32
33
ДЕЛАЙ, КАК ЯСреди предприятий и объединений нашей автомобильной промыш ­ ленности первым был преобразован вакционерное общество КамАЗ. Весной прошло общее собрание его акционеров, на котором они рассмотрели отчет по бюджету на 1991 годи выплате дивидендов, финансовый план на 1992 год . Первый опыт КамАЗа интересен всем. Найдет ли новое акционерное общество свое место вмире бизнеса: получит прибыль или останется на бобах? Итог за 1991 год — прибыль в 1,639 миллиарда рублей. Неплохо, но ситуация на рынкегрузовиков меняется ив зависимости от цен. По мнению заводских специалистов,КамАЗ-6350 колесной формулы 8X8 грузоподъемностью 10 тонн. Снаряженная масса — 10 тонн. Постоянный привод на все колеса. Две передние пары колес — управляемые. Система централизованной подкачки шин.Перспективный седельный тягач КамАЗ5315M. Дизель мощностью 360 л. с. Наибольшая скорость — 115 км/ч. Задний мост со стабилизатором поперечной устойчивости.Вахтовый 29-местный автобус на шасси КамАЗ4325 колесной формулы 4X2.Фото Л. Шугуровам ожно рассчитывать на прибыль вразмере 10—15 миллиардов рублей (это максимум ) . Обладая хорошими финансовыми возможностямии будучи теперь независимым в этом отношении от бывшего Минавтосельхозмаша, К амАЗ волен распоряжаться своими средствами на благо акционерного общества. Поэтому оно позволило выделить в фонд социального развития в 1991 году 268 миллионов рублей (жилищное строительство, транспорт), а в фонд материального поо щрения — 150 миллионов. Таким обр азом , работников фирмы удалось до некоторой степени материально обеспечить и удержать в ней. На развитие производства в 1991 году КамАЗ направил умерен ­ н уюсумму — лишь 138 миллионов. Но на 1992-й в этот фонд намечено выделить 2100 миллионов рублей, поскольку сейчас нужно производить товар, пользующийся спросом , к онку ­ рентоспособный. Соответственно иной стала техническая политика. П режде Минавтосельхозмаш был против освоения на КамАЗесемей ­ ства двухосных моделей «4325». Эти модели — п рямыеконкуренты новых дизельных ЗИЛов, в производство которых уже вложены миллиарды рублей. Конечно, п реж ­ ний «рачительный хозяин» не допускал противоборства, а рынок — в этом-то его роль ускорителя техничес кого прогресса — стимулирует завод ы выпускать более совершенные, более экономически выгодные изделия. Став акционернымобществом , К амАЗ взялся за освоение дизельных двухосных грузовиковсбортовымкузовом модели «4325» и седельных тягачей «4425». При таких же объемах грузовой платформы и перевозимых грузов, что иего трехосный собрат, КамАЗ-4325 на 1200 кг легче. Д ля его комплектациинужно не 11, а 7покры ­ шек, поскольку нет третьей оси, снижается расход запчастей ( о коло 300 наименований) и расход топлива уменьшается на 8,2 литра на 100 км . Итак, к онкуренцияс ЗИЛ-4331. Но в условиях рынка нельзя делать ставку на выпуск одного или двух семейств автомобилей. Поэтому «А. О. К амАЗ » начало серьезно расширять произ ­ водственный профиль, и ныне вего подразделениях изготовляется около 150 видов товаров народного потребления. В их числе микролитражки «Ока», прицепы модели «8122» к легк овым автомобилям грузоподъемно ­ стью 200 кг, ю ношеские карты «Пионер», различные запасные части к «жигулям», «москвичам», « з апорож ­ цам». К роме того, в ыгодными оказались тягово-сцепные устройства к легк овым машинам, д орожныесумки одиннадцати видов и чехлы на сиденья семи моделей ВАЗ. К аждый товар «работает» на прибыль, п ричем теперь их производство осваивают не по команде сверху илюбой ценой,32ЗА РУЛЕМ 11/92 а после тщательного изучения рынка и расчета рентабельности. У пор сделан на