28
29
30
31
АВТОМОБИЛЬ АМЕРИКАНСКОГОо му не знакома такая картина: по грунтовой дороге едет «газон», в кузове колхозницы, м ешкис сельхозпродуктами или скот. Грузовик подпрыгивает на кочках, г ромыхаютбидоны , все густо покрыто пылью. А как в Америке? Там тоже есть грунтовые дорогии сельскохозяйственные угодья ; расстояния до городов , как иу нас, немалые. Ф ермерами сельским торговцам , врачам, рыбакам и охотникам, т ури ­ стам нужны особые машины: г рузо ­ пассажирские, повышенной прочно ­ сти ипроходимости , пригодные для буксировки прицепа, л егко управляемые, скоростные и комфортабельные. Эти машины можно эксплуатировать на грунтовых, гравийных и асфальтированных дорогах. А мериканские легкие грузовики (это собирательный термин) подразделяются на три основные категор ии : пикапы с трех-, пяти- и шестиместными кабинами, автомобили скузовом «универсал», малотоннажные фургоныи унифицированные с ними микроавтобусы. Все они или почти все выпускаются сприводом на обе оси ( п римерно 30 % ) и колесной формулы4X2 . Для таких автомобилей ( с м . таблицу) верхний предел полной массы (с грузом , пассажирам и , заправкой) составляет 6350 кг. Их сбыт вСША год от года растет: в 1970 году продано 1,45 миллиона легких грузовиков полной массой до 4540 кг, а в 1988 году — у жеоко ­ ло 5 миллионов. Сбыт подобных машин по категор иям распределялся так, что среди них более половины составляли пикапы, т. е. модели соткрытой грузовой платформой. Чтобы составить себе общее представление отаком автомобиле, обратимся к статистике. Из пяти миллионов легких грузовиков почти 29 % полноприводные, около 72 % к омплектуются автоматическими (гидромеханическими) к оробками передач, 71 % — к ондиционерами воздуха, почти 94 % — г идроусилите ­ лями руля, 36 % — кассетными стереомагнитолами. Напомним, что речь идет о моделях американского производства (исключая импортные), используемых в сельских районах. Если говорить о двигателях, то в 1988 году 59 % легких грузовиков оснащались двигателями рабочим объемом от 2500 до 5000 см3 , а 17,5 % имели двигатели рабочим объемом свыше 5000 см3 . Как правило, американские компа ­ нии вкаждой категории предлагают легкие грузовики трех вариантов: «полноразмерные», «стандартные» (просторные) и «компактные» (в28 ЗА РУЛЕМ 11/92ККомпактный пикап «Джиэмси-Сьерра-К1500» с так называемой «регулярной» (т. е. обычной) кабиной на троих, короткой колесной базой (2972 мм). Грузоподъемность500 кг, снаряженная масса—1690 кг. Двигатель: 6 цилиндров, 4292 см', 160 л. с/118 кВт при 4000 об/мин. Коробка передач — либо 5-ступенчатая механическая, либо 4-ступенчатая автоматическая. Колесная формула — 4 X4 . Независимая торсионная подвеска передних колес. Рулевое управление (как на всех моделях «Сьерра» — с гидроусилителем. Грузовая платформа — с двойными стенками (чтобы твердый груз не повреждал наружные панели) и откидным задним бортом. Дорожный просвет — 218 мм.Стандартный пикап «Джиэмси-Сьерра-Н1500» с «клубной» (два ряда сидений, задние — тесные) кабиной на пятерых и удлиненной (3594 мм) базой. Грузоподъемность — 700 кг, снаряженная масса — 1815 кг. Двигатель — или такой же, как на модели «Сьерра-К1500», или 8-цилиндровый (5733 см 3 , 210 л. с/154 кВт при 4000 об/мин). Коробка передач — как на «Сьерра-К1500». Колесная формула — 4 X2 . Подвеска передних колес — независимая пружинная. Грузовая платформа с так называемыми «выпуклыми» бортами, но не такая широкая, как при плоских бортах. Водосточные желоба над дверями отсутствуют. Дорожный просвет — 178 мм. Задний мост может быть оснащен самоблокирующим дифференциалом.