щНАЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ!|JНАШПРАКТИКУМ HJ КУРИЛКА КЛУБАЩ ИНФОРМАЦИЯfjЭкономический эффект зависит от цен на бензин. Если АИ-93 стоит 25 руб., А-76 — 23 руб., то можно сэкономить 1100 руб.112 700 руб.40-30-1049 700 руб.1 100 руб. 25-23-2 25-21)-5 13 100 руб. 15-13-2 |7,8-б,8-1 Отметимтакже , что на сэкономлен ­ ные вэтом случае деньги (14 100 руб.) м ожно купить дополнительно 1084,6 литра бензина А-76, или, иными словами, заправить бесплатно 27 бензобаков (если один бак — 40 литров). Но вот пришел октябрь и... о проки ­ нул все наши расчеты. Бензин АИ-93 стоит теперь 25 руб., А-76 — 23 руб . за литр. Э кономический эффект от переделкидви ­ гателя снизился до 1100 руб . Ч ем больше стоит бензин А-76 и меньше разница в ценах, т емменьшеэкономия ( с м . рис.). Чтобы читатели журнала смогли сами подсчитать экономический эффект в ценах, к оторые установятся кновомуго ­ ду, п редлагаемобщуюформулу : (Ц9з1 . 0 81Ы - Р - П 100Д'где Э — э кономический эффект; Цэз — ц е ­ на 1 литра бензина АИ-93; Ц76 — цена бензина А-76; Р — расход топлива, л/100 км ; П — п робег автомобиля, к м ; Д — дополнительные расходы, связанные спеределкой двигателя. С ростом цены бензина (что неизбеж ­ но) разница в цене этих двух сортов мо ­ ж ет увеличиться, соответственно возрастет рентабельность нашего с вами предприятия. Н апример , если разница в цене «93-го» и «76-го» составит 10 рублей ( п редположим , 40 и 30 рублей за литр), то экономический эффект составит 112 700 рублей ( с м . рис.), а на каждыйвложенный рубль вас ожидает 86,7 рубля прибыли. По формулелегко подсчитать эконо ­ мический эффект применяющихся ценах. Зная пробег автомобиля при данном уровне цен, рассчитываем экономический эффект; делаем те же вычисления при новых ценз:: и пробеге . Расходы на пере ­ о борудование автомобиля следует вычесть только один раз. С уммируемре ­ зультаты, получаем общуюэкономию . З аметим , о днако , что у двигателей, переведенных на более дешевый бензин , есть недостаток — н екотороеуменьше ­ ние мощности . Ничего удивительного: выигрывая в деньгах, м ыдолжны были проиграть в чем-то другом . Потеря невелика, процентов десять. С колько это в лошадиных силах, к аждый способен подсчитать сам. «Убежавшие лошадки» дают о себе знать врежимерезкого разгона, но почти не ощущаются при спокойнойезде . А втор , переведя свои «Жигули» (ВАЗ-21013) на «76-й», почувствовал, что разгоняться они стали медленнее, п ри ­ м ерно так же , как во времяобкатки .О днакодаже на переделанном автомоби ­ ле часто удавалось опередить всех при старте с места. Ведь многие владельцы не следят за машиной — ездят с неотрегулированным зажиганием , засоренным кар ­ б юратором , к тому же просто не умеют быстро и вовремя переключать передачи. Разговор о «лошадях» и секундах прав омерно переводить из чисто теоретичес койвпрактическую плоскость только при условии, что ваш автомобиль исправен. Если карбюратор «с провалами» или зажигание «троит», то, с корее всего, двигатель развивае.т меньшую мощность, чем исправный, но переведенный на «дешевый» б ензин . Н ужно сказать, что если вы перейдете на низкооктановый бензин , установив электронное зажигание скоррекцией , то потеря мощности ощущается меньше : она снижается на разных режимах неодинаково. С другойстороны , э лектро ­ ника сейчас недешева (последние модели таких систем стоят 900—1200 руб.), а когда она выйдет из строя, неизвестно. Прокладка же под головку двигателя — это затраты один раз и на всю жизнь машины. В качестве примеравозьмем « М оск вич-2140». М ашины этого семейства оснащались идефорсированными двигателям и , р аботающими на бензине А-76, п о ­ этому мы располагаем заводскими технич ескими характеристиками. Они приведены в таблице. З аметим , что машина, работающая на бензине А-76, ничем не отличалась от обычного -2140, к роме двигателя. Ш ины , т ормоза , подвеска, с наряжен ­ ная масса были совершенноодинаковы (не путайте с «сельским» вариантом -21406), поэтому сравнение здесь вполне правомерно. Наверное, стоит еще сказать, что