Разрушенные детали двигателя «Хонда-аккорд»: верхняя часть поршня и шатун.без масла или охлаждающейжидкости , с явным стукоми т. д. Из-за большого разрыва в уровнях цен в нашей стране и за рубежоми изолир ованное ^ внутреннего рынка ремонтмо ­ торов описанными выше способами (с изготовлением новых или подгонкой близких по размерам деталей), как правило, значительно выгоднее владельцу, чем с использованием запчастей, купленных за валюту. Учитывая, что до насыщения внутреннего рынка автомобилями еще далеко (для этого потребуется не один их мил ­ лион), предлагаемая концепция сохранит свою жизнеспособность, по нашему мнен ию , еще 5—10 лет. А значит, будут особенно актуальны, по крайней мерев этот период, вопросы организации малых (в том числе частных) предприятий по ремонту иномарок . Таким предприятиям понадобятся детали, которые по отдельным заказам вполне могли бы изготавливать хорошо оснащенные предприятия, особенно оборонные . М ыже готовы оказать заинтересованным сторонам помощьв конкретных технических вопросах производства деталей и ремонта моторов иностранных автомобилей.НА КОНКУРС «ИЩЕМ АВТОРОВ»Изношенный (слева) и заново изготовленный лоршни. Новый поршень на 15 г тяжелее.НЕ ВЫБРАСЫ БАЙТЕ СТАРЫЙ СТАРТЕРО болезнях стартеров автомобилей ВАЗ-2108, «2109» наш журнал уже рассказывал (ЗР, 1991, № 1). Читатель из Свердловска А. КУРНИКОВ предложил свой способ ремонта, суть которого в использовании деталей от стартеров прежних, заднеприводных моделей «Жигулей». Первая поломка стартера на моем автомобиле ВАЗ-2108 произошла после 32 тысяч километров — вышли из строя плунжерыобгонной муфты. Вроде бы нет ничего проще — купи новый Привод, и нет проблем . Но беда втом , что отдельные части стартера, среди них и привод, не поступают ни на СТО, ни в магазин.После продажи старой машины, ВАЗ-2102, у меня остался привод стартера — обгонная муфта, пружина и шестерня (они бывали впродаже ) . Решил использовать его для ремонта. Сначала развальцевал приводы от ВАЗ-2102 и ВАЗ-2108 при помощиширокой отвертки и молотка, установив их в самодельное приспособление (рис. 1). Затем вынул плунжерысроликами из привода «Жигулей» и установил в привод «Спутника». После этого вобоймунужно вставить шестерню, о днако сделать это непросто. О перацию лучше выполнять вдвоем спо ­ м ощником , используя еще одно при ­ способление (рис. 2). Его легко сделать из большого гвоздя длиной 130—150 мм . Приспособление вводят вобойму снизу через шлицевое отверстие (рис. 3). С его помощью один из роликов утапливаем в свое гнездо (паз) и удерживаемв этом положении . Затем сверху вставляем шестерню. Ее следует наклонить так, чтобы она соприкасалась с двумя остальными роликами . Поворачиваем шестерню против часовой стрелки до тех пор, пока эти два ролика не зайдут в свои пазы. Удерживая их в этом положе ­ нии, устанавливаем шестерню вертикально и вдвигаем вобойму до соприкоснове ­ ния с согнутым гвоздем . Затем приспособление вынимаем, а шестерню ставим на место. П отом нддеваем полукольца икрышку , а привод осторожно завальцовываем. Вторая поломка стартера случилась месяцев через семь после первой. При включении стартера стали слышны удары. После того, как стартер был снят, неисправность не пришлось долго искать: сломался один из зубьев шестерни привода. Снова помог тот, у же разобранный привод стартера. На этот раз я взял шес терню , при помощиножовки по металлу и напильника сделал скосы с правой стороны зубьев (они были слева). Процесс оказался довольно трудоемким , но все же выполнимым. Ш естерню установил впри ­ вод стартера. Она хорошо работает: без заедания и стука. Право, лучше потерять день на переделку, чем платить тысячи рублей за новый стартер. Наверное, вам будет интересно узнать, что еще одна деталь подойдет к стартеру ВАЗ-2108 — п ружина . Так один неновый привод два раза спас меня от ремонта по рыночным ценам. Если у вас в гараже лежит стартер со сгоревшей обмоткой , но годным прив одом , не выбрасывайте его.Оригинальный (слева) и заново изготовленный шатуны. Масса нового на 5г больше. кольца взяли от мотоцикла «Урал» и про ­ шлифовали до нужной толщины. Плоскость разъема укрышекподшип ­ ников распредвала профрезеровали , чтобы восстановить рабочий зазорподшип ­ ников. Отверстия не потребовали допол ­ нительной обработки , так как их овальность оказалась меньше номинального рабочего зазора. Приведенный объемре ­ монта достаточно типичен для практикифирмы «Иномотор». Ресурс отремонтированного двигателя до частичной переборки — 60...70000 км , — к сожалению , невысок исключительно ввиду низкого качества отечественных (нехромированных) поршневых колец. Ресурс остальных отремонтированных деталей, по нашим оценкам , превышает 100 000 км . Теперь подведем краткий итог сказанному в этой и предыдущих статьях. По нашему опыту, почти любоймотор иностранного легкового автомобиля можно отремонтировать без фирменных запасных частей вабсолютном большинстве случаев. Редкие ситуации, когда ремонтневозможен , связаны сразрушением или трещинами базовых деталей, практически не поддающихсяремонту (блок цилиндров, головка). Как правило, такие дефекты возникают вследствие грубой , неграмотной эксплуатации мотора : ездыРис. 1. Приспособление для развальцовки и завальцовки привода стартера.t]__УVАРис. 2. Приспособление для утапливания ролика в паз: а — гвоздь; б — готовое приспособление. Рис. 3. Установка шестерни в1 — шестерня привода; 2 — ролик; ма. обой-ЗА РУЛЕМ 10/9235