18
19
С ловом , излагаю по порядку : ч ем пользуюсь в своем личном хозяйстве, чем нет и почему. Д ля знакомства со ­ о бщаю , что уменя АЗЛК-2141 с « ж и ­ гулевским» м отором , возраст егонемно ­ г им больше двух лет, а до этого долгиегодыя ездил на ВАЗ-2101. Свой «отчет» начну стого , что на моей машине нет никаких устройств, к оторые , как принято говорить, способствуют эко ­ н омиибензина : г омогенизаторов смеси, магнитных проставок, «преобразователей бензина» и т. п. Нет и никогда не было. Причина проста: м не не доводилось встречать конструкциютакогорода , п рактич ­ ность и эффективность которой была бы убедительно доказана. А сомнительными экспериментами на собственной машине я не занимаюсь. Д обавоккмоторному маслу не приме ­ няю, но не потому , что испытываю книмкакую - т о антипатию. Н апомню , что несколько лет назад именно наш журнал «поднял волну» и способствовал освоен ию этих препаратов. Д обавки полезны в низкосортном масле, в высококачественном жеони не нужны , д аже вредны. Х орошее масло (наше изарубежное ) теперь появилось, правда, цены высоки. Считаю, о днако , что экономитьможно на чем угодно, только не на масле. Тут надо платить полной ложкойи эти затраты окупятся. Масляный фильтр использую разбор ­ ный, тот, что скрепляется центральной гайкой, а не завертыванием кожуха по резьбе . С этой резьбойслишкоммно ­ го мороки . При сборкеуплотняю стыки герметиком , а прокладкудренажного клапана каждый раз вырезаюновую из листа маслостойкой резины . Ф ильтрующие элементы приходится покупать вкоммерче ­ ских лавках. В систему вентиляции картера установил дополнительный маслоотделитель (ЗР, 1987, № 1 1 ; 1989, № 9). Ш тука нехитрая, но полезная. Устройство можно сделать самому , но можнои купить: такие изделия кое - г де производят в товар. В Москве , н апример , на прилавках встречаются маслоотделители, выпускаемые вОКБ «Гистерезис». Исполнены они весьма фирменно. В свое времямы рассказывали об усовершенствованных натяжителях мот орной цепи (ЗР, 1989, № 2). Очень хотелось бы заполучить себе такую вещь, ведь цепь порой доставляет немало хлопот. Увы, до сих пор нет сведений отом , что где-то начали их серийный выпуск. Остается довольствоваться дельной реко ­ м ендацией , с одержавшейсявтом материале: р егулировку надо производитьвмомент , к огдаодин из клапанов только только начинает открываться, а гайку натяжителя затягивать моментом не менее четырех килограммометров . Д лярегулировки клапанов предпочи ­ таю не щуп , а знакомое большинству автомобилистов индикаторное приспособление. В разноевремя делалось ипро ­ давалось множество вариантов подобных устройств, в том числе с планкой на все восемь клапанов. М оеже приспособление самодельное, м аленькое , на два клапана. Э того вполне достаточно, три раза пере ­ ставить планку во время работы совсем нетрудно. Кто-то наверняка заметит: м ожнобыи вовсе избавиться от этой опе ­ рации, к томуже повысить долговеч ­ ность кулачкового вала, если приобрести систему гидравлических компенсаторов зазора. Рассказ об этом устройстве в № 12 за 1989 год заинтересовал мно 18 ЗА РУЛЕМ 2/93«А ЧТОНедавно в отдел испытаний нашей редакции зашел один любознательный читатель. После вежливых комплиментов по поводу рубрики «Тест» он сказал примерно следующее: — Прекрасно, что вы сами проверяете всякие новинки и даете нам свои рекомендации. Но ведь это, так сказать, по службе, тут могут быть разные соображения. А лично для себя — какие выводы вы делаете! Ведь у вас есть своя машина! Вот и расскажите, что применяете, а чем пренебрегаете. Уверяю вас, это будет интересно многим. Откровенно говоря, сомневался я долго. С одной стороны, вроде как-то нескромно, а с другой — в чем-то наш гость и прав. В том хотя бы, что стоит показать: никакого лукавства, никакой двойной бухгалтерии у нас нет. Что исповедуем, то и пишем.