выпуск технически сложной продукции, например малогабаритного трактора К-20 с дизельным 35-сильным двигателем и четырьмя ведущими и управляемыми колесами. Трактор в комбинации с 74-мя навесными орудиями — лучший пом ощник фермера. К этой машине КамАЗ планирует выпускать двигатель и ведущие мосты как для себя, так и для Кировского завода в СанктПетербурге, а тот по кооперации обеспечит трансмиссию и рулевое управление. Оба предприятия будут выпускать К-20 в различном оформ ­ лении. Дизель этого малого трактора, по мнению конструкторов КамАЗа, м ожет стать базовым для модификаций, которые могут быть установлены на «Оке» или «Москвиче». Теперь об «Оке». В Набережных Челнах с 1988 по 1991 год включительно. изготовлено свыше шести тысяч машин этой модели. Пока немного, но в 1992 году намечено собрать более пяти тысяч автомобилей. Сейчас завершается строительство нового кор ­ пуса на заводе микролитражных автомобилей в Набережных Челнах. Ввод его в строй (проектная мощность 75 тысяч машинокомплектов в год) позволит не только перейти с малопроизводительной обходной технологии на основную, но и обеспечить узлами и агрегатами серпуховский завод ВАЗа, который также будет выпускать машины «Ока». Камазовцы получили сильный стимул сделать свое объединение много ­ профильным. Если в условиях ры ­ ночной экономики сбыт, с кажем , грузовиков определенного класса сократится, фирма сможеткомпенсиро ­ вать потери наращиванием производства «Оки», мини-трактора^ или автобуса. Эти машины нынче очень дефицитны. Россия меньше получает «икарусов», свои заводы ( Л иАЗ , ПАЗ) в связи с освоением новых моделей, перебоями в доставках комплектую ­ щих изделий идругими причинами стали выпускать меньше автобусов (около 51 тысячи в 1991 году). И КамАЗуже прицеливается к вместительной городской машине с агрегатами своего серийного грузовика. / О днако грузовики остаются основной продукцией завода (96 776 в 1990 году, 102 000 — в 1991-м). Их ассортимент постоянно расширяется, в чем можно было убедиться на смотре моделей КамАЗ — с ерийныхи перспективных, устроенном в один из майских дней на Красной площади вМоскве . Несколько слов о серийных, но еще малоизвестных грузовиках. Среди них — КамАЗ-53228. Это мо ­ дель «5320», но со всеми ведущими мостами и трансмиссией от машины «4310», правда, без системы подкачки шин ис двускатными задними ведущ ими мостами. Она предназначена прежде всего для транспортировки в распутицу сельскохозяйственной продукции . В числе новинок — трехосный самосвал «5513» со сменным кузовом , цистерна модели «5206» (9000 литров) на шасси «5320». Среди девяти опытных КамАЗов можно было видеть различные машины колесных формул 4X2и4X4 , полноприводный трехосный строительный самосвал КамАЗ-55105 с односкатными шинами (конкурент новой машине «Урал-ИВЕКО»), но, пожалуй, наиболее впечатляющим оказался КамАЗ-6350. Это четырехосная машина со всеми ведущими колесами, 360-сильным дизелем с турбонаддувом. Она может перевозить по пересеченной местности до 10 тонн груза. К амАЗ , став акционерным обществом, начал весьма внимательно считать деньги, и когда его модель «4310» колесной формулы 6X6 не нашла спроса упрежнего заказчика, некогда весьма богатого, решил не сворачивать ее производство, пожалев затраченные средства. Шасси этой машины позволяет реально перевозить не 6, а 15 тонн груза или специального оборудования. Следовательно, ее можно использовать как базу для различных специализированных автомобилей для лесной и нефтяной промышленности, строительства. И не придется тратить валюту на «татры» да «магирусы», тем более, что у КамАЗа есть своя, довольно обширная