20
21
22
«УИОНТЕРЕИ»-прнмеряем наГ.шният№ГЯ иду исмотрю им в глаза. А они глядят исподлобья, н асупленно , — что выбираешь, все молодцы как на подбор . Ш ирокиешины , как сжатые кулаки , нап ряженные линии боковин — словно кон ­ туры бицепсов. П осмотрим , на что ты го ­ дишься, к репыш . Поехали со мной , вотвот, этот самый. Как зовут? « М онтерей » , говоришь. З наю . А точнее? Ага — «Эр-эс-три-одинте-де». Д а , этот джип по размерам , массе, вместимости — аналог нашего УАЗ-31512 (см. таблицу), хотя немецкаямодель на три года моложе . Вот поэтомуя тебя и выбрал. Теперь плюхнуться на плюшевое (не кожзаменитель ) сиденье, затянуть ремень ( м еждупрочим , верхняя точка егокреплениярегулируется по высоте) и — вперед спеснями . Песню дизельный джип пел тихо, но при резких разгонах зам етно повышал голос. К онечно , не как старый горбатый «запор» при наборе ско ­ рости и вовсе не похоже на хриплое , с рывающеесябормотание «уазика». Н ор ­ мальный звук , хоть и шумноват. Но ди ­ зель, ведь. К оробкапередачтоже баловала. Не посвистывала на первойи была тихо ­ ней на пятой. «Раздатка» вела себя тише воды , д ажекогда приходилось включать понижающую ступень. Не хочу вспоми ­ нать «внутренний голос», к оторымгово ­ рит трансмиссия «Нивы»: все равно, что сравнивать правительственный лимузинс грузовиком. Солидность — основная черта джипа «Опель-Монтерей». Могучая лонжеронная рама, п ричем не швеллерного , а короб ­ чатого, з амкнутого сечения с пятью по ­ п еречинами . Вибрация, у дарыи толчки как бы растворяютсяв ее толще и не до ­ ходят до кузова, сидений, пассажиров. С инженерной точки зрения, конечно, несущий кузов — б олее рациональное ре ­ шение. Но гул внем , о собенно при езде по бездорожью , т акой , что я как потреби ­ тель обеимируками за машинус отдельной рамой . Я вспомнил редакционный УАЗ-469 (предшественник УАЗ-31512, выпускавшийся в 1972—1989 гг.) — он какими - т о 20 ЗА РУЛЕМ 1/93 козлинымипрыжками преодолевал мо ­ с ковские улицы — ж есткуюподвескуего колес иобщийкомфорт , рассчитанный на солдата, к оторый обязан все стер ­ петь. « М онтерей » летел плавно, словно легковая машина. А если тебя выпустить на кроссовую трассу, так ты там со своей интеллигентной подвеской умотаешь лю ­ бого? Случай представился, и джип проявил себя великолепно . М ягкаяпод ­ веска колес (спереди — независимая на продольных торсионах, сзади — зависимая, п ружинная ) и очень эффективные газовые амортизаторыпрекрасно справлялись со своимизадачами : п робоевпод ­ вески при прыжках не чувствовалось, т елескопы предотвращали любуюраскач ­ ку, колеса нежно обтекали все кочкии ямы. М ы знаем три джипа : УАЗ-31512, ВАЗ-2121 иЛуАЗ - 9 69М . Первый и последний даже спартанскими не назовешь: сделаны по минимумувлюбомотноше ­ нии. ВАЗ-2121 стоит ближексовремен ­ ным вседорожнымлегковыммашинам , но не надо забывать, что это модель пятнадцатилетней давности. О днакоимен ­ но они сформироваливнашем сознании образ типичногоджипа , ставший невольно нашей меркой при оценкедругихмо -«А если тебя выпустить на кроссовую трассу... Случай представился, и джип вел себя великолепно». «Мягкая подвеска колес (спереди — независимая на продольных торсионах, сзади — зависимая пружинная) и очень эффективные газовые амортизаторы прекрасно справлялись со своими задачами». делей тогоже