У ВАС?»гих читателей журнала. Согласен, система хорошая , о днакои цена немалая. В то жевремя «жигулевские» валы перестали быть дефицитом , да и служат они теперь довольно долго . Таким образом , о собого стимула для переделки нет, а по ­ т омуирукидо нее как-то не доходят. Заговорив о клапанах, нельзя не вспом ­ нить о клапанных сальниках (в обиходе их называют колпачками). Отечественные колпачки из черной резины ходят двадцать, от силы тридцать тысяч километров , после чего теряют эластичность, «дубеют», а расход масла резко возрастает. К огда наступает такой момент , целесообразно пойти на рыноки выложить нео бходимуюсумму за импортныйкомплект ( з еленого или красного цвета). Если такой возможности нет, стоит купить или сделать составные сальники срабочимэлементом из фторопласта (ЗР, 1986, № 8 и № 11). После приработки они служат вполне над ежнои достаточно долго . В августовском номережурнала за 1992 год сообщалось об электрическом подогревателе рабочей смеси. П осколькуяезжу на своей машинекруглыйгод , то поставил подкарбюратор такое устрой ­ ство. Правда, з имы теперь сиротские , о со ­ бых морозов почти не бывает, но и при нулевой температуре подогреватель полез ен : в периодпрогревамотор работает лучше, устойчивее, а своздушной заслонк ойможно обращаться вольнее, п осколь ­ к у «пересосать» т рудно . К огда запорный клапан поплавковой камерыкарбюратора изнашивается, то служит источником постоянных неприятностей. Попытки притереть его или «пристукнуть» далеко не всегда приводят к успеху. М не этот клапан достался неудачным от рождения , п оэтомуя счел целес ообразным заменить штатную иглу ско ­ нической запорнойповерхностью на дру ­ г ую , о снащеннуюмаленькойшайбочкой из специальной резины . Пару лет назад такие изделия можно было купить в Пет ербургеи во Львове; теперь, в озмож ­ но, г еография их выпуска ( к ооперативами или малымипредприятиями ) расширилась. Такой клапан очень надежени достаточно долговечен. По меретого , к ак случается раскру ­ чивать хомуты на шлангах системы охлаждения, з аменяю их червячными — более надежнымии очень удобными . Такие де ­ тали делают на московском филиале ЗИЛа, а впродажу они поступают в виде наборов. И зредка встречаются и набор ызарубежного производства, но гоняться за ними нет смысла — зиловские не хуже. Теперь о системе зажигания . В ообщеговоря , «жигулевская» система ни вкаком улучшении не нуждается — при условии, что она исправна и неизношенна. Но поддержание ее втаком состоянии тре ­ бует постоянного внимания. В первуюочередь это относится крегулировке , з а ­ чистке исвоевременной замене контактов прерывателя. Чтобы избавиться от этих забот, установил электронныйблок «Параллель» (ЗР, 1992, № 9). О н привлекателен тем , что устраняет эрозию контактов, не изменяя характеристики системы. Пригодны, конечно, и другие блоки, лишь бы они сберегали контактную пару и не слишком влияли на исходные параметрызажигания . Если « з доровье » контактов стабильно, отпадает практиче ­ ская нужда во множествеконтрольнорегулировочных устройств. Вполне мож ­ но обходиться двумяпростейшимипри ­ способлениями: контрольной лампочкой (она есть увсякого мало-мальски гра ­ м