ВЫБИРАТЬСЯ НАДО САМИМ...С одной стороны — богатые люди, с другой — огромная когорта обычных автолюбителей, граждан ' среднего достатка Нашу автомобильную жизнь может спасти массовый переход на маленькие, но прочные и очень экономичные легковые автомобилиСпоследними днями лета-92 отшуме ­ ло московское автомобильное шоу. Участники разъехались по странам ифирмам вместе со своими сверкающими экспонатами. А мы остались здесь, д ома , все стемижепроблемами , бедами и не очень ясными перспективами. В прочем , не совсем так. Выставка не только подарила нам ощущениепраздни ­ ка и расширила технический кругозор . Важнее другое : она помогла , как теперь говорят, определиться, раскрыла истинн ую цену многих надежди упований. А осознать реальность, согласитесь, это уже много.Иллюзии всегда были неотъемлемой частью нашей автомобильной жизни. Раньше они связывались сграндиозными планами, объявленными очередным съезд ом , или решениями партии и правительства. Д а , думали мы , сейчас плохо, но вот пройдет несколько лет и появится пусть не обещанное изобилие, но хоть кое-что. Время текло, улучшений не наступало, а взамен появлялась новая программасмо ­ лочными рекамии кисельными берегами . Процесс был прекрасно отлажен ибеско ­ нечен.Но вот пришли новые времена, а с ними реформы , сулящие нормальный, естественный экономическийуклади слияние смировой цивилизацией. По этому случаю в наших головах сразу жевоз ­ никли картины близкого автомобильного рая, каковой до сих пормы видели только на экране или в «тамошних» проспектах. В самом деле: одна шестая часть суши — это невиданный по масштабам и абсолютно ненасыщенный рынок сбыта. Д олжныже господа капиталисты на него клюнуть ! Бояться им нечего, холодная война впрошлом . О днако , к аквидим , не клюют , в ообще не суетятся. В чем же дело? Что за предприниматели , к оторые ничего не предпринимают? Оказывается, прощание свооружен ­ н ым противостоянием — хоть инеоцени ­ мый по важности, но лишь первый шаг навстречу другдругу . Как говорят математики, условие необходимое , но недостаточное. Беседы с представителями фирм (этом у содействовала прошедшая выставка) позволили взглянуть на нашу ситуацию их глазами. Картина получается не слишк ом радостная.Наши потенциальные покупатели машин условно делятся на две неравные группы . С однойстороны — богатые люди , и меющие «длинный рубль» и иностранную валюту. Таких немного . В печати сооб ­ щалось, что примерно два с половиной процента населения имеютежемесячныйдоход более 100 тысяч рублей. Но это богачи лишь по нашим меркам , поскольку среднестатистический американец получает в месяц 2000 долларов (не берусь предугадать, с колько это будет в рублях кмоменту выхода журнала). «Набобов» т акого уровня у нас вряд ли больше полумиллиона. В прочем , и такая цифра пред ­ ставляет определенный интерес для деловых людей Запада. Все-таки речь может идти опродаже десятков тысяч машин вгод . С юдажепримыкает другая катег ория потребителей — всевозможные совместные, малые и иные коммерче ­ ские предприятия. Д еньгиу них тоже есть. С другой стороны — о громнаяко ­ горта обычных автолюбителей, г раждан среднего достатка (с позиций зар убежья — б едняков ) . Эта группа привлекательна разве что своей необъятностью ижаждойприобретения . Но по причинеАВТОМОБИЛЬ П ОБЩЕСТВО6 ЗА РУЛЕМ 12/92 полной неплатежеспособности сегодня она не представляет для западных фирмникакого интереса. Снижать же цены «на бедность» никто иникогда не будет. Бизнес и благотворительность суть вещи разные, это нам следует твердо усвоить. В связи с этим торговля иномаркамив странах СНГ отличается определеннымсвоеобразием . Поначалу никто из зарубежных предпринимателей не ожидал , что в обществе с очень низкимуровнемжизни охотнее всего станут- раскупать дорогиекомфортабельные автомобили. М одели малых классов — современные, удобные, х орошо сделанные — интереса у покупателей не вызвали. Н апример , за все время после начала ввоза «ситроенов» продано всего три (!) м