ДОПОЛНИТЕ ЗВУКОВЫМ СИГНАЛОМВовремя заметить, что давление масла в двигателе упало ниже нормы, очень важно, иначе мотор может выйти из строя. Поэтому В. Ф ЕЦЮРА из Запорожья предлагает продублировать штатную контрольную лампу на щитке приборов звуковой сигнализацией. Его совет рассчитан на тех, кто имеет навыки слесарных и электротехнических работ. На некоторых моделях наряду с контрольной лампой есть и манометр, однако, на мой взгляд, этих приборов недостаточно для надежного контроля за такой важной системой, как смазочная. Свечение контрольной лампы при ярком солнечном свете можнои не заметить, если к тому же отвлечься от показаний приборов, беседуя с пассажирами или слушая музыку . Д аи лампа может перегореть. А ведь работа двигателя без подачи масла под давление мдажев течение нескольких минут чревата серьезной аварией. Поэтому яре ­ шил установить дополнительную звуковую сигнализацию недостаточного давления масла. И дею .можно осуществить на «Жигулях», где есть контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи (и включающее ее реле РС-702). И сточникомзвукового сигнала может служить зуммер — з вуковой генератор, к оторый бывает в магазинах автозапчастей. Он малогабаритный, потребляет незначительный ток, а при подаче напряж ения (12 В) издает неприятный писк. П ригодныидругие источники звука, • рассчитанные на соответствующее напряж ениеипотребляющие ток до 0,1 А.В любом пособии для начинающего радиолюбителя рассказывается, как сделать такую «пищалку» самому. Устанавливают ее вудобном для крепления месте под панелью приборов. Одна из клемм ( « м и ­ нус») з вукового генератора подключается к электрической цепи датчика давления масла. Питание на звуковой генератор должно подаваться, лишь когда двигатель работает, т. е. в системе смазки есть давление. Поэтому вторая клемма («плюс») п одклю - .-• чается к прибору, о пределяющему рабо- I ' тающее состояние двигателя. И мможет служить реле РС-702. Если горит контрольная лампа разрядкиаккумуляторной бата'•о <о ^ сс J; О ОО °0 О СТ "vi, реи, которая включена в цепь реле, значит, ^ CD двигатель (и генератор) остановлен. Имеется в виду, что генератор и реле исправны. Если двигатель (и, соответРеле РС-702 с дополнительной контактной стойственно, генератор) работает, реле кой: 85, 86, 97, 30/51 — штатные выводы; ДВ — РС-702 отключит питание от контрольной дополнительный вывод. лампы разрядки , и теперь его можно подать на звуковой генератор сигнализации давления. При падении давления подобрать высоту контактной стойки, чтомасла, как только сработает датчик, з вуко ­ бы при срабатывании реле (притягивании вой генератор подаст свой сигнал (синп одвижногоякоряксердечнику ) возникал хронно с загоранием контрольной лампы). электрический контакт между якорем Водитель при любых обстоятельствах и дополнительной стойкой , п ричем , в сауслышит его и, надеюсь, примет меры . м ом конце хода якоря . Установочный В штатную систему сигнализации о давз азор 1,5 ммрегулируют подгибанием лении масла никаких изменений не вносил: стойки. К выводной клемме этого дополни ­ з вуковой генератор работает параллельно тельного контакта подключают генератор с контрольной лампой, но питание подазвука. ется на него по другой цепи. Д ля этого При правильном монтаже звуковая реле РС-702 необходимо переделать — сигнализация работает надежно, не требуя дополнить нормально разомкнутымкон ­ наладки и ремонта. На моем ВАЗ-2105 она тактом и выводной клеммойк нему. безотказно служит уже шесть лет. Сначала отгибаем загнутые края крыш ­ к ии снимаем ее. Из латунной или медной полосы сечением 6X0 , 5 мм изготовляем В следующем номере: дополнительную контактную стойку по образцу заводской, но меньшей высоты, Выгодно ли перейти для установки ее под якорь реле с АИ-93 на А-76! РС-702 ( с м . рис.). М ожно применить и контактный лепесток от промышленных реле типа МКУ - 4 8 , ПЭ-6 идр . З акрепляем Бензонасос «Москвича» дополнительную контактную стойку на заработает надежнее, пластмассовом основании заклепкой или винтом диаметром 2,5 мм . Важно так если...вайным путям попутногонаправления(пункт 10.6).Ответы на задачи, помещенные на стр. 25. Правильные ответы: 1, 4, 5, 7, 9 11, 13, 15. I. Показанный маневр является обгоном , так как он связан свыездом на полосу, предназначенную втом числе и для встречного движения , и возвращением на ранее занимаемую полосу проезжей части. О бгонразре ­ шен на перекрестке , если он выполняется на главной дороге (пункт 12.3). I I . Табличка подзнакоминформи ­ рует водителей, что он «работает» только в субботние, воскресные и праздничные дни ( п риложение 1, пункт 7.5.1) III. Водитель легкового автомобиля правильно выполняет обгон по трам IV. Правила водитель грузовика нарушил. Он обязан знать, что перевозить людейвгрузовом прицепе запрещено (пункт 22.6) V. М отоциклс колясой буксировать не запрещено (пункт 20.5). V I . Буксировка на автомагистрали не запрещена (пункт 17.1) VII. Водитель Правила нарушает, так как запрещается превышать ско ­ рость, у казанную на опознавательном знаке ограничения скорости (пункт 11.5). VIII. На нерегулируемом равноз начномперекрестке преимущество у транспортного средства, к оторое не имеет помехи справа. Л егковому автом обилюможно проехать перекрестокодновременносмотоциклом , поскольку, поворачивая направо, он не создает ему помех (пункт 14.11).Ответы на задачи разминки1. Срезало штифт, посредством кото ­ р ого звездочка соединяется с распредвалом. Из-за этого он оставался неподвиж ­ ным при вращающемся коленчатом вале. 2. П ружинкаодного из наконечников, надеваемых на свечи (он выполнен из твердой пластмассы), не зафиксировалась на центральном электроде свечи, поэтому наконечник стучал по блоку двигателя. 3. Пришлось заменить провод, соединяющий двигатель скорпусом автомобиля («массой»). Его проволочки постепенно обрывались, ухудшая включение стартера.ЗА РУЛЕМ II 9243