48
49
ГНЕЗДО ДЛЯ ЗАПАСНОГО КОЛЕСАНаши постоянные подписчики не найдут в этом номере привычного конкурса знатоков «Еще был случай», который проводился последние три года. Профессор с Чайником попросили годовой отпуск, чтобы накопить силы и дать отдохнуть читателям, хорошо поработавшим в поисках ответов на задачи. А чтобы знатоки не потеряли форму, мы предлагаем другой конкурс. Чего греха таить, наши автомобили не отличаются удобством , л егкостью обслуж ивания , р емонтаи эксплуатации (о при ­ чинах говорить не будем — это другая тема). А должныбы , п осколькувнынеш ­ них условиях не приходится рассчитывать на государственный или частный сервис: СТО далекорасположеныи цены не всем доступны . Вот ивынуждены автолюбители придумывать разныеприспособления , а иногда даже изменять конструкцию деталей и узлов, чтобы облегчить себе жизнь . О наиболее интересных находках мы рассказываем на страницах журнала , но все равно остается много нерешенных про ­ б лем . На них мыихотим обратить внимание. Д ляэтогооткрываемвжурналек онструкторскоебюро читателей (КБЧ), где будем ставить задачи, о которых нам сообщат автомобилисты . С амые удачные решенияопубликуем , а их авторы получат ценные награды журналаиорганизаций , к оторые возьмутся за реализациюпред ­ л ожений . Их будет рассматривать компе ­ тентное жюрив составе инженеровре ­ д акции , специалистов заводов и НИИ. М ы не предъявляем особых требованийкоформлениюпредложений . Текст может быть рукописным , а эскизы выполнены от руки . Х орошо , если автор испытает изобретенныеимконструкции на машинеи получит отзыв опытных автомобилистов. Итак, за работу ! Задание первое В АЗЛК-2141 запасное колесо располож ено под днищембагажникав П-образной раме , согнутой из стального прутка . Л апкив переди вставлены в отверстия кронштей ­ нов, а поперечина сзади фиксируетсякрю ­ к ом , к оторый подтянут изнутрибагажни ­ ка гайкой . Чтобы достать колесо , н ужноотвер ­ нуть гайку на десятокоборотов , снять крюксрамы и, опустив ее вниз доземли , вытащить колесоиз - п одмашины . Устанавливают его на место , выполняя те жедей ­ ствия вобратномпорядке . Все просто , но неудобно . А если это приходится делать не на асфальте, а на разбитой грунтовойдороге , то совсем плохо. Снять колесо — е щеполбеды , а вот уложитьего на раму , н аходящуюсяглубо ­ к о за заднимбуфером , да ещевнаклон ­ ном положении, даже толкая ногой, — задача не для слабосильных и нервных. И бросают иной раз грязноеколесовбагажник , а если он заполнен, то в салон, чтобы потом вернуть «запаску» на штатное место. М ожно облегчить подъемрамы , если отрывать ее от земли не рукой , а крюком , с огнутым из стальной проволокинаподо ­ бие кочерги . Наиболее очевидный путь усовершен ­ ствовать конструкцию — сделать раму выд вигающейся назад, чтобы укладывать ко ­ лесо, не залезая подмашину . М ожет быть, найдется идругоерешение . В ажно , чтобы при этом минимально усложнялась и утяжелялась конструкцияи чтобы выпол ­ нить ее можно было не только на заводе, но ивдомашних условиях. Ж дем ваших решенийи новых тем для проработкивнашем КБЧ!