АВТОМОБИЛЬ П ОБШЕСТВО...И чтоб не краснеть за себя дураку, Чтоб каждый был выделен, каждый, На каждого умного — по ярлыку Повешено было однажды. Булат Окуджава. «Песенка о дураках»Как-то в разговоре горнолыжников пришлось услышать такую оценку чьего-то мастерства: «Он едет, как «чайник». Впрочем, «чайничеством» давно уже определяется неловкое, непрофессиональное действие из любой сферы жизни. Между тем слово это (в переносном смысле, конечно) имеет самое что ни на есть автомобильное происхождение. Это термин — жаргонное упрощение слова «частник», коим нарекались владельцы «индивидуальной собственности» на колесах. Официально их еще на-нии ставился штамп «без права работы по найму». По сути разность подходов можно объяснить лишь тем, что, изучив тоненькую книжечку Правил, «люби» отвечает на экзамене в ГАИ на 8 вопросов, а «профи» — на 10. Если за критерий «профессионализма» брать время, проводимое за рулем, то давно уже появились «любители», наматывающие и за день, и за год поболе «профессионалов»,— над ними ведь нет профсоюзного контроля за соблюдением медицинских и прочих норм. Особых высот последователи классового принципа от госавтоинспекции достигли с переходом на новые регистрационные номера транспортных средств. И раньше выделялись «спецсерии» для машин КГБ, МВД, парторганов, а позже — других ведомств. Эти серии надлежало запомнить инспекторам на трассе и не тревожитьность у нас традиционно защищена куда слабее государственной. И вот уже появились фиктивные члены кооперативов, вступившие в них со своим паем — автомобилем, дабы получить на него «государственный» номер и тем самым хоть как-то себя обезопасить. Одной из основных причин разделения регистрационных номеров на «государственные» и «частные» была борьба с хищениями горючего. Экономический абсурд разделения топлива на два рынка — для частников и госсектора — заслуживал бы отдельной статьи, но Правительство России подвело под ним черту своим постановлением от 1 июня «О переходе на отпуск горюче-смазочных материалов за наличный расчет». ГСМ стали просто товаром, а мы — индивидуальные владельцы или представители организаций — просто покупателями, а не держателями «фондов».ЛЮБИТЕЛИ, ПРОФЕССИОНАЛЫ И «ЧАЙНИКИ»зывали (и называют) «автолюбителями» в отличие от водителей-профессионалов, т. е., декларируя на словах равенство граждан перед законом, на деле в том, что касается дорожного движения, мы остаемся верны «классовому подходу». Лет двадцать назад даже удостоверения у водителей были разные. Хотя и те, и другие обязаны были в равной степени знать правила движения, и те, и другие управляли «средствами повышенной опасности». А уж в случае ДТП при решении, кого пускать в рай, апостол Петр руководствовался отнюдь не водительским статусом, но в делах земных именно это играло и играет важную роль. Например, в случае одних и тех же нарушений «любитель» почти наверняка лишается «прав», если таковое наказание предусматривается Правилами, а вот к «профессионалам» проявляется снисхождение — как же можно лишать заработка кормильца? Такое нередко приходится видеть на заседаниях административных комиссий. На дороге разбирательство проходит по упрощенной схеме, но с теми же подходами. Возникают даже забавные парадоксы — только инспектор нацелится примерно наказать очередного «чайника», а он,, глядь, оказывается «профессионалом», едущим на собственных «Жигулях». В начале семидесятых появились водительские удостоверения единого образца. Но ив них остался верный шанс отличить «профи» от «люби» — таблица разрешенных категорий. А чтобы какой-нибудь нахал не почувствовал себя равным и не пытался устроиться работать в таксопарк (машины такси подпадают под категорию «В», разрешенную «автолюбителям»), в удостоверепопусту ездоков таких машин. А с введением номеров белого цвета отпадали последние сомнения — с первого взгляда можно было определить, что это за «Волга» — «чайника» или начальника. Начавшийся процесс разделения по ранжиру остановить уже,нельзя. Борьба с привилегиями привела к активизации инспекторов ГАИ по линии «использования транспортных средств не по назначению». Помните, по городам и весям замелькали легковушки с многозначительными надписями на желтых полосах — «Технологическая», «Санитарно-эпидемиологическая». А скольким начальникам досталось в те годы за поездки на «персоналке» на дачу или по магазинам! И вот появились особые номерные знаки с буквенной серией перед цифрами. Ими оснащались машины, у которых и воскресенье могло быть рабочим днем. Всем остальным надлежало стоять в выходные по гаражам или иметь в путевом листе круглую гербовую печать организации. Сейчас ситуация изменилась. Бурно стала развиваться частная собственность и сокращаться государственная. И стройная, казалось бы, система разделения на «чистых» и «нечистых» рухнула в одночасье, став причиной многих недоразумений. Например, если за рулем автомобиля, принадлежащего частной фирме, сидит владелец этой фирмы, он кто — «частник» или «профессионал»? И речь вовсе не обязательно идет о банкире за рулем шикарного «Мерседеса». Ведь может быть и так, что все имущество фирмы состоит из видавшего виды КамАЗа. «Частные» номера стали отличным подспорьем для рэкета. Ведь частная собственТочно так же и номерные знаки должны всего лишь свидетельствовать, что данное транспортное средство стоит на учете, и определять исключительно географическую принадлежность приписки. А не сообщать, куплена эта машина на личные сбережения или является «основными фондами» предприятия, лишался ли ее владелец «прав» за управление транспортом в состоянии опьянения (а были и такие «спецсерии»). Ведомственная фантазия не знает границ. Почему бы не выделять как-то неженатых водителей? Тогда сразу станет ясно, к кому безопаснее садится одиноким дамам. И водительское удостоверение должно говорить лишь о том, что его предъявитель на основании проверенных экзаменом полученных знаний осознанно несет ответственность за свои действия на дороге. Вопрос, имеет ли данный конкретный водитель право управлять данным конкретным автомобилем должен возникать только в том случае, если произошло нечто, вызывающее сомнение в этом праве. И право это должно подтверждаться другим документом. Только когда водительские удостоверения и номерные знаки перестанут нести в себе лишнюю, несвойственную им информацию, а будут лишь тем, чем они и должны быть, появится шанс, что все мы окажемся действительно равны на дороге. Отсутствие каких бы то ни было привилегий, реальное равенство всех друг перед другом и перед законом безусловно могут помочь остановить безудержный рост аварийности на наших дорогах. Ведь равенство в первую очередь предполагает равную ответственность. А. СОЛОПОВАВТОМОБИЛЬ И ОБШЕСТВО2*ЗА РУЛЕМ 10/92 7