назначения. И кажется нам, что сверхпростая, сверхдешевая, сверхпримитивная машина — это как раз то, что нужно крестьянину, садоводу, дачнику, охотнику. Нынче конец двадцатого века, и деревенский житель, как игородской , имеет полное право на комфортабельную машину, к акимбы « п роходимцем » автомобиль не был. Усложнение конструкции вовсе не означает уменьшениенадежности . И утяж елениемашины не такой ужпозорный недостаток, если оно приносит ссобойрегулируемыекомфортабельные сиденья, очень эффективные отопитель и вентиляцию, э лектрическиестеклоподъемники , обогреватели стекол итомуподобное . Не человек должен подстраиваться подвозможностимашины , а она должнапре ­ доставлять ему удобства. А как совместить кирзовый сапог, облепленный комьями грязи , и ворсистый коврикв салоне «Нивы»? Я опустил глаза. На ворсистомковрике « М онтерея » — две пластмассовые кюветысбортикамииребристымдном . О ни как раз для таких случаев. Или вот педали. И тут я вспомнил УАЗ-31512, где зимойногой , обутой в валенок, всегда цепляешь соседнюю педаль. И тент, п родувнойи противный, о собен ­ но в стылые ноябрь или февраль. Но впер ед , вперед. К ороткобазная машина ужом вертится в тесных поворотах деревен ­ ских дорог . И руль сгидроусилителем вовсе не представляется « у добством от жиру » . М еждупрочим , л егкий на стоянке и при езде на небольшой скорости (как сейчас: 1900 об / м ин по тахометру и на третьей передаче), руль становится болеетяжелым по меретого , как машина идет все быстрееи быстрее. На « М онтерее » , как читатель помнит , стоит дизель, и автомобиль должен быть не очень резв на разгон . Но сотнюс места он набирает почти за 17 секунд , а это как ВАЗ-2107! Максимальная скорость? Такая же , как у «семерки» с полуторалитровым мотором . Очень недурно , но, правда, на джипе двигатель помощней , 100-сильный, но ведь и сама машина почти вдвое тяжелей , ч ем ВАЗ-2108. Как хотелось бы , чтобы такой автомобиль у нас в стране не толькопро ­ давался, но и изготовлялся. Уверен, он пользовался бы колоссальной популяр ­ ностью. С кажете — чужая модель . Она, м ол , н епригодна для наших условий, и у нас собственная гордость. Так вот. М одель «Монтерей» разработана немецким «Опелем» совместно с японской «Исудзу». Параллельно с этой моделью на рынки европейских стран поступает идругойджип — « О пель - Ф ронтера » . К узов , шасси икоробку передач для него делает «Исудзу», а «Опель» изготовляет двигатели и ведет сборку . И у них никаких комплек ­ сов неполноценности насчет национальной гордости — была бы машина хорошая . Относительно того , годится ли « М он ­ терей» для российских условий. К онечно , всесторонние испытания неплохо бы про ­ вести, но свыше сотни опытных образцов этой модели набегали на испытаниях 2,3 миллиона километров по дорогамАзии , Австралии, Европы. Испытывалась она и на Аляске, и водном из южных штатов США , А ризоне . М ы часто возносим хвалу УАЗ-31512: вот, м ол , хотя инекомфортабельный , да неказистый, но уж из любойгрязи , снега и песка вылезет ивообще не подведет. Д а нет, слабенькая эта машина, д рузья ! Кстати, к акойу ее двигателя наибольший крутящий момент? Всего 6 За рулем № 1НАШЕ ЗНАКОМСТВО«Как хотелось бы, чтобы такой автомобиль у нас в стране не только продавался, но и изготовлялся. Уверен, он пользовался бы колоссальной популярностью».