давать на стекла ( р ычажоквположении «открыто», весь воздух проходит через радиатор). Когда же стекла оттают, рычаж оклучше перевести в среднее положение. Еще одна возможность поднять тем ­ пературу в салоне связана супорядоче ­ нием движенияжидкостив системе. Чтобы пояснить, о чем идет речь, нап омним , что жидкость , выходящая из двигателя, поступает втройник , посредством которого связаны термостат и основной радиатор. В момент пуска мотора термостат открыт для движенияТОСОЛа по маломукругу , то есть сразу к насосу и далее врубашку охлаждения без сколько-нибудь значительного сопротивления на пути. Система же отопления «Таврии» п одключена так, что теплоноситель в нее поступает из блока в зоне четвертого цилиндра через шланг диам етром 14 мм , в то время как диаметр шлангов малогокруга 24 мм . П омимо шлангов, б ольшое . с опротивлениедвиже ­ н июжидкости создает и радиатор отопле ­ ния, в результате эта система не работает с полной отдачей. Чтобы преодолеть недостаток, надо увеличить количество теплоносителя, п роходящего через отопитель, соответственно сократив его поступление в малый круг . Для этого на входе в термостат следует установить дроссельную шайбу. Целесообразно по ­ местить ее внижней части тройника, с оединяющего основной радиатор итер ­ мостат, как показано на рисунке . Для этого достаточно взять жестянуюпробку от бутылки, просверлить в ней отверстие диаметром 10 ммилегкими ударами запрессовать в патрубок, с оединяющийтройникстермостатом , повернув больш имдиаметром книзу. Испытания показали, что, перераспределив объемы теплоносителя при помощитакого дросселя, удается поднять температурув салоне на целых 7 градусов.РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ «ЖИГУЛЕЙ» И «НИВЫ»О взаимозаменяемостиего деталей рассказывает конструктор НТЦ Волжского автозавода В. ЩЕРБИНИН. Н апомним , что термином «рулевое управление» о бъединяют рулевую трапец ию (ее называют также рулевым прив одом ) , рулевой механизм , р улевуюко ­ л онкуи рулевое колесо. Начнем срулевой трапеции ( с м . рис.), к оторую приходится ремонтировать чаще всего. В нее входят поворотные рычаги 1, две крайние 2и средняя 4 тяги, сошка 3и маятниковый рычаг 5. У всех заднеприводных машин ВАЗа рулевые трапеции одинаковы. И сключение составляет совсем небольшое количество автомобилей, выпущенных до 1971 года, у которых поворотные рычаги 2101-3001030 отличались от приме ­ няемых ныне 2101-3001030-01. Поэтому при замене одного из ры ­ чагов старой конструкции новым обязательно замените идругой рычаг. Что касается трапеции ВАЗ-2121, ни вся онац еликом , ни входящие в нее сборочныеединицы (средняя и крайние тяги всборе , маятниковый рычаг в сборе) невзаимоз аменяемыс трапецией ВАЗ-2101. Это относится такжекдлинным наконечникам тяг иповоротнымрычагам . К ороткие наконечники в сборе взаимозаменяемы. М аятниковые рычаги ВАЗ-2101 и ВАЗ2121 всбореневзаимозаменяемы , о днако они различаются только самими рычагами, что расширяет возможности ремонта. П ерейдемкрулевыммеханизмам . Эти узлы изготовляют трех моделей : 21013400010, 2105-3400010 и 2121-3400010 (2121-3400010-01). В сборе они невзаимоз аменяемы , п оскольку различаются длиной вала червяка, сошками и подш ипниками вала сошки . Следует уточнить, что на автомобили ВАЗ-2101, -21011, -21013, -2103, -2106 и т. п. можно установить рулевой механизм более новой модели ВАЗ-2105, о днако для этого придется полностью заменить колонку 2101-3400018 на 2105-3400018, используя облицовочные кожухи 21033403070-10 и 2103-3403072-10 или 21213403072-01. При этом на ВАЗ-2101, -21011, -21013 междуверхнимкожухоми панелью придется поставить шторку , чтобы закрыть образовавшуюся щель. М еханизмы 2105-3400010 и 21213400010-01 взаимозаменяемы при условии замены сошек. В механизмах всех трех моделей (ВАЗ-2101, -2105 и -2121) в заимозаменяемтакже картер рулевогомеханизмавсборе 2101-3401010. Возм ожно , не все читатели знают, в чем основное различие механизмов ВАЗ-2101 и -2105. У первого ролик сошки руля вращается в игольчатых подшипниках со стальными торцевыми шайбами, у втор ого — в специальном шарикоподшип ­ нике (радиально-упорном, двухрядном), благодаря чему выше КПД механизма и меньше, ч ему ВАЗ-2101, усилие на рулевом колесе. Валы сошкивсборесроликом 2101-3401060 и 2105-3401060 взаимозаменяемы , но, если вмонтировать вал сроликом типа ВАЗ-2101 взамен -2105, руль станет тяжелее. Устанавливать рулевой механизм старой модели 2101-Рулевое управление: 1 — поворотный рычаг; 2 — боковая тяга; 3 — сошка; 4 — средняя тяга; 5 — маятниковый рычаг; 6 — регулировочная муфта; 7 — нижний шаровой шарнир (опора) передней подвески; 8 — поворотные кулаки; 9 — верхний шаровой шарнир (опора) передней подвески; 10 — кронштейн маятникового рычага; 11 — правый лонжерон кузова; 12 — пробка маслозаливного отверстия; 13 — картер рулевого механизма; 14 — карданный вал рулевого механизма BA3-210S; 15 — вал рулевого механизма ВАЗ-2101; 16 — вал рулевого механизма ВАЗ-2105; 17 — кожух рулевой колонки; 18 — рулевое колесо; 19 — верхняя часть вала ВАЗ-2101; 20 — кронштейн; 21 — левый лонжерон кузова; 22 — стяжные хомуты регулировочной муфты.3400010 на более новые машины ВАЗ2105, -2107, -2104 не допускается. Теперь подробнеео рулевых колонках. Как ив случае смеханизмами , нельзя монтировать колонку ВАЗ-2101 на машины семейства ВАЗ-2105, -2107. Рулевой вал ВАЗ-2101 вращается в пластмассовой втулке, ВАЗ-2105 (верхний) — в двух игольчатых подшипниках, что делает узел надежнее. На «нивах» ВАЗ-2121 выпуска до 1989 года верхний вал вращался в двух радиально-упорных шарикоподшип ­ никах, с 1989 года — в игольчатых. У машин, и меющих такие различия, в заимозаменяемытолькоколонкив сборе, к отдельным деталям это не относится. Рулевые колонки ВАЗ-2105 и ВАЗ2121 сверхним валом на игольчатых подшипниках различаются только про ­ м ежуточным валом, чтобы сделать их взаимозаменяемыми , достаточно заменить промежуточный вал. В заключение несколько слов оподрулевом переключателе. Д о 1974-года, с которого стали широко применять электрические насосы омывателя, он был двухрычажным , с указанной даты и по настоящее время используется переклю ­ чатель стремя рычагами. При замене двухрычажного трехрычажным необход имперемонтажпереднегожгута проводов и замена облицовочных кожухов руля.ЗА РУЛЕМ 1/93 39