СОДЕРЖАНИЕ"Алеко спит. В его уме _ виденье смутное играет"_ 2 ТЕХНИКА "Лунный свет" на дороге _ ГЛАЗАМИ ВЛАДЕЛЬЦА Три "японца" и "Лада" КОЛЕСО Масла для мотора и трансмиссии МУЗЕИ И нам прошлого больше не жаль... СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА. "А что у вас?" Сиденья для маленьких пассажиров ТЕСТ Из трубы идет дымок , ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА Понятные знаки Азбука водителя 32 Угон со всеми удобствами 32 Хотите купить прицеп? Запасайтесь справками 33 Дегустация в Монтане_ 24 22«Москвич-400» и «Москвич-2142» МЗМА и АЗЛК. Вчера 5и завтра7 1214АЛЕКО СПИТ, его вчерашнем, сегодняшВ ЕГО УМЕ нем и завтрашнем дне)Т¥(Розмышлени20Слабые веяния оптимизма 28 РЕЙД "ЗА РУЛЕМ" Светофор на черном. ЭКЗАМЕН НА ДОМУ _ СЛОВО - АДВОКАТУ. Требования национальные — нерациональные 36 Ничего себе ликерчик. КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ На газе дешевле Не стучите, колеса Регуляторы напряжения СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ СВОИМИ СИЛАМИ ИЩЕМ НЕИСПРАВНОСТЬ _ Карбюраторы "сорок первых" "Коней" на прикол?. СПОРТ Кадры решают все!, Из коллекции "За рулем" 40 42 42 46 48 49 37 30После станции «Текстильщики» поезд из темноты метро вынырнул на поверхность. За окнами — бесконечные корпуса, корпуса, корпуса, в глазах одна сиреневая рябь. Громадный завод этот новый АЗЛК. А там, ближе к центру, старая территория, оставшаяся еще от прежнего КИМа. И еще филиал в Кинешме. Делают они пока одну-единственную модель «Москвич-2141». «Гора родила мышь»,— подумал я. Подумал с болью — ведь как-никак первые свои девять трудовых лет я провел здесь, на «малолитражке» и с тех пор всегда с пристальным вниманием следил за деятельностью завода, который и сейчас считаю своим. Такой заводище! Когда на конвейере стоял «Москвич-2140», то в 1987 году АЗЛК изготовил 182 тысячи машин. А затем, в следующем году начал выпуск новой модели -2141. И что же? В 1991 году еле вытянул на отметку 105 тысяч, а в минувшем получилось около 102 тысяч. Когда яв 1967-м уходил с завода (тогда еще не было новой производственной площадки в Текстильщиках), он жил одной мечтой — выйти на уровень 100 тысяч машин в год. А двадцать лет назад он выпустил 136 444 «Москвича» — количество недостижимое пока в ближайшие годы! Дело в том, что в нынышнем году АЗЛК планирует изготовить 125 тысяч машин, а «в дальнейшем» (именно такое, хорошо обтекаемое слово употребляют руководители завода) на созданных производственных мощностях достичь на головном заводе в Москве уровня 160 тысяч автомобилей. Хорошо представляю себе, как нелегко в нынешних экономических условиях «держать шаг». Догадываюсь, как безжалостно подводят смежники и настойчиво жмет соцбыт. И нет средств. Но хорошо помню и то, как завод девять лет назад, получив очень большой кредит в валюте, начал технологическую реконструкцию производства. Выбор пал на гибкие технологические системы. Они в нашей стране еще не применялись, и для закупок оборудования, которое наше станкостроение пока не выпускало, пришлось делать крупные закупки за рубежом. Это было понятно — ведь цель оправдывала средства. Гибкая технология открывала возможность быстро перестраивать производство и благодаря этому непрерывно совершенствовать выпускаемые автомобили и одновременно держать на конвейерах достаточно широкий набор модификаций. И вот уже шестой год выпускается «Москвич-2141» (или «Алеко-2141», как его называют на экспортных рынках). Базовую модель сопровождают две модификации: милицейская патрульная и медицинская. А