Самая большая — полноразмерная — модификация «Джиэмси-Сьерра-Ц3500» с шестиместной четырехдверной кабиной, двускатными задними колесами, длинной (4280 мм) колесной базой. Грузоподъемность — 2000 кг, снаряженная масса — 2397 кг. Двигатель: 8 цилиндров, 5733 см 3 , 190 л. с/140 кВт при 4000 об/мин. Коробка передач — 5-ступенчатая механическая или 4-ступенчатая автоматическая. Колесная формула — 4 X2 . Подвеска передних колес — независимая, пружинная. Тормоза передних колес, как и на всех моделях «Сьерра»,— дисковые. Дорожный просвет — 195 мм. Автомобиль может буксировать прицеп полной массой 4200 кг: либо грузовой, либо жилой домик (виден на заднем плане). ФЕРМЕРАзависимости от габарита, полной массы и других параметров). Наиболее популярны «стандартные» модели. Доля их продаж составляет около половины общего объема продаж пикапов всех размеров. В настоящее время ассортимент легких грузовых автомобилей полной массой до 6356 кг на рынке США весьма обширен и точно соответствует потребительскому спросу в стране. Он представлен машинами 13 марок (американских, японских, английских), 54 семействами специальных машин (149 моделей и вариантов шасси, в том числе 55 полноприводных) без учета комплектаций, различающихся длиной базы, оборудованием, вариантами кузовов и мощностью (типом) двигателей. Рабочий объем двигателей — от 2200 до 7500 см3 , м ощ ­ ность — от 86 до 234 л. с. Независимая подвеска передних колес типична для большинства моделей полной массой до 4540 кг. Почти все модели продаются как с задними, так и со всеми ведущими колесами. В большинстве полноприводных сохранена традиционная схема с отключаемым передним мостом . Следует отметить, что существует градация автомобилей колесной формулы 4X4 : для относительно легких условий эксплуатации и для более тяжелых, преимущественно по бездорожью . К первым относится большинство легких грузовиков, особенно с передней независимой подвеской, а для тяжелых условий эксплуатации предусмотрены специальные комплектации или прямо предназначенные для такой работы автомобили типа «Джип-Рэнглер» с зависимой рессорной подвеской всех колес. Из предлагаемых на американском рынке легких . грузовиков «Джип», « Д одж » , «Исудзу», «Мазда», «Мицубиси», «Ниссан», «Олдсмобил», «Ровер», «Сузуки», «Тойота», « Ф орд » , «Шевроле» («Джиэмси») последняя марка представлена для потребителя разными типами легкогогрузового автомобиля. Эксплуатационные характеристики легких грузовиков (табл. 1) полной массой до 4540 кг соответствуют сложившейся на сегодня американской точке зрения и имеющимся техническим возможностям в достижении компромисса между вместимостью, комфортабельностью, эксплуатационными затратами и динамическими качествами (табл. 2). Например, на компактные пикапы американского произврдства не ставят двигатели слабее 97 л. с , а на пикапы стандартного размера полной массой от 2360 кг — не менее 126 л. с. По заказу для комплектаций предельных весовых модификаций предлагаютсяСамый большой универсал «Джиэмси» — девятиместный пятидверный «Сабарбен-Ц1500». Он очень популярен в сельских районах южных штатов и получил прозвище «Техасская икона». Колесная база — 3340 мм, снаряженная масса — 3 2114 кг. Двигатель — 8 цилиндров, 5733 см , 210 л. с./154 кВт при 4000 об/мин. Коробка передач — 4-ступенчатая, автоматическая. Колесная формула — 4 X2 (выпускается и полноприводная модификация с 300-сильным мотором). Независимая пружинная подвеска передних колес. Серийное оборудование: дисковые тормоза передних колес, АБС в приводе тормозов, гидроусилитель руля, бензобак на 160 литров. Дорожный просвет — 170 мм. Машина может буксировать прицеп полной массой 4500 кг.ЯЯШЯВЯвЯШЯШШвШВМИВНМВятШтШШШввШШШШШШИвШШШШШШШ «Форд-Бронко-ИксЛТ» с трехдверным шестиместным кузовом «универсал». Колесная база — 2659 мм. Двигатель: 6 цилиндров, 4917 см', 145 л. с./107 кВт при 3400 об/мин, или 8 цилиндров, 4942 см 3 , 145 л. с/107 кВт при 3400 обм/мин, или 8 цилиндров, 5766 см 3 , 200 л. с/147 кВт при 3800 об/мин. Коробка передач — 5-ступенчатая механическая или 3-ступенчатая автоматическая. Колесная формула — 4X4. Автомобиль оснащен усилителем рулевого управления, независимой пружинной подвеской и дисковыми тормозами передних колес, 130-литровым бензобаком.«Форд-Ф150-Флейрсайд» — один из представителей обширного семейства пикапов «ф», которое образуется комбинацией из пяти двигателей, четырех коробок передач, тормозов четырех размерностей, трех разновидностей кабин (3-, 5- и 6-местных), семи различных лонжеронных рам, трансмиссий с приводом на одну или обе оси. На снимке — самая малая модель семейства снаряженной массой 1700 кг. Колесная база — 2967 мм. Двигатель: 6 цилиндров, 4917 ем 3 , 145 п. с/107 кВт при 3400 об/ мин или 8 цилиндров, 7536 см 3 , 230 л. с/170 кВт при 3600 об/мин. Коробка передач — 4—5-ступенчатая механическая или 3-ступенчатая автоматическая. Колесная формула — 4X2.