отного автомобилиста) и двухэлектрод ным разрядником для визуальной про ­ в еркиискрообразования . Последний, если отбросить красивое название, представляет собой две железки , и менуемые электр одамииукрепленные на изоляционном основании. Одну из них соединяют с «массой», а кдругой подводят свечной или центральный высоковольтный про ­ вод. Главное, чтобы междуэлектродами был промежутокровно7мм , а не тот крошечныйзазор , к огда для проверки искры используютвывернутую свечу, и не произвольное расстояние, к огдапровод на глаз приближаютк «массе». Смастерить такуюштуку из подручных материалов совсем несложно , результат же чрезвычайно важен для того , чтобы оценкаискрообразования была достоверной . Еще несколько слов озажигании . Есть одна неприятность, к оторой « ж и ­ гулевский» м оторподверженбольшедру ­ гих. Если влажность воздуха высока, а тем ­ пература близкак нулевой, х олодный двигатель иной раз никак не заводится, п ричем видимых причин для этог о нет. Ну, не хочет, и все, хоть подача есть, искра тоже , правда слабоватая. Но проходиткакое - т овремя , погода чуть ме ­ няется, и при безнадежнойпопытке ( п о ­ п робую , м ол , на всякий случай) м отор пускается, словно ничего не было. Причина такого отказа — влага. В обстановке об ­ щ ей сырости ее налет незаметен , но он есть. В подобной ситуации хорошопомо ­ гает препарат типа ЗВВС (защитный водо вытесняющий состав), к оторымопыляют высоковольтные проводаираспредели ­ тель (в крайнем случае наносят тряпоч ­ кой). Наиболее известное средство из этого ряда — «Унисма», ее выпускаютв Новос ибирскеив Литве. Попадался имосков ­ с кийкооперативныйпродукт , к оторый называется просто «ЗВВС». А сейчас, нас колькомне известно, а кционерноеобще ­ ство « А ргуссофт » собирается продавать хороший английский препарат WD-40. Что же касается меня , то я всегда держувмашине аэрозольный баллончик скаким - н ибудь ЗВВС. Это универсальный помощник для смазывания труд ­ н одоступных мест, д ля устранения всев озможных заеданий, д ля «борьбы» с заржавевшими резьбами и просто скорро ­ з ией , д ляпредохранениязамков от замерзания. Автомобилисту, привыкшему кэтому препарату, б ез него трудно . О тдельнохочу сказать об инструм енте . Я не сторонниктого , ч тобы делать особыеключи , захваты, с ъемники чуть ли не для каждойгайки . П редпочитаю иметь набор универсального инструмента, но хо ­ р оший , высшего качества, лучших фирм . По мне , с кажем , т очно сделанные регу ­ л ируемые пассатижи из крепкой стали иснужнойформой зева не хуже специализированных зажимныхприспособлений , места же 'занимают намногоменьше . А от ­ вертка ствердосплавнымжаломи шестиг ранником возле ручки позволяет справиться свинтом , к оторый иначе впору только высверливать. М ногиегоды , п оключику , правдами и неправдами соби ­рал я свой комплект . О н получился не очень красивым , « р азноперым » (присутствует продукция пяти-шести фирм ) , зато удобнымифункциональным . Поэтом ууменя нет личного интереса к товарным изделиямслесарно - м онтажного назначения, нет потребности вприобре ­ тениях такогорода . Иное дело — шинное хозяйство. Д у ­ м аю , здесь надо соблюдать баланс меж ­ ду «иметь все необходимое » и «не обза ­ водиться лишним » . У меня на полкеле ­ ж итследующее : пара ухоженныхмон ­ тажных лопаток (без зазубрин , с заглаж еннымикраями ) , увесистый полиуретановый молотоки отрыватель бортав виде изогнутой лопатки с двухзвенной тягой , з ацепляемой за диск. Считаю, что для нечастых ремонтных работ этого