Требования национальные нерациональныеСогласно Постановлению Верховного Совета РФ «О введении в действие Зак она «О защите прав потребителя» о т7 февраля 1992 года (вступил в силу с7 апреля 1992 года ) , д олжнапроводиться поголовная сертификация товаров (в том числе автомобилей ) . Ответственным за эту работу был назначен Государственный ко ­ митет РФпо стандартизации, м етрологииисертификацииприПрезидентеРФ (Госстандарт) — национальный органпосер ­ т ификации товаров (работ, услуг). Госстандарт разработал и утвердил 1 апреля 1992 г. «Систему сертификации механи ­ ческих транспортных средств иприцепов (основные принципы ) » , а с1 мая в соответствии суказанным выше Постановлен ием ВС изаконом «О защите прав по ­ требителя» ( п . 5, ст. 5) в России введена обязательная сертификация товаров нар одногопотребления . Это означает, что реализация товаров (в том числе импорт ­ ных) б ез сертификата запрещается. О сно ­ ванием для разрешения ввоза различной импортнойпродукции на нашу террито ­ рию должен был стать представленный таможенникам сертификат, выданный или признанный уполномоченной на то орга ­ низацией. О днакопровозглашение сертификации автомобилей вовсе не означает, что она сразу же началась. Госстандарт объявил отом , что с1 января 1993 года на прода ­ ваемые автомобили необходимсертифи ­ кат (ЗР, 1993, № 1). Было решено , что испытания автомобилей в России будут проводиться по 71 международномутре ­ б ованию (ЕЭК ООН ) и по нескольким национальным стандартам. Не вдаваясь вподробности , о тмечу , что любому автот ранспортному средству, у довлетворяю ­ щ емутребованиям безопасности, д олжен выдаваться документ , называемый « О доб ­ р ением типа транспортного средства». Только при наличии такого сертификата машина может пройти таможню , м ожет быть проданаизарегистрированавГАИ . Значит, н ужендокумент ( с корее всего совместный или правительственного уров ­ ня), к оторыйбыобъединил действия там ожнииГАИ . О бэтомупомянуто не было . Опять же не было уточнено, что на основании именно системы сертифи ­ кации разрешено провозить через границу без сертификата три автомобиляипочемуименно такое количество. Иностранные партнеры должныучиты ­ вать наши национальные требования : у ро ­ вень внутреннегошума , вентиляцию иотопление , с одержание вредных веществ в салоне икабине , управляемость иустой ­ чивость. М алокто сомневается, что, нап ример , «Мерседес-190Е» п ревзойдетпо этим параметрамлюбой отечественный легковой автомобиль, б лизкийему по классу. Но порядок есть порядокиего надо соблюдать , т емболее что национальные стандарты существуютвкаждой стране. К онечно , тот же «Мерседес-190» с о ­ ответствует всем принятыммеждународ ­ н ымнормам ЕЭК ООН ( к оторые нашей страной признаны ) , но российских требо ­ ваний нет в стандартах ЕЭК ООН . Это необязательно, так как все выдвинутые Госстандартом требования в той или иной мере учтены в национальных докумен ­ тах каждой страны. Получается, что любая инофирма, и меющая сертификаты ЕЭК ООН на про ­ даваемый автомобиль, м ожет их представить нашимсертификационныморганами после определеннойпроверки (на срокгодностии т. д.) они должны быть при ­ няты. Но этого недостаточно для ввоза промышленной партии таких машинв нашу страну. Их надо проверять на наши национальные требования. П ричем не обя ­ зательно испытывать на полигоне , м ожно предоставить национальные сертификаты по необходимымпозициям . Специалистыих изучат и если придутк выводу, что наши требования не нарушены , то препятствий для импортамашин не будет . Следует отметить, что сравнить наш ГОСТ с зарубежным может только профессионал — это сложнейшиедокументысгра ­ ф иками , таблицами иметодиками испытаний. Теперь инофирмыозабоченывыпол ­ н ением своих контрактов на первое полуг одие 1993 г., з аключенныхдо объявления решения Госстандарта. Чтобы озна ­ к омиться со всеми деталями, перевести ГОСТы идругуюдокументацию , принять решениеотом , к акиемодели представлять на испытания, и пройтисертифи ­ к ацию , у шлобыминимум восемь-девять месяцев . Представители Госстандарта увер яют , что полтора-два, но это только на испытания и выдачу сертификата без учета подготовительнойработы . Получается, что присамомблагоприятном исходе ни одна инофирма не успеет куказан ­ н омусроку (за исключениемФИАТа , к о ­ т орый непонятно какимобразомпровел сертификацию еще до официального объявления о ней). А свои представительства в России имеют все ведущие автомобильные фирмымира . Введенный Госстандартом порядок (во всяком случае впервое время) м ожетрезко сократить поставку иномарокв Россию. Это значит, что оте ­ чественные автомобилибудутещедоро ­ же, п отому что спрос на них возрастет. И, к ак ни парадоксально, наш потреби ­ тель получит автомобилименеебезопас ­ ные, м енееэкологически чистые. Т аким ли способом надо защищать его права? Подсчитывал ли кто - л ибо из работников Госстандарта потери государства от неуплаты таможенныхпошлин из-за возмож ­ н огосокращенияторговли иномарками? Было быразумнееразрешить ввоз зар убежныхмоделейв течение переходно ­ го периода ( н апример , о дингод ) с серти ­ ф икатами ЕЭК ООНитолько . Не кроется ли причина поспешного введения национальных требованийвдругом ? Ведь впер ­ вые после октябрясемнадцатого года мыстоим на пороге реальной конкуренциисзарубежными странами. М ожет быть, это и есть истинная причина — т акимспо ­ с обом не дать погибнуть отечественным автозаводам, н аходящимся сейчас вкри ­ тическом положении, а также полигону, Н АМИипрочимструктурамбывшего автопрома? Ф. ИЛЮХИНАВТОМОБИЛИ — БЕСПЛАТНО, НО ТОЛЬКО ПОДПИСЧИКАМ «ЗА РУЛЕМ»Подписавшись на «За рулем» — 93, вы станете участником лотереи, главные призы которой — легковые автомобили, мотоциклы, мотоблоки, легковые шины, автомагнитолы. • Условия лотереи просты. В майском номере «За рулем» будет напечатан отрывной купон . В него надо вписать свою фамилию, имя, отчество и адрес, а такженомери день оплаты подписной квитанции на наш журнал , к оторыедолжны быть оформлены на одни и те же имя и адрес. Заполненный купон надо будет выслать вредакцию 36ЗА РУЛЕМ 2/93«За рулем» — он станет вашим лотерейным би ­ летом во время розыгрышав сентябре этого года. Две подписные квитанции — на первое и второе полугодие 1993 года — необходимо будет представить редакционной тиражной комиссии, если вы окажетесь в числе победителей. Для участия в лотерее «За рулем» — 93 до ­ статочно быть подписчиком на наш журналв 1993 году как минимум 10 месяцев. Подписку на второе полугодие можно оформить в почтовом отделении сьязи по месту жительства.