KAXGИНФОРМАЦИЯ • ИЗ КОПИЛКИ БЫВАЛЫХ 8 ЛЕКТОРИИ1Раздел ведут редакторы В. АРКУША, Б. СИНЕЛЬНИКОВ, Д. ПОСТНИКОВАВТОЛЮБИТЕЛЕЙтельность радиотракта приемника ни к чем у , если антенна не примети не передаст ему достаточно сильный сигнал (для хоро ­ шего приемника это десятые доли микро ­ вольта). О трезоктонкого изолированного провода длиной 3 м, используемый как антенна, к онечно , надежнее для хорошего приема, о днако путаться в нем постоянно нет нужды . На небольших расстояниях ( д о 200—300 м ) достаточно и встроенной антенны (магнитной, р амочной , с ложенной телескопической), чтобы автолюбитель без опасений за машину зашел в магазин, кафе, аптеку. Если используете телескопич ескую антенну, то для повышения чувствительности и гарантии того , что необходи ­ мая дальность связи будет обеспечена, м ожно выдвинуть 2—3 колена антенны. Это не доставит особых неудобств, наприм ер , в кинотеатре во время сеанса. К огда вы дома или в гостях, м ожно вынуть уже длинный отрезок провода, п одключитьеговгнездо «внешняя антенна» и прикрепить , с кажем , п рищепкой за штору. Желательно располагать антенну ближекокну , но совсем не обязательно на улице: хорошая противоугонная система легко «простреливает» д ом .ПОВЕРИМ СТОРОЖУСтремясь предложить автолюбителям надежную защиту от воров и угонщиков, многие организации и предприятия занялись разработкой радиоавтосторожей. Увы, не все появляющиеся в продаже образцы действуют эффективно, что показали и редакционные испытания (ЗР, 1992, № 4 ) . В связи с этим у наших читателей возник ряд вопросов, ответить на которые мы попросили сотрудников НИИспецтехники МВД РФ. В материале «Доверять ли радиосторожу!» говорилось об отрицательных результатах испытаний подобных приборов. Не ставит ли это под сомнение саму идею подобной системы! Неудачные конструкции есть имогут еще появиться по причинам , о которых речь пойдет дальше. О днако не хотелось бы, чтобы у автомобилистов возникло отрицательное отношение клюбым сигнально-противоугонным устройствам с рад иоканалом . На самом деле такие прибо ­ ры весьма эффективны для защиты автом обиля , что подтверждается отечественной изарубежнойпрактикой . Тем интереснее узнать причину неудачных опытов. Едва ли не первое, что приходит на ум , — мала разрешенная мощность передатчика (2 Вт). Более мощный передатчик, к онечно , у добнее владельцу. Но сложность втом , что для автомобильных радиоохранных систем отведена одна частота. В скоромбудущем тысячи передатчиков, сконцентрированных на ограниченных площадях, особенно в «спальных» районах и центрах крупных городов , так «забьют» эту частоту, что на ней не сможет работать и более мощная система. О тметим , что искры от трамвая или троллейбуса, о чем упомянутов статье, д аютширокий частотный спектр , так что на каждойконкретной частоте мощность помехи мала. Передатчик же излучает свои 2 Вт именно на одной , о пределенной частоте. Выходит, ц елесообразно иметь пере ­ датчик небольшой мощности , чтобы он несильно мешал другим . М ожет быть, есть смысл выделить для «сторожей» не одну, а несколько частот! Резонный вопрос. Действительно, частота 26 945 кГц принадлежит крайне неудобномудиапазону : во-первых, п ере ­ г руженномурадио - и индустриальными помехами и, во-вторых, т ребующему больш ойизлучающей антенны. На данной частоте длина четвертьволнового излучателя должна быть около трех метров. Т акую антенну в автомобиле разместить трудно. Применяемые в некоторых устройствах короткиеотрезкипроводни ­ ков подзеркаломзаднего вида или на заднем стекле, как правило, не даютхорошего результата. Иной раз примощ ­ ности передатчика 2 Вт в эфир излучается всего 0,2—0,3 Вт, о какой дальности может идти речь. Но существуют и достаточно эффективные решения , н апример использование в качестве антенны элементов кузова. К онечно , р азрешение работать на частотах вдругом диапазоне существенно облегчило бы задачу конструкторам . Кстати, выделение нескольких частот затруд ­ нит намеренное «забивание» радиосигнала. С антенной передатчика ясно. А что вы скажете об антенне приемника! Не очень приятно идти, например, в магазин, если за тобой волочится трехметровый провод. Вопрос непростой. Высокая чувствиА какова разрешенная дальность действия радиосистемы! Верхний предел неограничен, а 600 м, о которых говорилось в статье, только примерная цифра для условий большогогорода . Следует заметить, что стакого расстояния уже быстро не доберешьсядо машины, п одающей сигналы тревоги . Д а ­ льность передачи сигналов зависит не только от мощности передатчика, но и от чувствительности приемника , п омехоус ­ тойчивости, системы кодирования сигнала, эффективности излучающей антенны на автомобиле и других факторов. Ограничения введены не на дальность, а на мощность и те параметры передатчика, к оторые влияют на «загрязнение» эфира. С учетом всех сложностей кому, на ваш взгляд, под силу сделать эффективный, надежно действующий радиосторож! Чтобы сконструировать устройства с высокими техническими показателями, н ужны высокая квалификация, немалый опыт разработчиков , сложная идорогая исследовательская аппаратура, в озможно ­ сти для проведения испытаний на автомобилях разных типов, в различных климати ­ ческих условиях и т. п. Проведение исследований такого уровня , как правило, недоступно рядовому автолюбителю или начинающему коллективу. Тем досаднее, что за «сторожа» взялось немало людей , м ягкоговоря , не очень квалифицированных. Поэтому на свет появляются скороспелые , п оройоткровенно сырые конструкции , хотя и наделенные атрибутам ипротивоугонной системы (в том числе мощностью2 Вт), но не обладающие достаточными сигнально-охранными свойствами. Речь идет оприемлемой дальности действия в условиях сильных помех , при сложной трассе прохождения сигнала, о работоспособности вшироком диапазоЗА РУЛЕМ 11/92 35