ЭКЗАМЕН НА ДОНУОтветы на задачи, помещенные на стр. 34 Правильные ответы: 2, 3, 5, 8, 10, 12, 16, l'8 I. Полоса, на которой остановился автомобиль, обозначена разметкойв виде буквы А. Это значит, что она предназначена для движения транспортных средств общего пользования, а езда и остановка всего остального транспорта на ней запрещены (пункт 18.2). I I . В кузове , не оборудованном для перевозкилюдей , разрешается находиться только лицам, с опровождающимгруз . П ричем места для них должны располагаться ниже уровня бортов . Водитель должен об этом знать ( п ункт 22.6). III. Так как стоп-линия отсутствует, водитель должен остановиться передкраемпроезжей части, то есть в точке А ЗА РУЛЕМ 1/93С( п риложение 1, п ункт 2.5). IV. Перед разворотомнеобходимо занять крайнее левое положение на проезжей части своего направления. Это требование водитель легкового автомобиля не выполнил ( п ункт 9.4). V. Водитель едет по автомагистрали. М аксимальнодопусти ­ мая скоростьвданном случае для легкового автомобиля спри ­ ц епом 90 км / ч ( п ункт 11.3). V I . Название знака « О бгонгрузовымавтомобилямзапре ­ щен» говорит само за себя. Л егковымавтомобилямограничений нет ( п риложение 1, пункт 3.22). V II . На заднембортугрузовика есть опознавательный знак ограниченияскорости . Водитель не может превышать указан ­ н ую на немскорость (пункт 11.5). V III . При такомжестерегулировщикадвижениезапрещенолегковомуавтомобилю (пункт 7.4).48 Открытый рынок лучше «черного»Начало — на стр. 37Коммерческие цены на некоторые запчасти к легковым автомобилям в Москве на конец октября 1992 года (в тыс. руб.)Детали, узлы и агрегаты ВАЗ 2101 крыло переднее заднее дверь панель брызговик с лонжероном капот крышка багажника передняя задняя передняя задняя в сборе 3,0... 3,5 1,5...2,0 4.0 4.5 3,5 2,0 3,5 3,5 3,5...4,0 5,0 кузова багажника боковина облицовка бампер стекло радиатора передний задний ветровое заднее опускное уплотнитель ветр. окна багажника дверей в сборе блок цилиндров вал вкладышей 1.0 2,0 "Солекс" "Озон" глушитель ("резонатор") сцепления 1,7 1,8 3.5 45 (' -ступенчатая): 70 0,25...0,3 40 25 (5-ступенчатая) 1,3 1,7 | 1,8 7,0 6,0 1,5 2,5...3,0 4,0 70 1,1 2,5...3,0 3,5 40 100 20 7,0 120 45 8,0 1.5 1,5 | 1,0 2,0 2,5 1.0 1,0 1.0 6,0 2,5/5,0 3,0 3,0 1,0 6.5 1,2 6,0 0.7 3,0 3,0 1,0 ' 6,0 2,5 5,0 5,0 2106. 2103 4,0...5,0 1,5...2,0 4.0 4,0 4,5 4,0 4,5...5,0 5,0 4.0 7,0 7,0 — | 4,5 | 5,0 4,0...5,0 2104 | 2105 | 2107 2108 | 2109 5,0...6,0 3,0 | 3.0...3,5 8,0 5,0 8,0 2,0 корот. 7,0 длин. 5,0 9,0 7,0 9,0 5,0 9,5 6,0 5.0 5.0 6,0 6,0 корот. 8,0 длин. 7,0 6,0 7,0 1,5 7.0 0,6 6.0 5,0 4,5/0,9 0.6 0.В 1,0 0,6 1,2 110 25 7,0 120 45 8,0 160 40 10,0 • 115 25 7,0 1.5 2,0 1,5 | 1.5 | 1.5 1.2m—Еще один существеннейший момент — высокий общий уровень цен . Во многом это определяется тем , что на истинные цены накладывается « п одоходный налог» мафиозных структур . И неважно , к аково его происхождение — откровенный преступный рэкет или полулегальные по ­ б орыместной чиновничьей мафии . В лю ­ бом случае это бремя ложится на покупателя, а попыткиборьбыс этим явлением пока выглядят тщетнымипо ­ тугами. Еще несколько замечаний по поводу рынка. Ц ены на запчасти повышаются не так быстро , как на новые автомобили . В этом смысле рынок явно отстает от наших автомобилестроительных фирм . В резуль ­ тате за последние несколько лет запчасти подешевели относительно самих машин на 100—120 %, а за периодс августа 1991-го по октябрь 