14
15
МАСЛА ДЛЯ МОТОРА И ТРАНСМИССИИВ предыдущем номере журнала мы рассмотрели сегодняшнюю ситуацию с моторными маслами. Чтобы завершить тему, необходимо остановиться еще на двух вопросах — о положении дел с трансмиссионными маслами и об общем направлении нашей технической политики по «масляным» проблемам.О трансмиссионных маслах За последние два десятка лет наш интерес к маслам для трансмиссий как-то притупился. В самом деле, есть «жигулевское» ТАД-17И — х орошее универсальное масло, к ото ­ р ое не очень застывает на холоде и не теряет вязкости вжару , годится как для коробки передач, так и для гипо ­ идной пары любых машин (речь, разумеется, не идет о тех передкгеприводных моделях, где применяется моторное масло). Нет необходимости иметь как когда-то несколько банок с разными сортами, а также разогревать картер заднего моста паяльной лампойв сильный мороз . Пока мы , неприхотливые люди , радовались всему этому, в мире появлялись новые поколения трансмиссионных масел, новые марки , к ото ­ р ые не только повышают долговеч ­ ность агрегатов, но и сами служат долго , иногда без замены до конца жизни автомобиля. С егодня , наконец, это дело сдвинулось смертвой точки иу нас. Но прежде все-таки омаркировке . Тут у нас ситуация своеобразная. Если врасшифровке индексов мотор ­ ных масел автомобилисты еще как-то разбираются , т ов индексации трансмиссионных — практически никто. Знают товарные обозначения двухтрех сортов ( н апример , ТАп-15В и ТАД-17И) — и все. В этом , правда, есть свой плюс: легче осваиваться смаркировками по международной системе, к отороймы впредь будем пользоваться. Заключается она в следующем. Вязкость трансмиссионных масел, как имоторных , оценивается по методу SAE. Также буквой «W» обозначаются зимние сорта, у летних буква вообще отсутствует, а у загущенных («всесезонных») одно за дру ­ гим следуют два обозначения — «зимнее» и «летнее». Они могут быть написаны черезчерточку или простосплошнымрядом . Принятые ступени вязкости и соответствующие имтемпературные нормативы показаны в табл. 1. Как видим , эти лимиты достаточно широки , поэтому в технической характеристике каждо ­ 14ЗА РУЛЕМ 2/93го конкретного сорта изготовители обычно указывают температурный диапазон рекомендуемого эксплуатац ионного использования (табл. 2). Качественные, то есть эксплуатационно-потребительские, свойства указываются по шкале API . На сегод ­ ня в ней предусмотрены шесть ступеней, из которых первые тривсо ­ временных машинах уже не приме ­ няются. Обозначения последующих группирекомендации по их приме ­ н ению таковы: GL-4 — для коробок передач, а также главных передач без гипоид ­ ного зацепления; GL-5 — для коробки передач и для редукторовсгипоидным зацеплением; GL-6 — то же , что и GL-5, но с противозадирными улучшенными свойствами и повышенной долго вечностью. В соответствии со сказанным на этикетке привычного нам трансмисс ионного масла ТАД-17И следует по ­ мещать следующую маркировку: «SAE 85W-90, API GL-5». Как уже упоминалось, ассортимент отечественных трансмиссионных масел для легковых автомобилей сегодня изменяется и пополняется. Сорта, к оторыеможно встретить впродаже , перечислены в табл. 2. И зложенныев ней сведения нуж ­ даются в определенных коммента ­ риях.Производство масла ТАД-17И сег одня , как говорится, на излете. П ри ­ ш едшиеему на смену ТМ5-18 и ТМ5-18ИХП по существу то же самое, но внесколькомодернизированном исполнении исизмененнымкомп ­ л ексом присадок. Если в ТАД-17И целиком использовался пакет присад окфирмы «Лубризол» (правда, эта разработка двадцатилетней давности), то в новых модификациях введ енынекоторые отечественные элементы, что сделано содобренияфирмы . Более высокими эксплуатац ионными свойствами отличаются новые марки «Омскойл Супер Т» и «Новойл Т», но пока и они остаются вгруппе GL-5. М еждународнаясер ­ тификационная приемка и, в озможно , какие-то дальнейшие улучшения этих сортов ещевпереди . О нашей технической политике Еще не забыто то время , к огда автомобилисту вполне хватало трех