«БЕНДИКС» В ПЕРЕВОДЕ НА РУССКИЙКак известно, стартер состоит из трех основных узлов: электродвигателя, тягового реле и привода, или обгонноймуфты (в народе ее еще называют «бендикс» — по имени известной американскойфирмы , первой наладившей выпуск этих нехитрых на первых порах изделий). Задача уобгонноймуфты непростая — обеспечить надежную связь стартера смотороми вовремя отсоединить его после пуска. Условия работы муфты тяжелы : загрязненная среда, большая скорость вращения (до 15 тысяч оборотовв минуту), серьезная нагрузка по передаче кру ­ тящего момента, особенно зимой , когда она может увеличиваться в сотн ю раз, обратные ударные нагрузки ит , д , Напомним вкратце устройство этого узла всовременном исполнении. Обгонная муфта состоит (см. схему) из наружного кольца спружинамиироликами , и внутреннего, выполненн ого заодно с шестерней. В наружн ом кольце есть три паза перемен ­ ной ширины. В широкой части пазов. р оликимогут свободно вращаться, а вузкой — заклинивают между наружным и внутренним кольцами. Пруж ины вдавливают роликивузкую часть пазов. Привод стартера работает следую ­ щ имобразом . Когда тяговое реле вводит шестерню привода в зацепление с венцом маховика, а стартер начинает вращать наружное кольцо, ролики заклинивают вузкой части между внутренним и внешним кольцами. К рутящиймомент передается от стартера к двигателю. Когда мо ­ тор начинает работать, внутреннее кольцо с шестерней опережает вращение внешнего, увлекая за собой роликиисжимаяпружины . Таким образом , шестерня начинает свободно вращаться, находясь в зацеплении смаховикоми не передавая «обратного» к рутящего момента. В автомобилях, выпускаемых у нас, используют три основные схемы обгонных муфт. Первая (фото б) — с Г-образными стальными колодками , на которые воздействуют пружины , а они, в своюочередь , — на ролик и . Такие муфты ставят на «волги», «таврии», «запорожцы», А ЗЛК - 2 141 . К ним особых претензий нет, они выд ерживают предписанные 150 тысяч километров . Вторая схема (фото в) такая же , но сколодками из алюми ­ ниевого сплава! Третья (фото а) — так называемая плунжерная, роль ко ­ л одок выполняют плунжеры , к оторые ходят в отверстиях наружного кольца. Такие муфтыу нас не произ 18 ЗА РУЛЕМ It/92 водят, но по - п режнему выпускают в Болгарии и поставляют на Волжский автомобильный завод. Вторая и третья схемы используются исключительно на автомобилях ВАЗа. И, судя по количеству отказов, они менее надежны , чем первая. Из-за обратных ударов запустившегося двигателя или чрезмерной нагрузки ( с кажем , п еремещения автомобиля при помощи стартера) к олодки здесь разрушаются быстро. А как только поломалась одна, из узкой части выпадает ролик, муфта про ­ кручивается и перестает передавать вращение от стартера на маховик. В третьей схеме то же : р асплющен ­ ные плунжеры заклинивают в отверстиях исжимаютпружины , вследствие чего ролики свободно перем ещаютсяв пазах. Кстати, число отказов приводов сплунжерами на пор ядок выше, чем сколодками из алюминиевого сплава. Если такое случилось, есть два выхода из положения . Первый — купить новую муфту на рынке . Второй — отремонтировать старую. Специалисты-стартерщики уверяли нас, что ничего страшного в этом нет и автомобилист «средней руки» м ожет успешно справиться сремонтом за 2 — 3 часа. Серия наших экспериментов вобщем подтвердила этот оптими ­ стический прогноз . П режде всего надо снять иразо ­ брать стартер, вынуть привод. Дальше придется развальцевать (тут потребуется определенная сноровка) о бойму , с крепляющую кольца муф ­ ты. После этого вынуть разбитую колодкуи изготовить (выпилить) новую из подходящего материала, м ож ­ но из стали. Если сломана еще ипружина , м ожно подобрать аналогичн ую , п одходящую по размерам . Если разбит плунжер , то нужно сточить его грани, придав емупрежнююци ­ л индрическуюформу . После этого необходимо тщательно промыть детали в бензине, заложить смазку («Литол-24») и собрать узел воб ­ ратной последовательности. Восстановленная таким образом обгонная муфта прослужит еще не одну тысячу километров . В. СУББОТИНПривод стартера и три варианта его конструкции: а — роль колодок выполняют плунжеры, приводы такой конструкции поступают из Болгарии для двигателей ВАЗ; 6 — с Г-образными стальными колодками, применяется в «москвичах», «тавриях», «волгах»; в — с колодками из алюминиевого сплава применяется в двигателях ВАЗ.•Схема устройства и работы привода стартера (а — до пуска двигателя; б — после пуска двигателя): 1 — плунжер; 2 — пружина; 3 — внешнее кольцо; 4 — внутренее кольцо с шестерней; 5 — ролик; 6 — венец маховика.•*• Алгаэ-