ашины типа «АИкс» ( с им ­ патичный автомобиль, по размерамблиз ­ кий к «Таврии»), а, с кажем , шикарные «ИксМ», цена которых втрое выше, ' р аз ­ б ираютбеззадержки . Что ж , богатые не хотят отказывать себе в радостях жиз ­ ни, и м подавай «мерседесы» и «волво». Чуть скромнее запросы укоммерческихконтор : они предпочитаютмашины класса нашей «девятки» («Тойота-Королла», «Ниссан-Санни»), а такжемикроавтобусы . Но импортные : надежные и удобные. Словом, характер торговли, ее малые масштабы установились, и пока не видно причин для каких-либо изменений . В такой ситуации фирмы не вкладывают деньги в создание собственных торговых и сервисных структур , а договариваются с местными посредниками . Хоть навар ипоменьше , но вконечном счете так экономнееи спокойнее. И еще один характерный штрих. При ограниченных размерах бизне ­ са западным автомобилестроителям ив голову не приходит как-то модернизиро ­ вать свою престижнуюпродукциюприме ­ нительно к условиям эксплуатации в данн омрегионе . А техническая необходи ­ мость в этом есть, для специалистов такой вывод очевиден. Ну, а что имееммы , так называемые простые автомобилисты? Д ля нас общая картина складывается из следующих элементов. Наша зарплата — п ять — в осемь , пусть десять, пусть даже пятнадцать тысяч руб ­ лей в месяц. В пересчете на любую валюту это крохи , трудно сопоставимые с потребностями автомобилиста и ценами на мировомрынке . М ы привыкли ездить на машинах типа «жигулей» и «москвичей». П окупка новой импортной машины такой размерности нам настолько не по карману, что обэтоми говорить не приходится (в среднем 15 тысяч долларов). Д аи поменьше, р аз ­ мера «Таврии» (10—13 тыс. долл.), и совс ем маленькие, в роде «Оки» ( 6 — 1 0 тыс. долл..),— все равно непомернодорого . Ну, а отечественные? Как известно, В АЗ продает за рубежомсвою «Самару» п ри ­ м ернов полтора раза дешевле ее западных «одноклассников». На внутреннем рынке «рублевая» цена этих машин ( в про ­ ч ем , не совсем этих — комплектация и отделка здесь совсем другие) у же почти достигла мировогоуровня . Д ругие заводы тоже , как могут, тянутся за лидером , но у них задача осложняется тем , что они почти целиком зависят от наших с вами денег : э кспорт , хотя бы по демпинговым ценам, у них не особенно «вытанцовывается». Вот и получается, что на нашу долю остаются отечественные автомобили, к оторыепохуже , а еще уставшие от жизнии устаревшие иностранные «доходяги» (культурно называемые «сэконд хендс»). 2*Но это еще не главное. Важнее то, к акимболезненным является для нас неуклонное подтягивание цен на энергоно ­ сители кмировомууровню , а попросту — повышение цен на бензин . Недалек день, когда при наших нынешних машинах эти цены окажутся просто непосильными. О б этом все еще никто всерьез не думает, а причина древняя: пока гром не грянет, м ужик не перекрестится. В прочем , потребителям-то думать нечего, от них ничего не зависит. А производители? Волжский автозавод, наш лидер и флагман, по-видимому, все свои помыслы направляет в «дальнее зарубежье». Внутренний рынок для него — дело десятое. Удивляться нечему, такая тенденция у этого завода в принципе была всегда. Д у ­ мается, на ВАЗе в глубине души считают иронией судьбы тот факт, что завод стоит на Волге, а не на Рейне или Дунае. Д ело идет ктому , что на продукцию ВАЗа нам придется смотреть по известной пословиц е : хороша Маша, да не наша. Что ж , к аждое предприятие вольно выбирать свою линию поведения. Хотя, думается, не стоило бы плевать в собственный коло ­ дец... Прочие заводы ( А ЗЛК , «Ижмаш»), вид имо , настолько задавлены борьбой ссиюминутнымибедами , что ипри сильн ом желании вряд ли смогли бы пред ­ принять какое-то резкое изменение курса. Бог имв помощь... А новый курс жизненнонеобходим . О т коллапса нашу автомобильную жизньмо ­ ж ет спасти только быстрый и массовый переход на маленькие, но прочные и очень экономичные легковые автомоб или . И, р азумеется , вполне доступные по цене. Кто поможет нам в