«Под капотом — ' м ощ ­ ная V-образная «шестерка». Угол развала блоков у ее цилиндров — 75°. Получился низкий, почти целиком заполнивший подкапотное пространство мотор».«И руль с гидроусилителем вовсе не представляется «удобством от жиру»... и становится более «тяжелым» по мере того, как машина идет все быстрее и быстрее».«Правая створка задних «ворот» вдвое уже левой, поэтому, сложив переднее правое сиденье, правую треть заднего... можно возить трубы, доски и прочую длинномерную поклажу. Позади второго ряда сидений еще два откидных...» ЗА РУЛЕМ 1/93 21 МодельУАЗ-31512"ОпельМонтерей РС-3.1ТД" 1992 4-3059 20,0-13Т ОНС 114/84 3600 260 2000 5x2 10,6 245/70R16 4-3 2330"ОпельМонтерей ЛТД-3,2И" 1992 6-3165 9,3-В ОНС 177/130 5200 260 3750 5x2 10,6 245/70R16 7-5 2760"Опельфронтераспорт-2,0И" 1991 4-1998 9,2-В ОНС 115/85 5200 170 2600 5x2 8,25 225/75R15 4-3 2330Год начала выпуска1989зЧисло и рабочий объем цилиндров, см Степень сжатия и система питания Клапанный механизм Мощность, л. с / к Вт4-2445 7,2-К OHV 76/56 4000 160 2350 4x2 6,95 8,40-15 7-4 2380при об/мин Наибольший крутящий момент. Н*м при об/мин Число передач Диапазон тягового усилия Размер шин Число мест и дверей Колесная база, мм Колея колес, мм:-••••:• • - . • . • . ••••••.••...••.1445 задних Длина, мм Ширина, мм 1445 4025 1785 1990 220 0,7 7,0 15901455 1460 4115 1745 1835 215 0,6 5,4 17951455 1460 4545 1745 1840 215 0,6 6,2 18801485 1490 4038 1780 1698 235 0,6 5,4 1561ШШШШШШШШШШШШИШШШЁШШШШЯШ Высота, ммДорожный просвет, мм Глубина преодолеваемого брода, м Наименьший радиус поворота, м Снаряженная масса, кг Масса буксируемого прицепа, кг: без тормозов оснащенного тормозами Максимальный преодолеваемый подъем, % Наибольшая скорость, км/ч Время разгона до 100 км/ч, с Расход топлива, л/100 км: при 90 км/ч750750 2000 76 150 16,6750 3000 76 170 11,5750 2000Я^йЯВНИНЯМЯЙЗЯВ—62 115 22,076 155 17,9—9,3 12,7 11,9 4620010,6 14,6 18,1 549008,5 12,1 12,1 34200при 120 км/ч штат •ЯНН ЩШЙЯВШВШШШИШШ мшшшяшдш при городском цикле Цена, в немецких марках 160 Н - м ! А коробка передач и «раздатка» позволяют его увеличивать лишь в 6,95 раза. Двигатели же , устанавливаемые на «Монтерее», располагают крутящиммо ­ м ентомв полтора раза большим (почти как у ГАЗ-66), а диапазон егоизмене ­ ния — 10,6. В озможно , что на отечественном ди ­ з ельном топливе, з агрязненном различными примесями , м оторяпонско - н емецкоймашиныдолго не протянет. И к качеству масел она более привередлива, ч ем «уазик», да идисковыетормоза всех ко ­ лес неизвестно как будут переносить росс ийскую грязь. Представляется головол омкой замена разбитого ветрового стекла, к оторое на «Монтерее» намертво вклеено 8проем кузова. Надо провести испытания. Но не вызывает сомнения дол ­ говечность кузова из оцинкованной стали,22 ЗА РУЛЕМ 1/93—Полезность антиблокировочной системы в приводе тормозов (на любойдороге — минимальный тормозной путь и отсутствие юза и заноса), р егулируемая по углу наклона рулевая колонка , электрические стеклоподъемники , тонированные стекла. К ромекороткобазного «Монтерея» с трехдвернымкузовом , есть ещеидлин нобазный, пятидверный. Вот он перед нами, м одификации «ЛТД-3.2И». У же не сди ­ зелем, а с «бензинкой», о борудованнойвпрыском топлива сэлектронным управлением, гидравлическими компенсатора ­ ми зазоров в