я вспоминаю давние годы. В апреле 1956-го завод освоил полностью новую модель «Москвич-402», потом, изворачиваясь в технологических и финансовых трудностях, весной 1958-го (через два года) стал делать новый, верхнеклапанный мотор модели -407. Да к тому же одновременно с конвейера пошла полноприводная модификация «Москвич-410», машины с кузовами «универсал» и «фургон» (модели -423 и -430). Короче говоря, без гибких технологий, без импортного оборудования, сотрудничества с фирмой «Рикардо» по доводке двигателя — новой мотор и три модификации за три года. Я не брюзжу, я грущу. Мне объяснили на заводе, что новый моторный корпус подведен под крышу и там уже идет монтаж оборудования. И что там в четвертом квартале 1993 года (нынешнего!) начнется выпуск новых ""двигателей, о которых журнал писал в № 3 за 1988 год. Действительно, освоение его проходит для завода болезненно. Его конструкцию с большим трудом удалось отстоять несколько лет назад на одном из заседаний техсовета в бывшем Минавтопроме. О доводке двигателя договорились с английской исследовательской фирмой «Рикардо». Она свою часть работы закончила. Но теперь требуются немалые валютные средства на закупку импортного оборудования. Однако Генеральный директор АЗЛК Юрий Павлович Бородин убежден: «Тем не менее мы твердо надеемся, что будем иметь свой новый двигатель к намеченному сроку». Завод очень хочет освоить новую модель -2142 одновременно с этим двигателем. Такая связка с чисто коммерческой точки зрения весьма разумна. Не скрою, что меня расстраивает то обстоятельство, что по графику разработки и освоения новых моделей автомобилейЗА РУЛЕМ 2/93 Долгожданная машина «Москвич-2142». Ее производство планировали начать в 1991 году, но ей предстоит стартовать вместе с освоением нового двигателя. А оно по разным причинам выбивалось из графика. Но теперь моторный корпус почти готов, и в конце нынешнего года... но — подержимся за дерево.ВГШЕНЬЕ СМУТНОЕ ИГРАЕТ« М осквич » (был такойдокумент , п од ­ писанный руководствомАЗЛКв январе 1989 года) п ромышленноепроизводствомодели -2142 скузовом «седан» д олжно было начаться в 1991 году , пикапа -2335 — в первой половине 1990 года, не говоряужо полноприводной модификации -21426, к оторойпо плану надо было стартовать вконце 1991-го, а их еще нет. П очемуже гибкая технология не проявила себя, к ак нам обещали (ЗР, 1984, № 4)? Оставим встороне внешние причины : п роблемыс финансированием, з адержки поставок импортногооборудования , неспособность отечественной электроннойи химической промышленности обеспечить завод нужнымикомпонентами . Гибкие производственные системы на базе автоматизированных линий, к акмне объяснили на АЗЛК , действительно уско ­ р яютиудешевляютпереход на новые модели , но главным образомв цехах сварки кузововимеханообрабатывающих . А штамповую оснастку, п ресс - ф ормы для пластмассовых деталей все равно при ­ дется делать заново , а это непростоидовольнодорого , следовательно... И тогдая задумался. Неужели про ­ явили недальновидность, не все взвесили, не все подсчитали? Исключаю, к акинекомпетентность . Тогда... ради перехода на гибкиепроизводственныекомплексы , к оторыев условиях масс ового выпуска продукциивнашем нар одном хозяйстве еще не применялись, р ади выхода на качественно новый этап производства важно было не задумы ­ ваться о деталях, к оторые всплывут вбудущем , в ажно было получить кредитв валюте. Н еужелив этом кроетсяпри ­ чина? Снова перечитываю статью девятилетней давности «Новые «москвичи» и гибкая технология». Вот как в ней