ЗА РУЛЕМ 11/9229 «Додж-Рам-Д350» с пятиместной кабиной и двускатными задними колесами. Колесная база — 3785 мм. Грузоподъемность — 2500 кг, снаряженная масса — 2060 кг. Двигатель: дизель, 8 цилиндров, 5897 см3, 160 л. с/118 кВт при 2500 об/мин. Дизель «Камминс» снабжен турбонаддувом. Коробка передач — 5-ступенчатая механическая или 4-ступенчатая автоматическая. Колесная формула — 4 X2 . Длина грузовой платформы — 2440 мм. Погрузочная высота — 737 мм. На крыше обязательные в США для машин, буксирующих прицеп, сигнальные огни. Автомобиль может комплектоваться самоблокирующим дифференциалом.дизельные двигатели вплоть додизе ­ лей грузовых автомобилей фирм «Навистар» и «Камминс», а также выпускаемые до сих пор «пожиратели бензина» — V - о бразные «восьмерки» р абочимобъемом 5,7—7,5 л, м ощно ­ стью 193—234 л. с. с системами впрыска топлива и каталитическими нейтрализаторами отработавших газов. К онечно , д инамические качества автомобилей с такими бензиновыми двигателями превосходны, но вущерб топливной экономичности . О д ­ нако считают идажеэкономически обосновывают, что при относительно небольших годовых пробегах ( о коло 19 тысяч километров ) и относительно дешевомбензинеамериканский потребитель согласен переплачивать за хорошие тягово-эксплуатационные качества этих машин. Так, в 1988 году среди изготовленных вСША автомобилей полной массой до 2730 кгсди ­ зельными двигателями насчитывалось всего 1,1 % от общего количества, а в диапазоне полных масс 2730 — 4540 кг — 2 5 , 3 % , что значительно меньше, ч ем было, н апример , в 1986 году , — соответственно 3,8 и 36,0 %. Падение популярности ди ­ зельных двигателей явилось следствие м , п режде всего, относительного удешевления бензина вСША за последние годы . Если проследить основные вехи в развитии американских легких гру ­ зовиков (еще раз подчеркиваю — это собирательный термин ) , м ожно , пожалуй, выделить три основных этапа. Первый непосредственно связан с началом автомобилизации страны. Известно, что знаменитый «Форд-Т» выпускался ивгрузовом варианте, в том числе скузовом «фургон». Его "Додж-ДакотаШелби" 1989 пикап 3—2 2 405 725 4x2 бензиновый 8—5210 178/131 А4 2 846 4 823 1737 1631 182 8,7 8—7538 234/172 А4 4 277 6 240 2 423 1995 145 17,3 "Форд Ф-350 ХЛТ" 1990 пикап 6—4 4 800 2 150 4x2«Джип-Чероки-Лимитед» — классический полноприводный шестиместный универсал. Колесная база — 2576 мм. Снаряженная масса — 1375 кг. Двигатель: 6 цилиндров, 3964 см3, 190 л. с/140 кВт при 4750 об/мин. Коробка передач — 4-ступенчатая, автоматическая. Колесная формула — 4 X4 (по заказу — постоянный привод на все колеса). Особенности машины: гидроусилитель руля, зависимая подвеска всех колес (впереди — пружинная, сзади — рессорная), кондиционер, защитный поддон двигателя, 2-ступенчатая раздаточная коробка. Дорожный просвет — 223 мм. Автомобиль может буксировать прицеп полной массой 2270 кг. На базе этой модели выпускается пикап «Джип-Команч» грузоподъемностью 670 кг."Джип-Рэнглер" Год выпуска Тип кузова Число мест и дверей Полная масса, кг Грузоподъемность, кг Колесная формула Двигатель: Число цилиндров и рабочий объем, смЗ Мощность "нетто", л.с./кВт Коробка передач База, мм Габарит, мм: длина ширина высота Наибольшая скорость, км/ч Время разгона с места до 96 км/ч, с Расход топлива, л/100 км: при 90 км/ч при 120 км/ч при ГЦ 1991 открытый 4—2 1900 545 4x4"Джип-ЧерокиЛимитед-4,0л""Шевроле-СпортВэн" 1986 микроавтобус 12—4 ЗОЮ 910 4x2 дизельный 8—6217 132/97 А4 3 175 5 135 2 019 2 020 1451991 универсал ' 6—5 2210 610 4x4 бензиновый 6—3956 4—2464 121/89 М5 2 373 3 875 1676 1767 150 13,3 185/136 М5(А4) 2 576 4 240 1790 1629 180(175) 10,2/10,3—9,5 13,8 15,910,6 14,5 15,99,6(10,2) 13,1(13,9) 16,7(18,5)——Примечание. Данные в скобках относятся к варианту с автоматической коробкой передач; "Форд Ф-350 ХЛТ" с двускатными задними колесами.30 ЗА РУЛЕМ 11/92 примеру последовали другие фирмы , и в 20—30-е годы так называемые пикапы (легковые автомобили с небольшим кузовом-платформой) выпускались в большом количестве. На базе легковых моделей также изготовлялись и фургоны для доставки малых партий грузов. Следующий этап