора. А «Донэлтех» пытается повторить подвиг барона Мюнхаузена — вылезти вместе сконем из болота, потянув себя за волосы! Такая система не может не вызвать смеха: ведь сразу видно, что, если выбросить проставку стурбинками , дело только улучшится. Так давайте просто подавать выхлопные газы во впускной кол ­ л ектор (если это дает какую - т о пользу) и не тратить энергию этих газов на вращение бесполезных турбинок . Если же рассматривать их как гомогенизаторы (устройства для получения однородной смеси), то это мы , как говорится, у жепроходили . Эффект от подобных изделий влучшем случае нулевой: д аже если они и способствуют гомогенизации , более полномусгоранию , то дополнительное сопротивление потоку, оказываемое тур ­ б инками (или сетками, колпачками и т. п.), сводит выигрыш на нет. М ного забавного яоткрыл при знак омствес системой «Турбо». Во-первых, в нее входит магическая проволочка диаметром 0,22 мм , к оторую авторы изобретения рекомендуют вставлять в топливные жиклерыкарбюраторов автом обилей ( к роме ВАЗ-2108, «2109»). Но, помнится, и сами жиклеры топливные и воздушные, и диаметры первой и второйПРОКОЛк амер — разные. Неужели одна и та же проволочка одинаково хороша для всех? Но именно она может дать самый ощутимый эффект, поскольку, уменьшая пропускную способность жиклера , о бед ­ няет смесь. Зная, насколько тщательно завод подбирает жиклеры , м ожнопред ­ положить, что такое обеднение при тяже ­ лых режимах работы способно привести к печальным последствиям. Во-вторых, авторы рекомендуют один раз за 3000 км пробега смазывать подшипники турбинок моторным маслом. Ну, насчет подшипников слишкомгромко сказано: всего-то латунные втулочки, а моторное масло из них, полагаю, п оток унесет в считанные минуты. В-третьих, из инструкции тщательно вымарана рекомендация по определению работоспособности турбинок методом «дунуть в штуцер». И правильно: д ажесжатымвоздухомпод давлением 6 атм осфер не удалось их раскрутить! Я упаковал турбинки , отправил «Турбо» обратно вДонецк . Д еньгимне вернули. Д умаю , что это предприятие, д ове ­ рившись каким-то несведущим людям , оказало плохую услугу автомобилистам иподмочилосвою репутацию. Пусть егопример послужит урокомдругим , б ерущимся за дело, в котором они мало понимают. С. С АНЮКЭКЗАМЕН НА ДОМУОтветы на задачи, помещенные на стр. 28 Правильные ответы: 1, 4, 5, 7, 9, 13, 16, 17 I. Если имеется полоса разгона, то водитель, поворачивая направо, д ол ­ ж ен ехать по ней. Затем он может перестроиться и двигаться по проез ­ ж ей части дороги (пункт 9.8). I I . Правила в данном случае не нарушены, так как обгон на мостах не запрещен (пункт 12.3). III. У «Скорой помощи » п роблеско ­ вый маячок синего цвета не включен , значит, этот автомобиль никакимипри ­ вилегиями не пользуется идолжен пропустить грузовик, так как препятствие находится на его полосе движе ­ ния (пункт 12.5). I V . Знак « Д вижениесприцепом запрещено» не распространяет своегодействия на легковой автомобиль с дачей на колесах. О днако Правила водитель все же нарушил: в такомприцепе нельзя перевозить людей (пункт 22.7). V. Грузовик стоит правильно. Табличка «Зона действия» показывает, что стоянка запрещена до знака ( п риложе ­ ние 1, пункт 7.2.3). V I . При такой позе регулировщика движениезапрещено автобусу игрузо ­ вику (пункт 7.4). VII. Ни водитель грузовика , ни водитель легкового автомобиля Правил не нарушают. Знак «Рекомендуемая скорость» лишь указывает наиболее целесообразный режим движения на данном участке дороги ( п риложение 1, п ункт 5.18). VIII. Водитель красного легкового автомобиля опережает синюю машину на перекрестке , где организовано круговоедвижение . Никаких ограничений на этот счет Правила не выдвигают.Ответы на задачи разминки1. О дин из болтов, крепящих рабочий цилиндр сцепления, ввертывается в картер напротив маховика коленчатого вала. Если он слишком длинный, то упирается в маховик и стопорит вал. 2. Когда я взялся за колесо, почувствовал, что оно качается. Оказалось, отвернулись-таки гайки. Видимо, тогда отверстия в диске колеса я не сцентрировал со шпильками, из-за чего конусная часть гаек не полностью вошла в отверстия. 3. Износилась и вышла из строя при ударе пластмассовая шайбочка, и золирую ­ щая молоточек прерывателя. Из-за этого ток от него уходил на «массу». 4. От ремня , приводящего генератор и помпу, отделилась нить, которая хлестала по крыльчатке охлаждения генератора. Когда я включал мощные потребители, ремень сильнее натягивался и звук изменялся. В дороге нить оторвалась иззук исчез.ЗА РУЛЕМ 9 9243