смазок : автол — для мотора , ниг рол — для трансмиссии, солидол — для ходовой части, И ничего, ездили, р азумеется , на «тех» автомобилях. С овременный двигатель, если залить в него автол той поры , крутился бы недолго : е мунужен особый корм . То жеис трансмиссией. Нынешнее высококачественное масло — п родуктсложный , м ного ­ к омпонентный и, как теперь говорят, н аукоемкий . Н есмотря на все знания и опыт, накопленные в этой об ­ ласти, р азработкановоготоварного сорта требует очень большого труда. Только контрольные испытания ужеготовогопродукта длятся не менее полутора тысяч часов, и это в таких прекрасных исследовательских центрах, как «Фольксваген» или « М ерсе ­ дес-Бенц». А какая работа проделы вается экспериментаторамивпро ­ цессе разработки , с колько средств они вкладывают, м ожно только до ­ гадываться. Тем не менее такие задачи успешнорешаются — в первую очередь потому , что современная индустрия ушла от принципов «натурального хозяйства». Суть в следующем. Первый эшелон — нефтедобытчи-Нормы вязкости трансмиссионных масел по системе SAEНазначение масла Класс вязкости Вязкость кинематическая 100 °С, м мг / с : не менее не более при 4,1 7,0 11,0 13,5 24,0 24,0 41,0 13,5 24,0 13,5 24,0 24,0 41,0 75W Зимнее 80W 85W 90 Летнее 140 80VV-90 Всесезонное 85W-90 85W-140Температура, при которой ди ­ намическая вязкость достигает 150 000 Па - с, ° С не выше—40—26— 12—26—12—12П римечание .П рочеркозначает , ч тоданныйпараметр не нормируется . ки и нефтепереработчики. Их задача — вне зависимости от особенностей и качеств природной нефти (они могут быть очень разными) получить определенный исходный продукт , так называемое базовое масло, отвечающее жестким требованиям, как по чистоте, так и по физ ико - х имическим показателям. А эти требования для каждого товарного сорта свои. Д ругой составляющий элемент — к омплекс специальных присадок, к о ­ торый и определяет потребительские свойства конечного продукта, степень его совершенства. По сути, подготовить сбалансированный пакет присадок — это и значит сделать нужный сорт товарного масла. О бъем добавки к минеральной основе весьма велик: до 25 %, а в отдельных случаях и еще больше. Наконец, заключительный этап — приготовление товарной продукции из базового масла и присадок. Работа ответственная, однако характер ее в основном производственный, механический. Для каждого из перечисленных процессов требуется особое научнотехническое и производственное обеспечение. Собрать все это под одной крышей по силам только ги ­ гантским концернам (скажем, «Шелл» или «Мобил»), но и они считают такую постановку дела нерациональной. Обычно нефтепереработчики ограничиваются приготовлением базового масла и выпуском конечной товарной продукции , а «головную боль» по разработке ипро ­ изводству присадок полностью или частично принимают на себя специализированные фирмы . Именно они ведут главные бои «научного фрон ­ та», оставаясь при этом в тени, не высвечиваясь на знакомых всем ре ­ кламах и этикетках. Для нас особенно любопытнои непривычно, что по своему технико-политическому статусу такие фирмы нейтральны: они работают на всех. Бесспорное лидерство в области присадок к автомобильным маслам принадлежит американскойкорпора ­ ции «Лубризол». В прочем , правильнее называть ее не американской, а интернациональной: десятки пред ­ приятий во всех уголках мира, три мощнейших исследовательских центра вАмерике , Европе иАзии . На страницах журнала мыуже рассказывали о «Лубризоле» (ЗР, 1989, № 11), но возвращаться к данной теме при ­ дется еще не раз. Интерес этот далеко не праздный. Так получилось, что для отечественных производи ­ телей моторных и трансмиссионных масел «Лубризол» стал не только постоянным коммерческим партнер ом , но и наставником, п омощником , а в некоторых делах и своего рода «повивальной бабкой». Словом, если говорить откровен ­ но, с этим сотрудничеством нам повезло. Вспомним такой поворотный моментв нашей автомобильной истории, как начало выпуска «Жигулей» и, Соответственно, освоение