характ еризуется начатое тогда обновление завода: «Сооружение и реконструкция почти таких же по суммарнойпроизвод ­ ственной площади корпусов , как выросшие в свое время на площадке № 2», то есть в Текстильщиках. И снова вуме : одна модель , две простенькиемоди ­ ф икациии 102 тысячи за год . Воистину гора родила мышь ! Как быть, как жить дальше? Совсем © «За рулем», 1993 г. недавно АЗЛК стал акционернымоб ­ щ еством . И существовать станет не на займы или дотации, а на деньги , заработанные самимобществом . Сейчас в стране рыночныеотношения все настойчивее заявляют о себе. Сбывать « А леко » , да ещес двигателем УЗАМ - 3 31 . 1 0К , — читай практическитемже «Москвичом-412», что и почти четверть века назад, задача весьма непростая. ВАЗ-21099 и ИЖ-2126, м ного ­ численные иномарки - о дноклассникиужеотбираюту « А леко » покупателей. Еще сложней ситуация на внешнемрынке , на том поле, где можно пожинать валюту, чтобы обновлять производство, закупать комплектующие изделия у зар убежных поставщиков, поставив крест на отечественных смежниках , необязательных ипродающихнедоброкачествен ­ ную продукцию. В озьмем ФРГ. Туда поступают «алеко» с дизелями « Ф орд » (ЗР, 1991, № 11) по цене 17 255 марок за штуку . Это очень дешево — как дизельный «СитроенА Икс » , машина, к оторая чуть меньше наш ей «Таврии». К онечно , этот «Ситроен» не так вместителен, как « А леко » , но превосходитего по наибольшей скорости , э кономичностии расходует примернов полтора раза меньшедизельноготоп ­ лива. Продается « А леко » и во Франции . Его розничная цена сбензиновымдви ­ гателем ВАЗ — 48 600 франков . За такие деньгиможно купить самые дешевые модификации «ФИАТ-Уно», «СитроенА Икс » или «Опель-Корса». Все они — с бензиновыми двигателями и относятся ктомуже классу машин , что и наша «Таврия». Продавать их дороже — нереально. Французский журнал «Ль Аргюс», к оторыйв 1991 году провел испытания модели «Алеко-2141» (ЗР, 1991, № 12), в ынужден был резюмировать : «У автом обиляслишкоммногодефектов » . В душе я был не согласен савтором этой статьи М . М ейереи решил все же установить, а сколькодефектов на машину «там» расценивается как «мало». Д ляэтогоя взял американскийжурнал « М о ­ т ор тренд» (увы, д ругого источника не нашел) за октябрьпрошлого года. Там были помещены итоги ежегодногокон -к урса на модельснаименьшимколи ­ чеством дефектов : 33 500 владельцев сообщили о дефектах, обнаруженных ими в первые 90 дней после по ­ к упкимашины . Д есятка лучших моделей 1992 года имела от 46 до 85 дефектов на сто машин . Это от 0,46 до 0,85 де ­ фекта на автомобиль! А что с «Москвичом-2141»? М ой знак омыйАлександр Семенович, п риобрет ­ ш ий машину полтора года назад и наезд ивший 20 тысяч километров (двигатель № 1579900, шасси № 0159659), назвал мне девять важнейших, с еготочкизре ­ ния. Вот они : з атрудненноевключениепервойивторой передач, «вой» на пя ­ т ой передаче, неудовлетворительная работа сцепления, плохая затяжка болтов крепления шарниров равных угловых скоростей , разбалтывание в креплениях шарнироврулевого вала, вибрации от заднейопорысилового агрегата, стук в стойках подвески передних колес, о брывшпилекверхнегокрепления стоек перед ­ ней подвески ккузову , п оломкадефи ­ ц итнейшей детали — пластмассового заб орника воздуха на карбюраторе . К огда наша редакция получила на испытания новый «Москвич-2141», в нем было обнаружено одиннадцать дефектов (ЗР, 1982, № 2). К онечно , все они зав оду известны илюбоеупоминание их, а тем более перечисление вызывают однозначнуюреакцию : «Зачем