ры их не привлекают из-за риска нанести вредсвоемулюбимцу . О нипрово ­ дят в гаражах все свободноевремя , изводят горыбумаги , списываясь с «одном арочниками » из другихклубов , с оби ­ рают целые библиотеки редчайших книготехникепрошлого . Хобби есть хоббии этим сказано все. Первым тревожным «звонком» м ожно считать перечень товаров, п редложенных для торговбиржей «Алиса» ч ерез рекламу в «Известиях» о сенью 1991 года. В этом списке фигурировал ЗИС-110 по цене, п ревышающей «черный курс» едва поя ­ вившегося тогда ВАЗ-21099. Теперь какимибы « з олотыми » р уками ни обладал энтузиаст-реставратор, вряд ли ему удастся скопить несколько тысяч, если не сотен тысяч долларов для покупки хотя бы еще одного старохода. К огда фантастические суммы , предлаг аемыезарубежными толстосумами за старинные автомобили имотоциклы , перестали восприниматься нами как нечто абстрактное, увеличился соблазн заработать на этом интересе. Появились много ­ численные фирмы по вывозу за рубеж старой техники . Но оказалось, что за границей нужна не любая машина. Там — ж есткие требования к реставрации, а до ­ рого стоят действительно редчайшие экземпляры . Истинный же реставратор, в ложившийдушув плод своего кропот ­ ливого труда, не спешит расстаться сним . И тогда автомобили начали красть. В конце 1991 года внекоторых отечественных газетах прошла информацияо похищении в Москве уникальной «Альфы-Ромео6С-2500» 1940 года. Отыскал ее Интерпол аж во Франкфурте - н а - М айне . Специалисты-сыщики считают, что число кражскаждымгодом будет расти. Д елоивпо ­ с тоянномросте цен на раритеты ( о ниу нас есть) на Западе, и вбеспомощно ­ сти нашей таможни . А разве остановит злоумышленника бокс в гаражном кооперативе, если он рассчитывает на сумму со многими нулями, да еще в долларах? Вот вам и ответ на вопрос , куда исчезли парады. К тоже станет привлекать внимание к своему дорогомуи нез ащищенномулюбимцу ? Н екоторые владельцы дажеразбирают их и хранят по частям в разных местах. Д еньги та:сже стали причинойзакрытия клубов. Воспитанные на социалистическом принципе «дай!», м ногие их члены требо ­ вали, чтобы клуб организовал мастерскую для ремонта , о снащенную всем мысли ­ м ымоборудованием . П ричем платить за это должен некто, а вовсе не сами члены клуба. Из сказанного выше можно сделать мрачныйпрогноз судьбы автомотостари ны в нашей стране. Н екоторые ценные экземпляры либо добровольно , либо по принуждению ( р экет ! ) , либо украв, п ро ­ дадут за вожделенную СКВ. Д ругие зам уруютв тайники и будут передавать по наследству, не позволяя любоваться ими чужим. О братимсякзарубежному опыту. Запад нас, увы, и тут обогнал , создав стройную систему. И там есть энтузиасты, у которыхнемного денег. Они тоже увлечены сохранениемредкого автомобиля или мотоцикла , отдают емустолькоже сил и средств. По большей части они объединены вклубы . Но клуб — это место об ­ щения, не более того . И за общение надо платить, п осколькуклубы существуют на средства членов. С точкизре ­ ния психологии , человеку естественнее 5 За рулем № 2гордиться (читай, хвалиться) своими до ­ с тижениями , ч ем скрывать их от когобы то ни было. Поэтому так часты на Западе парады автостарины. Есть дажемузеи на кооперативной основе, э кспозициисо ­ стоят из машин , п ринадлежащихразным владельцам. Но все же наибольший вклад в дело сохранения реликвий на колесах вносят крупныеколлекции . Это, действительно, д орогое удовольствие. Принадлежат коллекциикрупнымфирмам . П оми ­ м о своих машин , м огут выставляться и «посторонние». Есть собрания старинных автомобилей иу неавтомобильных фирм . Ведь это дорого , а значит престижно . К оллекция редчайших машин работает на имиджкомпании ничуть не меньше , ч ем подлинник Дегав зале заседаний совета директоров . И наконец, частные собрания. Увлечения миллионеров . В печати неоднократно упоминались коллекции братьев Шлюмпф , Уильяма Харры, К ен ­ нета Беринга. В свое время собрание Харры насчитывало около полутора тысяч редчайших автомобилей и было при ­ знано одним из лучших вмире . Но