Для заездов по шоссе сначала выбрали спокойного, уравновешенного водителя. Перед ним поставили задачу: свято соблюдать все требования ПДД , особенно лимит скорости 90 км / ч (там, где нет других, более жестких ограничений). Результат (табл. 1) получился ожидаемым по средней скорости движения, но несколько неожиданным по расходу топлива. Собираясь в дальний путь, мы никогда не «закладываемся» на столь небольшую цифру, как 5,7 л/100 км . Впрочем, если говорить откровенно, предписанные пределы скорости не очень-то соблюдаем. Для оценки влияния скорости и манеры езды на расход посадили за руль другого водителя — с лихаческими наклонностями. Предварительно договорившись с ГАИ, отменили ему все скоростные ограничения,ТАБЛИЦА 1Результаты заездов по шоссе на автомобиле ВАЗ-21099УдельСредняя скорость, расход км/ч бензина, л 100 кмПЕРЕКРЕСТОК МНЕНИЙХочу предложить свои наблюдения о распространенности иномарок в городах Дальнего Востока. Мне довелось побывать практически во всех. Я интересовался, насколько популярны там иностранные, главным образом японские, автомобили, не поленился проанализировать дорожный поток в разных городах. Вот среднее число иномарок на сотню легковых машин в часы пик на улицах крупнейших дальневосточных городов: Благовещенск . 15—20 Владивосток 30—35 Магадан 15—20 Находка 30—35 Петропавловск-Камчатский 15—20 Хабаровск 25—30 Южно-Сахалинск 20—25 Дальневосточнику до недавнего времени выбирать было не из чего. Новые отечественные машины — острый дефицит. На рынке сплошь подержанные, наши и японские. Спрос населения на легковые автомобили до 1990 года покрывался (по данным Госснаба СССР) только в Магадане и Петропавловске-Камчатском. Поэтому там удельный вес иностранных машин меньше. После недавней либерализации цен новые отечественные автомобили наконец появились на дальневосточном рынке, хотя и не в таких количествах, в каких нужно. Да и умами автомобилистов к этому времени завладели пусть подержанные, но японские модели. К тому же я не встречал людей, которые продавали «японцев» только за валюту. Оплата принята либо комбинированная, либо только за рубли. По престижности автомобилисты распределяют модели так: либо ВАЗ-2109, «Волга», либо «японец» годовалого или двухлетнего «возраста». Предпочитают все же японские машины. Думаю, началось их устойчивое «наступление» на Россию. Как при рыночной экономике будут чувствовать себя наши заводы, легко представить. Магаданская область А. ЩЕРБАКУсловия движенияСпокойная езда с соблюд ением требований ПДД825,7То же , без включения пятой передачи836,1Резкая езда без скоростных ограничений1078,0Регистрирующий прибор не только фиксирует расход и время, но и высчитывает соответствующие удельные показатели.призвав все же быть благоразумным. Средняя скорость движения сразу возросла на 30 %, а расход — аж на 40 %. Выгодно это или нет, решайте сами. Попутно решили прояснить еще одно обстоятельство. Известно, что, если пользоваться на шоссе пятой передачей, бензин экономится. Но на сколько? Это полезно знать, так как многие машины укомплектованы четырехступенчатой коробкой . Ответ получили просто: повторили первый вариант нашего эксперимента, но без включения пятой передачи. Скорость, разумеется, осталась практически прежней, а потребление топлива увеличилось на 7 %. Немало. Следующий цикл заездов провели в городе (табл. 2). В эксперименте участвовал еще один автомобиль — АЗЛК-21412 спробегомоколо 30 тысяч километров. Результат в принципе тот же , что ив первом цикле заездов: при резкой езде расход бензина возрастает на 9—12 %. Скорость тоже увеличивается, но разница в 5—6 минут на 10 километров (по городу редко случается ездить на большее расстояние) не имеет большого значения. Таковы наши первые результаты 4*ТАБЛИЦА 2Результаты заездов в городеУдельМодель автомобиля Манера вести машину Средняя скорость,КМ чрасход бензина, л 100 км 8,0 9,0ВАЗ-21099спокойная резкая23,7 29,6АЗЛК21412спокойная резкая20,4 25,49,5 10,3измерении топливной экономичности точными приборами. Отметим, что полученные нами цифры не абсолютны, нельзя использовать их для сравнений с какими-то другими итогами, поскольку условия, в которых делаются замеры, наверняка различны. Именно поэтому в технических характеристиках машин заводы дают знакомые всем стандартные показатели расхода: при постоянной скоро ­ сти 90 и 120 км / ч , в переменном реж име на беговых барабанах (так называемый условный «городской цикл»). Об этом мыуже неоднократно писали. А. МОИСЕЕВИЧМногим автолюбителям запомнился японский фильм «Черный автомобиль», где показывается, как из-за брака в тормозной системе машина столкнулась на переезде с поездом. Против фирмы-производителя было возбуждено уголовное дело о компенсации владельцу машины моральных и материальных затрат, причем речь шла об огромных суммах. А что получается у нас: новые машины на ходу разваливаются, после недавнего техобслуживания колесо при повороте слетает с оси, потому что подшипники слесарь не смазал и не отрегулировал, на разбитых улицах и дорогах мы гробим наши машины. И никто ни за что не отвечает. По профессии я человек не технической специальности и поэтому свои «Жигули» регулярно, как записано в инструкции по эксплуатации, гоняю на СТО, в результате не проехал и 30 тысяч километров, как рассыпались подшипники передних колес: в них не оказалось смазки. Из-за плохого обслуживания много других неполадок. И никому не могу предъявить претензии. Нужно, чтобы закон, защищающий права потребителя, наконец-то заработал. Уверен, что после этого решатся многие проблемы, повысится безопасность движения, сократится число аварий со смертельным исходом. г. Минск Н. КОВАЛЕВСКИЙЗА РУЛЕМ 12/92