в развитии таких автомобилей приходится на вторую половину 40-х годов. Тогда в частный сектор были «демобилизованы» тысячи полноприводных армейских джи ­ пов «Форд-ГПВ» и «Виллис-МБ»— в 1941—1945 гг. их было выпущено око ­ ло 650 тысяч. Появление малогабаритных, достаточно мощных машин с хорошей проходимостью при движении по местности оценили многие водители, по роду своей деятельности или хобби вынужденные искать способы передвижения вне дорог . С тех пор модели колесной форму ­ лы 4X4 получили среди американских легких грузовиков довольно шир окое распространение. Затем в 60-е годы произошел качественный скачок в конструкции американских легковых автомобилей. Все компании начали применять различные устройства, либо существенно облегчавшие пользование машиной (гидроусилители руля, автоматические коробки передач и др.), либо резко повышавшие ее комфортабельность. Эта волна неизбежно захватила и пикапы, и полноприводные модели с универсальными кузовами, и фургоны. Например, у жев 1971 году свыше 39 % легких грузовиков комплектовали гидромеханическими коробками передач, а электрические стеклоподъемники, кондиционеры, регулируемые по нескольким параметрам сиденья перестали быть редкостью. Так наступил третий этап развития легких грузовиков вСША . Наряду с различными пикапами и многоцелевыми автомобилями типа «джип», к этому времени появились и многоместные пассажирские универсалы, микроавтобусы, фургоны, шасси под жилые домики — целая гамма автотранспортных средств индивидуального икоммерческого назначения. Они могли использоваться в крупных городах, но особенности их конструкции больше всего импо ­ нировали жителям малых городов ифермерам . В целом можно сказать, что к началу 70-х годов легкие грузовики уже окончательно приобрели свое лицо и, если можно так выразиться, потребительскую ориентацию. В дальнейшем рынок таких автомобилей расширялся, с успехом решая задачу второго или третьего автомобиля в среднестатистической американской семье. Если попытаться провести аналог июс развитием автомобилизации нашей страны, то можно считать, что сегодня мы находимся где-то в середине второго этапа. Поэтому для нас общая картина парка и типажаФургон «Форд-Эконолайн», унифицированный с микроавтобусом. В таком фургоне возможно применение как распашных, так и сдвижных боковых дверей. В пассажирской модификации часть сидений или все могут быть легко демонтированы владельцем для перевозки груза. Колесная база — 3150 мм. Полная масса — 2451 кг. Двигатель: 6 цилиндров, 4917 см 3 , 145 л. с/107 кВт при 3400*об/мин. Коробка передач — 5 ступенчатая. Колесная формула — 4X2.Классический джип модели «Джип-Рэнглер-Сахара» с открытым четырехместным кузовом — потомок хорошо известного у нас «Виллиса». Колесная база — 2373 мм. Снаряженная масса — 1332 кг. Двигатель: 4 цилиндра, 2463 см 3 , 123 л. с/91 кВт при 3250 об/мин или 6 цилиндров, 3964 см', 180 л. с./133 кВт при 4700 об/мин. Коробка передач — 5-ступенчатая механическая или 3-ступенчатая автоматическая. Раздаточная коробка — 2-ступенчатая. Колесная формула — 4X4. Особенности конструкции: зависимая рессорная подвеска всех колес, 80-литровый бензобак, алюминиевые колеса, усилитель руля, стереопроигрыватель, газовые амортизаторы. Автомобиль может буксировать прицеп полной массой 900 кг.американских легких грузовиков представляет немалый интерес, особенно в свете автомобилизации сельских районов. Как видим, легкие грузовики представляют собой общность моделей, выделяющихся специфической кон ­ струкцией и предназначенных для довольно широкого потребительского сектора. Информация об этих машинах у нас довольно скудна, но если говорить об анализе зарубежного опыта применительно к российским условиям, то американские пикапы, д жипы , микроавтобусы и фургоныпривлекают к себе более пристальное внимание, чем легковые «мерседесы» или «волво». Наверное, именно сейчас, когда начинает развиваться российское фермерство, когда предприятия ВПК ищут, какое гражданское изделие им выгоднее выпускать или собирать, предмет этого обзора должен стать для многих «информацией к размышлению». М. ТЕПЛОВ Фото «Дженерал моторе корпорейшн», «Форд мотор компани», «Додж трак», «Джип-Игл дивижн».ЗА РУЛЕМ 11/92 31