драмати ­ зировать положение . М ногие из них ужеизжиты . М ыуже внедрили у себя...» Но какое дело потребителю , к упив ­ ш ему автомобиль, у которого стучит стойка переднейподвески , что завод приобрелавтоматическуюлинию для их сборки ? Не спорю , она поможетпод ­ нять качество узла иизжитьдефекты . А что те 414 тысяч владельцев этих ма ­ шин, что им думать и делать? М ожет быть, А ЗЛК , коль дефектизжит , готов профилактически всем владельцам заменить стойки? Будущих покупателей, вероятно, у спо ­ к оит , что на заводе «Автоагрегат» в Кинешме (он входит впроизводствен ­ ное объединение «Москвич») у же пущена автоматическая линия, которая обеспечивает лучшее, чем до сих пор , качество сборки вакуумных усилителей тормозови испытывает их в более жест ­ к омрежиме . В озможно , вой коробок передач и затрудненное включение передач останутся впрошлом , к огда будут отлажены автоматические стенды для их испытаний. Ну, а Александру Семеновичу от этой радостной вести ни жарко ни холодно , хотя быкмоменту публикации моихразмышлений все коробкипере ­ дач «москвичей» и стали бы безупреч ­ н ыми во всех отношениях. Д иректорАЗЛКутверждает : автозав одцыпонимают , что на рынокспо ­ с редственнойпродукцией не выйдешь. По егомнению , свидетельство тому — постоянное сокращение количества де ­ ф ектов . Тем более что для их устранения на заводе сформированыкомплекс ­ ные бригады . Все правильно, и в этой связи я вспом инаю выступления на страницах журна ЗА РУЛЕМ 2/93Г Среди бесчисленных экспериментальных образцов, построенных ив плано. вом порядке, и в инициативном, — «Москвич-2141КР». Такой двухместный спортивный автомобиль со 175-сильным двигателем рабочим объемом 1995 см3 мог бы при благоприятных экономических обстоятельствах стать основой мелкосерийной скоростной модели.Этот оригинальный автопоезд «Москвич2335» с прицепом АЗЛК планировал освоить еще в середине 1990 года. Но даж ев прошлом году эти пикапы очень редко встречались на дорогах, с прицепами же — никогда.получает со стороны , сам не делает. Но ответственность за комплектноеиз ­ делие перед покупателем несет он. Остальное — «личные проблемы » А ЗЛК , а не моегородственника . Что же дальше? К онференция труд ового коллектива по превращениюобъ ­ единения «Москвич» в акционерное общество состоялась 16 декабря . Но пока , к ак писал А. С. П ушкинводной из своих поэм : « А леко спит. В егоуме виденье смутное играет». М ожет быть, виденье альянса с южнокорейской фирмой «Дэйиву», о которомужесообщила западная пресса? И, в ероятно , интерес ее к поставкам новых двигателей от «Алек о » вселяет ещеодну , после гибкой техн ологии , э йфориювдушу автозаводцев. К онечно , на «Дэйиву» м ожно надеяться, но наступило такое время , к огдапрежде всего сам не плошай. Теперь придетсяжить по темнормами услов иям , к оторыедиктуетрынок . И, м ожет быть, придется пересмотретьпрежнюю концепцию, заложенную в конструкцию базовоймодели . Сейчас на международ ­ н омрынкес нашими возможностямисовершенно нереально рассчитывать на сбыт модели третьей группымалого класса, г де , п ожалуй , самая острая конку ­ ренция. В озможно , что «Алеко-2141» явится влучшем случае базой для таких специфичных машин , как такси, п оли ­ ц ейские , «скорая помощь » , автокатафалк, и прочно займет своюспециализирован ­ н ую нишу на мировомрынке . Или при ­ дется делать вгод всего тысяч десять автомобилей , но безединогодефекта . А втомобилей , в адрес которыхможнобылобы повторить слова Шарляде Голля, п роизнесенные 25 лет назад: «У ваш еймашиныхорошая