ф Минеральное! Нет — синтетическоеф Крекинг смазки в мотореф Вскрыли: на поддоне нет темного налетаф «Прилипчивая» и прочная масляная пленкаф Дороже, но лучшеСИНТЕТИЧЕСКОЕ МАСЛОМало-помалу в наш автомобильный быт начинают входить вещи, ранее про ­ сто неизвестные. М ожно купить антирадар, отлитые из алюминиевого сплава колеса или синтетическое масло. Синтетическое? Мы уже настолько привыкли к синтетике применительно к ткани, краске, о дежде , что моторным маслом не удивишь. На банках — этикетки « М о тюль-ЗООВ», «Аджип-Нуово-2000», «Кастроль-РС» и на всех — пометка «синтетик». Так что же это за масло? О но появилось в 1991 году ипригод ­ но для всех двухтактных двигателей, как использующих смесь топлива с маслом, так ис раздельной смазкой . Это обстоятельство приобретает особое значение в свете возобновления интереса к двухтактным автомобильным двигателям, п ро ­ явленного «Тойотой», «Крайслером», «Ягуаром». Д ля смазки двигателей, и в частности автомобильных, служит масло, получаемое перегонкой нефти — его называют минеральным. Поскольку оно должно работать и при высоких температурах (днище поршня и стенка цилиндра — до 200°) и высоких удельных нагрузках да еще в различных скоростных режи ­ мах и климатических условиях и сохранять неизменными свои свойства, то к нему добавляют различные присадки (до 20 % по объему ) . Они позволяют усилить одни качества, ослабить другие или создать компромисс . Словом, п омо ­ гают конструировать масла. И все же , как бы ни изощрялись хим ики , двигатель — это, в частности, и ми ­ ниатюрный аппарат по крекингу (при высоких температурах и давлении) нефтеп родукта по имени «масло». В конечном счете из него выделяются смолистые фракции, образуя нагар, на деталях (в частности, стенках масляных каналов, поддоне) откладывается темный налет. Масло теряет свои свойства и нуждается в замене. Но, м ожет быть, не надо облагоражи ­ вать присадками продукт переработки естественного сырья — нефти, а пойти другим путем? Например, с конструиро ­ вать химическуюкомбинацию из различных органических соединений, причем с заранее заказанными свойствами. Иными словами — синтезировать масло нового типа. Синтетическое моторное масло создают на базе эфирных соединений. Выб ор на них пал потому, что их молекулы обладают свойством обволакивать металлические поверхности иобразуютхими ­ ческие связи с атомами металла. Вспомните, как вы передвигали до ­ м а тяжелый платяной шкаф по паркетному полу. Ворсистый коврик на резино ­ вой основе переворачивали «лицом вниз». Н ожки шкафа прочно сцеплялись с шероховатой резиновой поверхностью, а ворсинки, словно молекулы эфирных соединений, беспрепятственно скользили по паркету. Хорошая «липкость» синтетического масла приобретает особое значение при пуске холодного двигателя. Традиционная смазка на минеральной основе стекает со стенок цилиндров, уходит в заз оры подшипников коленчатого и кулачк ового валов. Сразу после пуска неко ­ торое время трущиеся детали местами работают вообще без смазки , а местами их разделяют лишь «обрывки» масляной пленки. Отсюда — высокий износ. «Синтетика» ж е , х орошо «приставая» к ме ­ таллу, исключает это. Более того, ее пленка надежно сохраняется в диапазоне тем ­ ператур от + 4 0 до 200°. Минеральное масло по сравнению с синтетическим хуже прилипает к металлу. Более того, его вязкость резкоизме ­ няется в зависимости от рабочей тем ­ пературы и нагрузки на смазочный слой. Что касается «синтетики», то для веществ, ее составляющих, характерно высокое сопротивление сдвигу. В переводе на язык практики это значит, что пленка из синтетической смазки более стойка про ­ тив физического разрушения. Например, по данным лабораторных испытаний (так называемая четырехшариковая установка), она выдерживает нагрузку на 60 % большую, чем пленка минерального масла. Современные двигатели внутреннего сгорания по своим параметрам прогрес ­ с ируют очень быстро. Полвека назад мо ­ тор нынешних «Москвича» или «Лады» свободно можно было отнести кгоноч ­ ным. Сегодня степень сжатия в 9—10 единиц (а следовательно, нагрузки на подшипники коленчатого вала) п римерно на треть выше, чем полвека назад. Д вига ­ тели стали быстроходнее — за тот жепро ­ м ежуток времени число оборотов , соответствующее максимальной мощности , поднялось на 60 %. И под стать им клапанные пружиныдолжны стать сильнее, чтобы клапаны успевали следовать за «командами» кулачков. Значит, возросло удельное давление в зоне «кулачок — толкатель» или «кулачок — р окер » . О тсюда — новые требования ксмазкам . И наконец, возросшая тепловая напряженность современных двигателей заставляет искать смазки, которые при высокой рабочей температуре не окисляются, не теряют своих свойств и, более того, сохраняют их долгое время. Естественно, что синтетическое моторное масло в перв ую очередь нашло применение вгоноч ­ ных двигателях (автомобильных, м ото ­ циклетных, лодочных). За последние годы выявилось еще одно очень важное достоинство синтетического масла. Его можносконструиро ­ вать, как говорят, биологически разруш аемым . То есть «более дружелюбным » в отношении окружающей среды, ч емми ­ неральная смазка. Особенно ценно это качество для масла, п рименяемогов двухтактных двигателях, к оторое приходится смешивать с топливом, и поэтому про ­ дукты его сгорания неизбежносодер ­ жатся в отработавших газах.,попскп • паси • РАЗРАБОТКИ26 ЗА РУЛЕМ 10/92