клапанном механизмеи четырехклапанной головкой цилиндров. Что касается кузова и шасси, у обоих многообщего . Вот задняя, торцевая дверь. Она не поднимается наверх, как у «Нивы», а распахивается воротами . Их правая створка вдвое уже левой, поэтомум ожно , сложив переднее правое сиденье, правую треть заднего и открыв правую же створку ворот, возить трубы , д оскиипрочуюдлинномерную поклажу. Позади второго ряда сидений еще два откид ­ ных, что позволяет иметь комбинацию из 1, 2, 3, 4, 5, 6 и7 мест. «Монтерей» — автомобиль высокий, и забираться в него не очень ловко . П ы ­ таясь влезть взаднююбоковую дверь, невольно хватаюсь за косяк, чтобы подтянуться. Но тамменяужеждет ручка. Косяк дверей расположен очень высоко — голову особо нагибать не приходится. Заглядываю за спинкувторого ряда сидений — п росторно . А вдруг поклажа — канистры, к оробки , чемоданы, ведра — будет при езде по проселку метаться из угла в угол? Д а нет, не будет — вот они , к ронштейны , р учки , к рючки , за которые вещи можно закрепить. Ш арю взглядом между двумя передними сиденьями. С колько тут ящичкoв Jкоробочек , ниш для разных мелочей . На ворсистых ковриках пола тут тоже « к юве ­ ты». А обивка дверей , стоек, тыльной стороны сидений? Вот она-то не тканевая, а из моющегосякожзаменителя . Теперь в путь. Под капотом — м ощ ­ ная V-образная шестерка. Угол развала блоков у ее цилиндров — 75°. Получился низкий, почти целиком заполнивший под ­ капотное пространство мотор . Двигатель резво набирает обороты . Красный сектор на тахометре начинается с цифр «6200». Машина идет 150 км / ч , хотя потенциал ее куда выше: заводс кой проспект утверждает, что 170. П ри ­ м ем это на веру. В салоне тихо, к акв «жигулях» на скорости 120. Правда, если опустить бо ­ ковое стекло, то гул ветра начинает сильно мешать разговору . Д ождяигрязи во время ознакомительнойпоездки на « м он тереях» не было, поэтому судить орабо ­ те АБС на мокройдороге , о б эффективности «дворников» и способности ма ­ шины выбираться из грязи не пришлось. Близнец «Монтерея» — д жип « Ф рон тера» — во многомсним унифицирован. Одна из таких машинвмодификации «2,0И» с двигателем в 115 л. с. И этот мо ­ т ор работал очень тихо и плавно. Благодать в салоне нарушало лишь поскри ­ пывание пластмассовой накладки в левом заднем углу кузова ( к онечно не так, как скрипят панели в салоне «ЛадыСпутника», н о все жеощутимо ) . Что же сказать в заключение? Д жип для наших условий должен быть, как убе ­ дил пример «Монтерея», вместительной машиной , обязательно срамойи пятидверным кузовом. Маломощные моторы не доставят радости владельцам, видим о , уровень в 130—150 л. с. наиболее приемлем . Пять передач вкоробке да две в «раздатке» д олжны обеспечивать десятикратный диапазон измененийтягового усилия. И не надо пренебрегать ком ­ ф ортом , а тем более такимипростонеобходимыми устройствами, как АБСи усилитель руля. Вот что мне удалось про ­ честь в глазах-фарах шеренги «опелевских» д жипов при ознакомительных по ­ ездках по австрийской провинции Шти рия. Д умаю , что подробноезнакомствос этими машинами , «переведенными» с японского на немецкий , позволило судить об обликесовременногоджипа во всей полноте. И как жаль, что это не пере ­ вод сяпонского на русский. Австрия, л . ШУГУРОВ Обермайорхофен Фото «Адам Опель А. Г.» и автора