18
19
СЕРВИСЧЕМ ОСНАСТИТЬ МАСТЕРСКУЮ ?Слово «сервис» хоть и означает «обслуживание», но приятных чувств у автомобилиста не вызывает. М но ­ гие годы монополизированная служба автосервиса не только обирала клиента, но, что еще хуже, бесконечно унижала его. Лишь теперь, когда частные мастерские обрели право на существование и со временем станут конкурировать между собой, появился шанс покупать услуги на основе честной коммерциии нормальных человеческих отношений. Однако становление альтернативной системы идет очень непросто. Деятельность всякой ремонтной службы базируется на трех «китах» — оборудование, материалы, запчасти. Каждая из перечисленных позиций — клубок проблем, заслуживающих большого разговора, но сегодня мы коснемся лишь технологической оснастки. Раньше все было просто. Строили огромные спецавтоцентры, начиняли их импортным оборудованием, к уп ­ ленным за «нефтедоллары». Кое-какая оснастка делалась иу нас, но она тоже была ориентирована прежде всего на поточные линии. Компактные, универсальные приборы и приспособления представляли собой скорее исключение, чем правило. А для автомобильного сервиса «малых форм » нужна именно такая техника. М ожно , конечно, обращаться в представительства зарубежных фирм — там найдешь все, что угод ­ но. Но требуется валюта, а ей располагают немногие. О том , что произ ­ водят у нас, в «рублевой зоне», узнать толком негде, тем более найти сравнительные данные для выбора. Главным источником информации сегодня служат выставки иярмарки , но посещать их — дело хлопотное, а экспозиции во многом носят случайный характер. Вот мыи решили отчасти восполнить этот пробел. Итак, что же предлагается сегодня энтузиастам-предпринимателям, работающим в области автомобильного сервиса? Начнем с того, что, видимо, является первоосновой всякого ре ­ монтного поста — с подъемников. Их делает завод «Автоспецоборудование» в Чечено-Ингушетии (364051, г. Грозный, ул. Стахановцев, 18). Здесь освоена широкая гамма изделий, в числе которых четыре моде ­18 ЗА РУЛЕМ 9/92ли предназначены для легковых машин. Это обычный двухстоечный подъемник П-157 (80 тыс. руб.), гидравлический домкрат-тележка МП-3 (14 тыс. руб.), складной бесфундаментный электрогидравлический подъемник П-270 (90 тыс. руб.) с собственной массой 350 кг, рассчитанный на груз 2000 кги высоту подъема 1,8 м, а также его уменьшенная и упрощенная разновидность П-158 (70 тыс. руб., масса 280 кг, грузоподъемность 2000 кг, высота подъема 1,0 м ) . Два последних устройства весьма интересны, практичны и пока не очень известны, поэтому мы планируем подготовить по ним отдельную публикацию сподробным описанием. Еще одна исходная позиция — слесарный инструмент, или, попростуговоря, гаечные ключи. Х орошос ними не было никогда, однако во второй половине 80-х годов дело как будто начало сдвигаться к лучшему. К сожалению, в последнее время инструментальная сталь хорошего качества стала большим дефицитом, поэтому многие заводы вынуждены были отказаться от своих планов. Так и не началось массовое производство удобных в работе комбинированных ключей (с одной стороны рож ­ ковый, с другой — накидной того же размера). Неплохие наборы делают сегодня в Казани, но это традиционные, привычные ключи без каких-либо новаций. Словом, настоящие «профи» по-прежнему всеми правдами и неправдами достают зарубежные комп ­ лекты (но только известных фирм , ибо всяких подделок сяркими этикетками за кордоном хватает). Что же касается торцевых головок, то большого выбора теперь нет, но выпуск новосибирских наборов, насколько нам известно, продолжается. А они по качеству не уступают многим импортным. В некоторых регионах уже., получили широкое распространение мастерские по ремонту колес и шин, но оснащены они по большей части примитивно. Ассоциация ГАРО пред ­ лагает полный комплект технологического оборудования для такой сер ­ висной точки , стоимость которого составляет 300 тысяч рублей. Это примерно цена «Москвича-2141» (по положению на июнь 1992 года). Д о ­ рого? Вряд ли, если учесть, что покупатель сразу может развернуть все виды работ, а выполнена оснастка вполне современно. В комплекте имеется шиномонтажный стенд, установка для вулканизации, к омпрессор , балансировочный станок, передвижное устройство для балансировки колес непосредственно на автомобиле, а также всякие «мелочи». Вид помятых и истерзанных автомобилей, каковых в наших транспортных потоках становится все боль-И-332 (экспериментальный завод автоспецоборудования в Казани). Не последнее место в ремонте деталей из листовой стали занимает электросварка. В небольшой жестяницкой мастерской предпочтителен компактный аппарат, рассчитанный специально для работ с тонколистовым материалом. На выставке «Автотехника-92» демонстрировались два таких изделия, рассчитанных на питание от сети 220 В. Первая модель, АС-150, потребляет ток до 35 А при использовании электродов диаметр ом от 2до4мм . Разработчик и изготовитель — НПО «Импульс» (129626, Москва, пр. М ира , 102). Вторая модель называется МИП ( м но ­ гоцелевой источник питания); она потребляет ток до 23 А, диаметр используемых электродов — 2/3 мм , а делает ее завод «Станкомаш» (454010, г. Челябинск). Оба аппарата могут использоваться не только для сварки, но ив качестве источников постоянного тока при пуске двигателя, для зарядки аккумуляторов и иных практических дел. В «малом сервисе» такая универсальность, согласитесь, небесполезна. Еще одна насущная задача малыхного внимания: М-1, выпускаемый Минским электромеханическим завод ом (220600, г. Минск, М ЭМЗ ) , и К-297, который производит завод «Автоспецоборудование» (173634, г. Новгород, Ленинградская ул., 64). Эти электронные приборы позво-' ляют контролировать до полусотни параметров, что дает возможность объективно оценить техническое состояние двигателя иего систем, а такж е провести необходимые регулировочные работы. Цена тестеров такого уровня достигает 40—50 тысяч рублей. Ну и, наконец, что за мастерская без токарного станка, на которомможно выточить нестандартный болт, втулку, какой-нибудь переходник. Для этого совсем не обязательно покупать полноразмерный станок, устанавливаемый на фундаменте, достаточно иметь маленький, настольный. Такое изделие на нашем рынке есть. Настольный токарный станок делают в Удмуртии (г. Воткинск, ПО «Боткинский завод»), модель называется ТШЗ . В заключение следует заметить, что большинство предприятий-изготовителей, упомянутых выше, входятФото 4. Мотортестер К-297 обладает весьма широкими возможностями для диагностирования двигателя. ше, свидетельствует, что нужда в жестяницких мастерских чрезвычайно остра. Конечно, для таких ремонтных постов в первую очередь нужныумелыеруки , но в не меньшей степени — с пециальная оснастка и инструмент. Кое-что в этом направлении делается, позволительно даже сказать — больше, чем когда-либо прежде . Например, освоен выпуск такой нужнейшей жестянщику вещи, как гидравлическое приспособление для правки и вытяжки кузовов, причем не одной, а целых трех моделей: ГИ № 1 (ЦНИИ автоматики и гидравлики в Москве), АРГ-4 (ГПЗ-16 в Степногорске Целиноградской области) иф орм автообслуживания — диагностирование двигателей и автомобилей в целом. Для этой цели придумано и делается (в основном, конечно, за рубежом ) множество специализированной аппаратуры — от мелких приборов узкого назначения до комп ­ лексных испытательных станций. Выб ор зависит от поставленных целей и финансовых возможностей. Но есть минимум , без которого разговор о диагностике просто не имеет смысла: достаточно «компетентный» м о ­ тортестер и газоанализатор. Последнее — предмет особого разговора, к оторыйдолжен состояться у нас в ближайшем будущем . Что же касается отечественных мотортестеров, то они сегодня есть. М ожно указать по крайней мере на два аппарата, заслуживающих самого серьез-Фото 5. Токарный станок ТШЗ не требует прочного фундамента н занимает мало места. в хозяйственную ассоциацию ГАРО (107066, Москва, ул. Ст. Басманная, 18). Поиски нужного изделия стоит начинать с обращения именно в эту организацию. Сказанное выше никак не претендует на исчерпывающее раскрытие темы. Задача была намного скром ­ нее — показать, что даже в нынешних условиях у нас кое-что есть, и даже не так уж мало. Вообще жек вопросам оснастки для «малого сервиса» придется возвращаться еще не раз — слишком важна эта проблема для всех нас. А. МОИСЕЕВИЧ Фото В. Князева ЗА РУЛЕМ 9/92 19'