достаточно, приобретать сложное шиномонтажное приспособление не собираюсь . Э лектро ­ вулканизатора уменятоже нет, для латания камерпользуюсь аптечкой ссамо ­ в улканизующимися материалами (ЗР, 1990, № 11). Правда, д олго эти материалы не хранятся, года через полтора их при ­ ходится обновлять, зато работать легкоиудобно , качество ремонтахорошее . Все это имущество, повторяю, лежит в гараже, а в багажнике только электрический компрессор «Мустанг». Если прокол неб ольшой , он позволяет даже не ставить запаску, а содной - д вумя минутными подкачками доехать додома . Не пред ­ ставляю себе, как можно обходиться без этого превосходногоприбора .Еще два небольших замечания . Г ерметикнужен для многих работ. Х ороший препарат с названием «Гермет ик - п рокладка » выпускают в Казани, но его покупка — дело случая. Поэтому времяотвремени приходится делать продуктсобственного изготовления из нитрокрас ­ ки и касторового масла (ЗР, 1987, № 10). Это снадобье тоже неплохо выручает. Для ремонта электрооборудования полезно обзавестись тестером , п ричемне ­ обязательно автомобильным . Важно, чтоб ыу него были шкалы напряжениядо 2—3 Видо 18—20 В, а также шкала измерения сопротивлений. В заключение хочу сказать вот очем . Почти каждый из затронутых выше вопро ­ сов мог бы стать темой большого, содержательного разговора. У меня же поневоле получилось что-то вродекон ­ спекта, б еглого отчета, п ричем очень личного свойства. Последнее долженпод ­ ч еркнутьособо . Суть втом , что подбор автопринадлежностей ипредметов оснащения определяется не столько их качес твомипотребительскими свойствами, с колько нацеленностью самогоавтомоби ­ листа: л юбовьюкжелезкам , с тремлениемксамовыражениювэтом деле или наобо ­ рот, р ационалистическимподходомиже ­ л анием свести автомобильные расходы кминимуму . А такжемногимдругим , что и перечислить трудно . Тут ужкаждый сам себе ипланировщик , и экономист . А. МОИСЕЕВИЧRo « о просам размещение рекламыв журнале " З аруяем " н его приложениях обращать * * п отед . 2Ф8-44-ЗЛ СВОЕВРЕМЕННАЯ ТОЧНАЯ РЕГУЛИРОВКА УГЛОВ РАЗВАЛА И СХОЖДЕНИЯ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ЭЛЕКТРОННЫМ СТЕНДОМ ЭРС НАМНОГО УВЕЛИЧИТ СРОК СЛУЖБЫ ВАШИХ ПОКРЫШЕК. ПРЕДЛАГАЕМАВТОМОБИЛЬНЫЕ ГЛУШИТЕЛИдля моделей ВАЗ-2108—2109 Поставка вкомплекте : о снов ­ ной глушитель, резонатор. М инимальная партия — 200 штук.Точность измерения 0,01 мм. Стенд устанавливается как на площадке со смотровой ямой, так и на четырехстоечном подъемнике. Заявки по адресу: 454081, г. Челябинск, ул. Ферросплавная, 144, Клуб юных техников Челябинского Самый надежный и эффективный способ электрометкомбината. заявить о себе и своем деле миллионам людей, связанных с техникой, реклама в Телефон (3512) 72-75-19. Факс (3512) 72-63-73Тел. (095) 270-90-90, 277-06-34. Факс (095) 270-08-77.Для легковыхавтомобилей:Патентованные бензогазовые установкитиражом"БИНАР-1" и "БИНАР-2" — расход бензина сокращается на 30%; — возможно применение бензина А-76; — гарантия — I год, доставка почтой.ГАЗОБАЛЛОННЫЕ УСТАНОВКИ на сжиженномгазе . —1100 000экземпляров.АО ТУЛАЧЕРМЕГпроизводит восстановление и шлифовкуколенчатых валов легковых и грузовых автомобилей различных марок. Технология плазменного напыления позволяет восстанавливать детали неограниченное количество раз. Контактные телефоны в г. Туле: (0872) 43-63-09; 43-61-74; 43-64-44. Факс (0872) 46-30 70.Зв сведения в "Рекламе" редакция ответственности не несет.Адрес: 163001, Архангельск, а/я 18, "Бинар". Тел./факс: 6-55-655*ЗА РУЛЕМ 2/9319