1992 года — на 15—30 %. Такое положение обусловлено целымрядомфакторов ( н апри ­ м ер , п оступлением товаров из личных «запасников», п рекращениемнеобосно ­ ванных закупоквпрок ) , но вцеломоно еще требует внимания и изучения. Н епосредственное влияние на рынок оказывают изменения геополитической ситуации. По этой причинесамым «дор огим » а втомобилем на территории России ныне стала «Таврия». Так, наприм ер , блок-фара для нее продается за 10—12 тысяч рублей , в то время как длягВАЗ - 2 108 — за пять тысяч. И так во всем диапазоне спроса. Ну, а самой «дешевой» машиной по - п режнему остается «Волга». Когда-то это объяснялось подпиткойчерногорынка запчастями из таксомоторных парков. Теперь эти криминальные каналы отмер ­ ли, но тенденция пока осталась. Ц ены на запчасти автомобилей ВАЗ достаточно высоки . Но их номенклату ­ ра представлена на рынке необычно широко по сравнениюсдругимимарка ­ м и . Э то объясняется прежде всего тем , что производство запчастей не только не снизилось, а несколько повысилось. П роизошло это благодарясозданиюкруп ­ н огоакционерного общества на базе ПО « А втоВАЗзапчасть » ; о но активно привлекает кпроизводствуконверсионныево ­ енные предприятияипростосвободные мощности» д ругих заводов. К акутверж ­ дает директорнового общества А. З и барев, сегодня из запасных частей, выпущенных в течение года, можно собрать 300 тысяч автомобилейВАЗ . Н еплохоис деталями к « м осквичам » ( А ЗЛК - 2 141 , -2140, м ашины « И жмаша » ) . Неиспользованные из-за простоев АЗЛК комплектующие регулярно пополняют свободный рынок . И еще. М осковскиерынки запчастей оказались сегоднясамыми дешевыми по сравнениюсдругимигородами России и СНГ. Д ажев Тольятти многие запчасти дороже на 10—15 %. Что делается во многихдругихгородах , на просто ­ рах России — сказать трудно , не хватает информации . П оэтому , у важаемые читатели, м ыбудемблагодарны всем, к тосообщит нам о ценах на автозапчасти в своем городе или районе (лучше по схеме , принятой вжурнале , — с м . табл.). В. СУББОТИН"Москвич" 2141210,0 I3,0 2,5 2,0 9,0 2.0 8,5 8,0 2,0 5,0 4.0 1,0 7,0 1,5 4,5 4,0 4.5 з.о 2,0 1,0 •—5,0...6,5 5,08крыша пол3,5.. .4,0/0,9 (триплекс/сталинит) 0.6 (с обогревом) 0.515S ооколенчатый комплект бензонасос карбюраторпоршни и кольца в комплектеведомый диск коробка"корзина" сцепления передач крестовина с подшипником задний мост в сборе главная передача полуось амортизатор телескопическая стойка шаровая опора ступица колеса рычаг передней подвески диск шина камера главный тормозной цилиндр колесный тормозной цилиндр 3.0 0,35 3,5 колеса передняя задняя передняя задняя (редуктор) приводы передних колес (1 шт.)I1 ео и' 35—358,0... 10,02,5...3.0—4,5...5,0 (с подшипником) 1,3— 3,5 2,5 0,4 4.0 3,5 0,53.0 (задн.) 4,5...5,0I Sо фа— —0,3 2.0...3.0—0,4 3.0 3,0 0,7 3,5 5.0 0,8—0,7 3,0...4.0 5.0 0.5...0,8 3.0 0.5 3,0Г3 «4.0 4,04,0 0,35 3.5 5.0 0,5 2.0 0.15 8,0 2,0 3,0 4,0 3,0 3,5 3.0суппорт в сборе вакуумный усилитель-5,0 0,8 2,0...2.5 0,15 5,0 3,2 3.5 7,0 3,55,06,0 0,8 3,5 0,25 8.0 1.6 3.5 4,5 4.0тормозной диск?!ш О.тормозной барабан тормозной шланг рулевой генератор стартер распределитель фара 0.2 фонарь 1,5 задний 3,0 механизм5.02S.комплект рулевых тяг2.0 (4 шт.)4.5 4.0 6,0...7.03.5 4.55*аккумуляторЗА РУЛЕМ 1/9349