производства «жигулевских» масел. Значительная часть присадок в этих маслах имела «лубризоловское» п роисхож ­ дение, а в сортах синдексом «И» — весь пакет полностью. М отор ­ ные масла М5 3 /10Г1 и М6 3 /12Г| ( с м . ЗР, 1987, № 9), к оторыми мы пользуемся сегодня, т акже делаются с готовым пакетом присадок фирмы «Лубризол». А в отечественных маслах самого последнего поколения (табл. 5 впредыдущем номере) участие нашего постоянного партнера еще больше. С кажем , в сортах «Уфалюб», гордости отечественных производителей, не только используется пакет присадок, специально разработанный и выпускаемый «Луб ризолом » , но и базовое масло при ­ готовляется согласно методическим рекомендациям фирмы-наставника. А это дело у нас всегда очень хромало. «Лубризол» ж епомогисмежду ­ народной сертификацией нового про ­ дукта, а в этом вопросе было бы очень трудно пробиться без авторитетной подпорки . Кое-кто, в озможно , спросит: а что же наши специалисты? Почему они не моглирезко двинуть вперед «масляное дело» , собственными силами? Действительно, специалисты у нас есть, и, надо полагать, неплохие.ТАБЛИЦА 2Но в эпоху технического прогресса смешнои нерационально гнаться за мировымуровнемв одиночку, повторять азы и «изобретать велосипед». Десятилетиями у страны были иные приоритеты, поэтому безвозвратно упущено время, упущено развитие научно-производственного фундамента. Единственный грамотный выход из этого положения — влиться вобщее русло, а не состязаться с ним. Есть идругой расхожий стереотип, п ережиток прошлых лет: дескать, они же капиталисты, их цель — нас ограбить. Тут придется сделать небольшое «лирическое» отступление. Л етомпрошлого года мне довелось побывать вевропейском исследовательском центре «Лубризола». Расположен он в Англии, в полутора часах езды от Лондона. Скажу сразу: впечатление сильное. И не столько из-за размаха исследований и технической оснащенности (хотя все это есть), с колько потому, что сидят там компетентные специалисты (при этом исключительно доброжелательные люди), к оторые упорно, настойчиво и как-то очень увлеченно работают. Не строят планы грабежей, не вращают алчными глазами, а думаюто технических новациях, о нуждах потребителей и очень много — об экологии. Экологическими заботами пронизаны и текущие разработки, и перспективные замыслы. Дай Бог и нам дойти до такого уровня мышления. Приятно удивило, что большая доля научно-исследовательских работ этого центра связана с проблемами нашей страны. Специалисты фирмы активно работают над созданием совместимых пакетов присадок, вовлекая туда лучшие продукты российских заводов. С другой стороны, разумеется, ф ирма не занимается филантропией. Сотрудничество скем бы то ни было должно приносить обоюдную выгоду. Но в том-то и дело, что обоюдную , а не одностороннюю , и на своем при ­ м еремы видим это отчетливо. Кстати, выгода не всегда выражается материально. Если наша шестая часть суши станет меньше отравлять планету токсичными веществами, на Западе усматривают в этом прямую выгоду для себя. А новые масла, снижая расход топлива, уменьшая выбросы в атмосферу, нацелены именно на такой результат. Очень важно, что фирма имеет стратегический план работ с нашими заводами. Следование ему позволит, специалисты в этом убеждены , д о ­ гнать по качеству западную продук ­ ц июв ближайшие годы. Вот так обстоит дело ис капиталистами, и с нашими планами. Остается лишь постараться, чтобы эти хорошие планы реализовались. А. МОИСЕЕВИЧЗА РУЛЕМ 2/93 15Ассортимент трансмиссионных масел для современных отечественных легковых автомобилейМарка Класс вязкости Допустимый диапазон температур в эксплуатации, °С от — 2 5до + 4 5 от — 2 0 до + 4 5 ИзготовительТАД-17И TM5-1885W-90 85W-90ТМ5-18ИХП «Омскойл Супер Т» «Новойл Т»85W-90от — 2 0 до + 4 5П О « О мскнефтеоргсинтез » , Волгоградский НПЗи др. П О «Пермьнефтеоргсинтез», ПО «Омскнефтеоргсинтез», Нижегородский HM3 ПО «Омскнефтеоргсинтез», Ярославский НМЗ ПО «Омскнефтеоргсинтез» Новоуфимский НПЗ85W-90 80W-90от — 1 2 до + 4 5 от — 2 6 до + 4 54'