если грамотноиаккуратно переделать двигатель, то срок его службы не уменьшится, поэтому опасаться нечего. Как это сделать, м ожно прочитать в ЗР, 1985, № 9. Об электронных системах зажигания , позволяющих эксплуатировать машину на низк ооктановом бензине, с м . ЗР, 1986, № 8; 1990, N9 6. Н еграмотное , неумелое вмешательство в работу двигателя может за короткийсрок вывести его из строя. К роме упомянутых выше двух способов, есть идругие , д ающие положительный результат: уменьшение высоты порш ­ ня, увеличение объема камеры сгорания в головке двигателя. Для того чтобы воспользоваться ими, надо, во-первых, знать, где исколькоможно снять металла без ущерба для детали, во-вторых, работать на точных, неразболтанных станках, втретьих, иметь высококвалифицированных токаря, ф резеровщикаи автослесаря. Поэтому мы не рискуем рекомендовать эти приемырядовому автолюбителю. П родающиесяв магазинах запчастей проставки под свечи — «футорки», распылители-завихрители, чудо-фильтры для бензина и системы подачи выхлопных газов в цилиндры двигателя не позволяют перейти на другое топливо без ущер ­ ба для автомобиля. Инструкции к этим приспособлениям нередко сулят фантастич ескую выгоду, а на деле все можетобер ­ нуться немалыми убытками . Читатель, наверное, ж дет от нас кон ­ к ретного вывода, стоит переходить на более дешевый сорт бензина или нет. Но мы не станем его делать. Пусть каж ­ дый взвесит все и решит сам.ЗАСТАВЬТЕ БЕНЗОНАСОС РАБОТАТЬВ предлагаемой статье рассказывается о модернизации 'своими руками бензонасоса Б7А, который устанавливался на автомобили «Москвич-411», -2140, ИЖ-2125 и их модификации и доставлял немало хлопот владельцам. Материал основан на советах наших читателей, присланных за последние 15 лет. Ваш «Москвич» не хочет заводиться? Проверьте, поступает ли топливо вкарбю ­ ратор. Ведь кроме обычных неисправностей, х орошознакомых владельцам всех старых машин (окисление клемм , неисправный аккумулятор , р азрегулирован ­ ный или засоренный карбюратор , плохие свечи и т. п.), есть и своя, чисто « м оскви човская»: плохо работающий бензонасос. Установлен он неудачно — высоко на дви ­ гателе идолжен подавать бензин из бака, л ежащего под поломбагажника . В спомни ­ те, у «жигулей» насос стоит ниже , а топ ­ ливный бак гораздо выше, поэтому проб ­ лем нет. Если летомможно отсоединить шланг, идущий от бензонасоса ккарбюратору , и спринцовкой накачать бензин в оба прибора, то на морозе это трудно . Впроч ем , и в теплую погоду неприятно. Пока эти «москвичи» были новыми , двигатель заводился хорошо . Со време ­ нем клапаны бензонасоса становятся нег ерметичными , и топливо в поплавковую камеру карбюратора удается подать лишь ручнойподкачкой или погоняв стартер минут десять, что не на пользу ни стартеру, ни аккумулятору . Поскольку среди читателей есть те, кто купил машину впервые, но не новую, р асскажемонекото ­ рых тонкостях обращениясбензонасосом . После выключения двигателя распределительный вал останавливается, как правило, в одномитомжеположении , п ре ­ пятствующем работе насоса врежимеруч ­ ной подкачки . Чтобы все-таки подать топ ­ ливо впоплавковуюкамерукарбюратора , надо повернуть коленчатый и, соответственно, распределительный валы. Бензонасос заработает, к огда «бегунок» ( р отор ) распределителя окажетсямеждуклемма ­ ми высоковольтных проводов четвертого и второго цилиндров. Определить треб уемоеположениеможнои по усилию на рычаге ручной подкачки — оно заметно возрастает. Однако избалованный вашим вним анием бензонасос становится еще требовательнее. Клапаны егопродолжают терять герметичность, а пружины — упругость. Теперь уже за время стоянки бен ­ зин из него стекает обратно в бак, а клапаны высыхают. Чтобы запустить двигатель, приходится смачивать их бензином , только после этого насос начинает работать. Теперь обратимся к опыту бывалых автомобилистов. Самое простое реше ­ ние — подавать топливо перед запуском при помощи специальных дополнительных устройств. Е. Пенкин предложил использовать для этого ручной насос от омы 3A РУЛЕМ 12/92 31