сервисная сеть и запчасти к его машинам дешевле. Что представляет собой модельперспективного грузовика КамАЗ? (Ей присвоен индекс «5315М».) Это седельный тягач колесной формулы 4X2 , рассчитанный на работу в составе автбпоезда грузоподъемностью 44 тонны. Держитесь магистральные тягачи МАЗ , в вашем классе подрастает соперник! Новый КамАЗ-5315М — плод меж ­ дународного сотрудничества. Дизель на нем — американский 360-сильный «Камминс» (о фирме «Камдизель» мы рассказывали в № 5—6 за 1992 г.), к оробка передач «Итон-6-17», передний мост «Раба», задний мост «Роквелл» ( м ежду прочим, с этой американской фирмой КамАЗ недавно подписал соглашение о сотрудничестве), кабина «Сису», фары «Бош», шины «Мишлен». А кционерное общество может позволить себе покупать комп ­ лектующие изделия лучших мировых фирм. Сейчас КамАЗ готовится работать в условиях конвертируемости рубля; у же продумана стратегия выживания, и обстоятельства сложились в пользу акционерного общества: один из ведущих "в Европе производителей тяжелых грузовиков, голландский ДАФ , готов создать совместное скам ­ ской фирмой предприятие по производству машин грузоподъемностью от 7 до 12 тонн. Такой шаг помог бы КамАЗу закрепить свои позиции на внешнем рынке. М ы часто сетуем на нынешнююэкономическую неразбериху, «подвешенное» состояние многих промыш ­ ленных предприятий. Порой слышим прогнозы быстрого их разорения. Конечно, и при административнокомандной системе КамАЗ был гигантом с большим потенциалом. Но лишь переход к экономической самостоятельности позволил раскрыться этому потенциалу. Пример КамАЗа — д ругим наука. Выгоду трансформации в акционерное общество, кажется, начали оценивать и другие заводы. Уже объявлено об акционировании ЗИЛа, ВАЗа. Жизнь заставит пойти этим путем и другие предприятия, которые пока струдом справляются с экономической непогодой. И КамАЗ словно говорит им : «Делай, как я».Л. ШУГУРОВВнимание! Предприятиям, организациям и владельцам личного автотранспортаБезопасность и комфорт, отсутствие проблем для Вас:Автомобильный радар-детектор "Partner" - 910 руб. Дальность до 1,8 км Карманный прибор для проверки валюты "Money Test" — 1090 руб. Проверено 9 видов валют. Партии от 101 шт. — 10% скидка Гарантия — 3 года. Отправка в любую точку СНГ. Адрзс; 196084, г. Санкт-Петербург, а/я 69, МГП "Электропромсистема". Тел. (812) 294-11-09 Факс (812) 294-14-66АВТОМОБИЛИ МАРКИ NISSAN — ЭТО ЭКОНОМИЧНОСТЬ.НАДЕЖНОСТЬ И БЕЗУПРЕЧНЫЙ ДИЗАЙН. "Ольга Ко., ЛТД." предлагает со склада в Москве и по предварительному заказу следующие модели:"MAXIMA", "SUNNY" 1.4 LX, "PATROL", "URVAN" (микроавтобус),обеспечивает гарантийное и послегарантийное обслуживание, по желанию заказчика — оснащение автомобиля охранной сигнализацией "Бош", раздвижными крышами, отопителями двигателя и салона "ВЕБАСТО". другим дополнительным оборудованием и аксессуарами ведущих зарубежных фирм. Адрес: 103021. Москва, Театральный пр-д. 1/4. Тел.: 927-61-3B. факс 975-23-36.Предприятие реализует тягово-сцепные устройства к автомобилям АЗЛК-2141 и ГАЗ-24-10.Обращаться по адресу: 220050, г. Минск, ул. К. Маркса, 25-66Тел. (0172) 27-45-77 Факс (0172) 27-48-16 IdosmНЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТИЗАФирма "АВТО-МОБИЛ" производит: осмотр. оценку и составление калькуляции на аварийные автомобили всех моделей отечественного и зарубежного производства по ценам Европейского рынка в СКВ и рублях, за наличный и безналичный расчет с оформлением необходимых документов по существующим стандартам, с использованием технологий фирмы EurotaxSchwacke.Телефон: 927-33-15, 927-33-57 Телефакс: 936-65-06ЗА РУЛЕМ 11/92 33