вернемся кнашим реалиям. О мрач ­ ной судьбе машин , находящихся в частных руках, м ыужеговорили , как ио клубах. М узеи не могут заниматься исклю ­ чительно автомобилями . Да и средств у них всегда было негусто, а сейчас тем более. Н апример , вазовский музей имеет миллионный, д вухмиллионныйи т. д. автом обили , но совсем недавно исбольшимтрудом заполучил одну из первых товарных машин . В музее не представлены даж е собственные опытные разработки , не запущенные всерию . Что же говорить о машинах других заводов? Есть идругиепроблемы . В озьмем ГАЗ. Эта марка вполне может исчезнуть! Во-первых, у же нет такогогорода — Г орький . Во-вторых, по моемумнению , при настоящем рынкеи «открытых дверях» автомобили всех марок , п одобныегазовским , выгоднее будет производить на других заводах, а то и ввозить из-за рубежа . С егодняшний автогигант будет пер епрофилирован . Куда денется егому ­ зей? Кто позаботится о сохранении истории? Что же касается отечественных ком ­ мерсантов, то их автомобильные интересы пока не простираются дальше приоб ­ ретения современныхлимузинов . Тем не менее, и менно они могут дать надежду. Честно говоря , м не все равно, нажил обладатель коллекции свой капитал на биржевых спекуляциях или уличной тор ­ говле. Д ля меня важно , чтобы ямог привести вегомузей сына и наглядно объяснить ему , что такое история автомобилестроения. В общем , остается только надеяться, что Господь ниспошлет нам любителя старинной техники снеиспорченнымвку ­ сом, умеющего зарабатывать деньги. Только быскорее , пока не все рарите ­ ты покинулипределырублевойзоны . А. С ОЛОПОВ Фото В. Князева и из архива автораСПРАВОЧНАЯ СЛУЖБАМогу ли я управлять автомобилем с восемью местами для перевозки пассажиров, имея открытой категорию «В»?С разрешающейотметкойв графе «В» в удостоверении водителя можно управлять автомобилями , полная масса кото ­ рых не превышает 3500 кгиимеющи ­ м и не более восьми сидячих мест для пассажиров, п омимо сиденья водителя.Что такое Mlи М2 в обозначении дорог!М1 иМ2 — это номера федеральных дорог на картах ив атласах. M l — магистраль «Беларусь» от Москвыдо границы с Республикой Беларусь (на Минск , Брест). М 2 — магистраль « К рым » от Моск ­ вы через Тулу, О рел , К урск , Б елгороддо границы с Украиной.Что означает двенадцатизначная маркировка шин на американских автомобилях!С середины 70-х годовв Европе иСША стала применяться унифицирован ­ ная метрическаямаркировка легковых шин, к отораясодержитинформацию не только оразмерахиконструкциишины , но иомаксимальнодопустимых для нее нагрузкеискоростидвижения . Нап ример , шина смаркировкой P205/60R13 86Н. Первая буква говорито назначении шиныиприменяетсятолько на шинах американского производства — в данном случае «дйя легковых автомобилей». П о ­ к рышки для легких грузовых автомоби ­ лей имеютдругиебуквы — LT. С ледую ­ щ ие за буквойтрицифры — это наибольшая ширинапрофилявмиллимет ­ рах. Д ве цифры после знака «дробь» у казывают «профильность» шины, то есть каковопроцентноеотношение высоты профиля шины кегоширине . В нашем примере речь идет онизкопрофиль ­ н ой шине. Буква R означает, что ши ­ на радиальной конструкции , если этой буквы нет — диагональной, о днаков нас тоящеевремя западные фирмыпракти ­ чески не выпускают диагональные шины . Двузначная цифра после буквыR характеризует размер посадочного диаметра обода в дюймах, а расположенные особн яком цифры (две, р еже три) — это ин ­ д ексгрузоподъемности шины, и его значение составляет обычно от 60 до 107, что эквивалентно грузоподъемности250 — 975 кг (в данном случае — 530 кг ) . Последняя буква представляет собойиндексскоростнойкатегории шины, то есть предельнойскоростидвижения авт омобиляс этими шинами : J — 100 км / ч , К — 110, L — 120, М — 130, N — 140, Р — 150, Q — 160, R — 170, S — 180, Т — 190, U — 200, Н — 210, V — 240 иZ — свыше 240 км / ч . Д о начала 90-х годовско ­ р остные индексы на шинах американско ­ г о производства не ставились, что было неудобно для европейских владельцев американских автомобилей.ЗА РУЛЕМ 2/9317