этом? Западные фирмы? Ответ однозначен — нет. По край ­ ней мередо тех пор , пока у нас не стабилизируются экономикаи финансы, не появится правовая защита зарубежных ин ­ весторов, и вообще — к огдамы всерьез займемся работой, д елом , а не разгово ­ рами, взаимными претензиямии истерик ой . С государствами, где каждый денй возможна любая неожиданность, где лю ­ б ой , к ому не хочется работать, безнаказанно занимается агитацией за смену власти, Запад может контактировать только по известному принципу «стулья против денег», а еще лучше — деньги вперед. На постройку заводов, поставку комплек ­ т ующих изделий на основе долгосрочных кредитов нам рассчитывать не приходится. Более того . Если допустить, что каким то неведомым путем все же нашелся некий взаимоприемлемый вариант, у нас тут же поднимутся крикиотом , что Россия распродается. И кричащих будет немало — тех, кто считает, что чем хуже, т ем лучше для их планов. Эти заметки — размышления автомо ­ билиста, а не экономиста и не политика. И м , конечно, виднее, и ми искать выход. А нам можно лишь помечтать отом , чтобы нашелся современный Рябушинский (да не один), к оторый организовал бы совершенно новое и крупномасштабное отечественное предприятие, опираясь на множество мелких акционеров, к ото ­ р ому достало бы сил победить бюро ­ к ратизми прочие неисчислимые препятствия, к оторыйсмог бы на этой основе установить прочные контакты с такими жепредприимчивыми поставщиками, к ото ­ рый собрал бы талантливых и трезво мыслящих конструкторов... Словом, выбираться надо самим . А. МОИСЕЕВИЧАВТОМОБИЛИ — БЕСПЛАТНО, НО ТОЛЬКО ПОДПИСЧИКАМ "ЗА РУЛЕМ"Оформив подписку на "За рулем"-93, Вы получите возможность участвовать в нашей лотерее в сентябре будущего года. ГЛАВНЫЕ ПРИЗЫ — ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ. В призовом фонде — мотоциклы, мотоблоки, велосипеды, комплекты шин, автомагнитолы, компрессоры, а также годовая подписка на наш журнал, которая позволит попытать счастья в следующей лотерее. Условия лотереи просты. В майском номере "За рулем" будет напечатан отрывной купон. В него надо вписать свою фамилию, имя, отчество и адрес, а также номер и день оплаты подписной квитанции на наш журнал, которые должны быть оформлены на одни и те же имя и адрес (две квитанции — на первое и второе полугодие 1993 года — необходимо будет представить редакционной тиражной комиссии, если Вы окажетесь в числе победителей; для участия в лотерее достаточно быть подписчиком на наш журнал в 1993 году как минимум 10 месяцев). Остается выслать заполненный купон в редакцию "За рулем" и ожидать результатов розыгрыша, который состоится в сентябре 1993 года. Уже в октябре 1993 года самые удачливые читатели журнала, о которых с нашей помощью узнают все, станут обладателями завидных призов. Не в проигрыше будут й остальные наши подписчики. "За рулем" всегда был вашим добрым другом и советчиком, таковым он остается ив нынешние непростые времена. Каждый номер нашего журнала будет приносить Вам много новой и полезной информации. Но если чего-то интересующего Вас в нем не окажется, не огорчайтесь. Нет человека или даже организации, которые бы знали все об автомобиле и автомобильной жизни. И мы в редакции "За рулем", естественно, всего не знаем. Однако мы подскажем, где можно узнать практически все, что Вас интересует, мы с удовольствием сделаем это для Вас, если Вы к нам обратитесь. Подписавшись на "ЗА РУЛЕМ"-93: Вы получите источник самой достоверной и квалифицированной информации об автомобиле и автомобильной жизни; Вы станете участником нашей лотереи и можете стать владельцем нового автомобиля; Вы получите реальный шанс стать членом российского клуба "За рулем", который начнет создаваться в будущем году.Напоминаем, что стоимость подписки складывается из каталожной цены на периодическое издание (цены издательства) и стоимости местных услуг связи (тарифов почтовых предприятий).П одпискуможно оформить в почтовом отделении связипо месту жительства.ЗА РУЛЕМ 12/92 7