репутация. Она прочнаи вынослива». ( М ежду нами, я мечтаюотаком времени.) Не исключено , что пикапы , ф ургоны , м икроавтобусы , д жипыокажутсяв условиях развивающейся новой экономикитоварамипервойнеобходимости . Если до недавних порАЗЛК , з ащищенный госз аказом , м ог ориентироваться на ту мо ­ дель, к оторуюему предписал перспек ­ тивный типаж , «спущенный» М инавтопромом , то теперь придется лихорадочно искать заказчиковиинтересующие их модели . О днако такое «если» в озможнопри условии, что на счету завода до ­ статочно средств. Д ля создания их запаса акционерному обществу не столькоуженеобходим генеральный директорсбольшимиадминистративными правами, с колько гениальный директорс большими коммерческими возможностями. С реди гигантов нашей автомобильнойпромышленностиАЗЛКпришелк идее акционированияодним из последних. Тон задал КамАЗ . Год спустя, убедившись, что идея себя оправдала, е гоприме ­ р у последовали ВАЗиЗИЛ , с овсем недавно — Г АЗи вот, н аконец , А ЗЛК . М некажется , что шаг этот запоздал имногоеупущено . Сейчас положение завода далеко не из лучших. Хватит ли своих сил или скороувижу «ту зав одскуюпроходную , что влюди вывела меня » п од вывеской « Ф ольксваген » ( к ак случилось со « Ш кодой » ) или «Опель» ( к акпроизошлос «Вартбургом»)? Над еюсь , что « а кционерноеобщество » п о ­ м ожетоздоровитьпрежнийАЗЛК , вдохнет в завод новуюжизнь . Надеюсь, « А леко » п робудится от иллюзийивыр ­ вется, н аконец , из тьмы на поверх ­ ность. Л . ШУГУРОВДжипу «Москвич2150» уже исполнилось двадцать лет, но эта конструкция так и не попала на конвейер. Аналогичный по назначению автомобиль, может быть разве более «люксовый», с 1977 года стал делать ВАЗ. А у АЗЛК для этого не было ни средств, ни производственных возможностей. ла разных ответственных лиц АЗЛКотно ­ сительно . повышения качества автомо ­ билей « М осквич » . «К четвертому кварталу 1984 года нам удалось изжить застарелые недостатки. Целый ряд производственных дефектов ныне ликвидирован полностью» (ЗР, 1985, № 9). «Завод не снимает с себя ответственности перед потребителями за качество своих автомобилей... И хотя общееко ­ личество претензий по автомобилюмо ­ дели -2141 достаточно велико, в настоящ еевремя наметилась общая тенденция к их снижению » (ЗР, 1988, № 5). В настоящее жевремя , как следует из последнего ответа директора завода на запрос редакции , «...мы решительно усиливаем работу, связанную с повыш ением личной ответственности кажд ого исполнителя. ...Большую роль игр ают недавно возобновленныесупер ­ к онтрольныееженедельныеосмотры авт омобилей , у же направленных в сбыт. Итоги этих осмотров ложатся ивосно4 ЗА РУЛЕМ 2/93 ву приказов , р аспоряжений , планов ме ­ р оприятий по повышению качества. Кстати, планы мероприятийимеются на заводе практически по всемрекла ­ м ируемымдефектам , в том числе ипришедшим извне завода, хотя держать постоянные связи споставщиками ныне крайнетрудно из-за разорвавшихся хо ­ зяйственных связей». Вот такая сейчас наметилась тенден ­ ция по улучшению качества « м осквичей » ! Х очу добавить сюдаи слова дирек ­ т ораоположениис запчастями: «Все заявки на запасные части к « М оскви чу-2141» у довлетвореныполностью » . К со ­ жалению, Виталий, м ой родственник, приехавший из Нальчика вМосквус над еждой купить заменувышедшим из строяподшипнику ступицы переднего колеса ишарниру равных угловых ско ­ р остей , не знал этого . О н искал их за любыеденьгии вернулся домой ни с чем. К онечно , эти подшипники , как и сотни других деталей иполуфабрикатов , завод