51
52
53
НЕПОБЕЖДЕННОЙЬ'-SlP Финансовое бремя участия в чемпионате мира оказалось не по силам туринской фирме' "ley" * ' ,-"> :t *•л.М*ffl.не нечего больше желать от спорта. Я выиграл все, что возможно , побеждал во всех крупнейших соревнованиях. Дальше идти некуда. Стоит ли тогда продолжать?» Эти слова принадлежат величайшему горнолыжно ­ му таланту, т рехкратномуолимпий ­ с комучемпиону французу Жан-Клоду Килли. В самом деле, стоит ли? Очевидно, таким жевопросом задавались руководителигруппыФИАТ , в которую входит и «Лянча», еще осенью 1991 года. Для этого были все основания: во-первых, к тому времени «Лянча» девять раз выигрывала чемпионат мира среди марок , во-вторых, п ереездыв ходе сезона с континента на континент требовали непомерных расходов, и, наконец, вызывала сильные сомнения целесообразность рекламымодели «Дельта», которая выпускается в Турине с 1979 года. Все говорило за то, чтобы поставить точку. Но тогда в душах темпераментных итальянцев соблазн новых побед пересилил голый прагматизм. Правда, была заметно изменена стратегия участия самой титулованной маркив чемпионате. Две «конюшни», на которые работала турин -Мекая фирма , — «Лянча Мартини» и « Д жолли клаб» были объединены в одну. Результатом трехстороннего соглашения междузаводом , генеральным спонсором «Мартини» и хозяевами « Д жолли клаб» стало появление на трассах первенства коман ­ ды «Мартини Рэйсинг». К слову, сам ой многочисленной среди соперни ­ чающих « к онюшен » . Под ее знамена были призваны трехкратный чем ­ пион мира финн Юха Канккунен ,«Лянча» — команда звезд: Андреа Агини, Дидье Ориоль, Юха Канккунен и «Дельта Интеграле».самая яркая звезда на нынешнем раллийном небосклоне француз Дидье Ориоль, амбициозный итальянец АндреаАгини , специалист по тяжелым трассам аргентинец Хорхе Рекальде и подающий надежды француз Филипп Бугальски. Исключительно для участия в «Сафари»СПОРТЗА РУЛЕМ 3/93 51 и Агини , к оторые первенствовали в Португалии и Италии. В прочем , к ралли «Сан-Ремо» все стало ясно — «Лянча» д осрочно , в шестой раз подряд добыла звание чемпиона мира среди марок . У же после «1000 озер » у «Тойоты» не было даже теоретических шансов настичь лидера. Однако привычных по такому случаю торжествв Турине не устраивали. В штаб-квартире ФИАТа было не до праздничных обедов . Там больше были озабоченыубытками английс кого филиала ИВЕКО, к оторый последний раз принес прибыль аж в 1989 году, да забастовками в Польше, ставившими под угрозу развертывание серийного производства новой малютки «Чинквеченто». М ожет быть, и менно эти затруднения и стали той последней каплей, что переполнила чашу терпения руководите ­ лей итальянской фирмы .Бельгиец Грегуар де Мевиус на «НиссанСанни-GTI-R» выиграл первенство среди машин группы N, практически не отличающихся от серийных. Эти состязания проходят вместе с главным чемпионатом и считаются своего рода первой лигой мирового ралли.В первый день октября минувшего года в Турине обнародовали официальное коммюнике , в котором «Лянча» объявила о своем оконча ­ тельном уходес арены чемпионата мира. О горошенные столь суровымпри ­ г овором , ее партнеры, казалось, не хотели верить случившемуся. — Это решение не означает, что' «Лянчи» не будет на трассах миро ­ вого первенства в 1993 году , — старался делать хорошуюмину при плохой игре Даниэл Шилдж , представитель « М артини » . — Ф ИАТ заверил нас, что мыпо - п режнемуможемгото ­ вить машины на заводе «Абарт», к о ­ т орыйтакже входит втуринскую группу. Ему вторил Бортолетто: «Я опти ­ мист. Ф ИАТпросто не хочет вклады-«Лянча» ангажировала «шведского охотника» Бьерна Вальдегаарда, к ото ­ р омучетырежды удавалось выигры ­ вать это африканское ралли. Подновили и старушку «Дельту Интеграле», к оторую журналисты в пику новой «Тойоте», о крещенной «красавицей», прозвали «образиной» за ее непропорциональныеформы . Будто предчувствуя, что сезон 1992 года может стать ее лебединой песней, заслуженная «Лянча» дала прикурить всем конкурентам , в том числе и «Тойоте», чьи технические достоинства уступали совершенству внешних обводов кузова. — Все идет прекрасно , — улыбался главный координатор проекта слияния двух команд «Лянчи» Клаудио Бортолетто . — Новая структура стала менее громоздкой . Теперь мы не зависим напрямую от государственного предприятия , к аким является ФИАТ . В рамках частной фирмы все вопросы решаются более непринужденно. «Лянча» п родолжает побеждать, и при этоммыэкономимпримерносорокпроцентов финансовых сред ­ ств. Действительно, О риоль славно начал сезон с победы вМонте - К ар ­ ло и, не давая опомнитьсясопер ­ н икам , выиграл шесть из восьми этапов, в которых выходил на старт. Такая серия водном сезоне не удавалась до него никому . Главный соперник из «Тойоты» — испанец Кар лос Сайнс смог отличиться лишь в тех ралли, где отсутствовал Дидье , — в Кении и Новой Зеландии. А ведь у «Лянчи» были еще иКанккунен ,52 ЗА РУЛЕМ 3/93Финишный рывок Карлоса Сайнса принес ему вторую корону чемпиона мира. СПОРТвать все больше и больше денег в участие в чемпионате мира. Но нас уверили: найдете средства — машины будут. К онечно , теперь придется «поджаться». Д умаю , м ы снарядим один экипаж по полной программеи один на европейские этапы. А деньги отыщем . «Мартини» согласен работать дальше, «Мишлен» готов нас поддержать». П ервым понял наигранность этого оптимизма лидер первенства Ори ­ оль, чей контрактс «Лянчей» заканчивался в 1992 году. Накануне ралли «Сан-Рено» он заявил, что в след ующем сезоне переходит в «Тойоту». Ч емпионский корабль затрещал по всем швам. М еждутем вопрос о победителе вличном зачете еще не был ре ­ шен. Правда, м ногие полагали, что солидное преимущество в 16 очков, накопленное Ориолем , практически гарантирует ему почетный титул и звание первого француза, ставшего чем ­ п ионом мира. О днако , как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Д идье , п охоже , з накомс этой пословицей. И перед заключительным этапом в Англии, после двух подряд сходов с дистанции в Италии и Испании, он отправился к месту паломничества французских католиков, чтобы обрести уверенность в своих силах и, очевидно, отвести напасти, что свалились на его голову на финише сезона. Об ходили более своему Ориоле никогда прежде не слухи как осуеверном , тем набожном человеке. Д ажек счастливому номеру «3», что почти всегда приносил ему успех, он относился как к шутке статистики. Но, как известно, даже самые нерелигиозные людив отчаянном положении ищут поддержкиу Всевышнего. А ситуация действительно была незавидная: «без пяти минут чем ­ пион» приехал в Честер на старт «RAC-ралли», занимая лишь третье место следом за Сайнсом и Канккуненом. К сожалению, и обращение к небесам не помоглоОриолю . Вновь подвела француза его «Лянча». И именно в тот момент , когда казалось, что он вот-вот настигнет ушедшего вперед Сайнса. Лишь 25 секунд отделяло его в тот момент от счастливчика испанца. Тут уж впору вспомнить о некой мистической силе. Ведь после того, как Ориоль заявил отом , что поки ­ дает «Лянчу», е го «Дельта Интеграле» ни разу не довезла Дидье до финиша! Так еще несколько недель назад не помышлявший о почетном титуле Карлос неожиданно стал двукратным чемпионом мира. Но главные сюрпризы , как ни странно, были впереди. Специалисты начали строить прог ­ нозы на будущий сезон, п рикиды ­ вая шансы Ориоля и Сайнса как гонщиков одной «конюшни». И вдруг словно гром среди ясного неба: новый чемпион уходит из «Тойоты»... в «Лянчу» — читай, неизвестно куда. Причем, несмотря на то, что контракт испанца с японской фирмой был продлен на 1993 год . Вероятно, дело тут в так называемом личном спонсоре гонщика — испанской нефтяной фирме «Репсол». Сайнс не просто был под покрови ­ тельством этой компании , но и выступал своего рода посредникоммеж ­ ду «Репсолом» и своей «конюшней», что приносило ему существенную прибавку кдоходам . Но «Тойота», п охоже , решила обратиться за подд ержкойкдругой нефтяной фирм е , и Карлосу пришлось проститься спрежними хозяевами. О днако , он полагал, очевидно, что уходит если не в «Лянчу», то по крайней мерев команду, сохранившую связи с этой фирмой . На деле все вышло иначе. Не успели утихнуть страсти вокруг этого сенсационного перехода, как взрыв новой бомбы потряс до основания раллийный дом . Ровно два месяца спустя после официального отказа туринскойфирмы ее примеру последовал и главный спонсор коман ­ ды — «Мартини». — М ыв одночасье оказались незаводской командой , — пояснил это решение Шилдж . — Но без серьезной поддержки ФИАТа нам не осилить бюджет , необходимый для того, чтобы бороться за высший титул. Иная цель нас не прельщает. А чтобы у бывших партнеров из « Д жолли клаба» не оставалось никаких иллюзий, добавил: «Вопрос о сотрудничестве с частной командоймы даже не рассматривали». Оказавшемуся у разбитого коры ­ та Сайнсу ничего не оставалось, как подписать контракт с «конюшней» « Д жолли клаб», которая все-таки надеется выступить в 1993 году на «лянчах». Без поддержки завода, без денег солидного спонсора. П охоже , эре великого противостояния «Лянчи» и «Тойоты» п рихо ­ дит конец. Если это действительно так, кто же добавит перца в становящееся весьма пресным блюдочем ­ пионата мира по ралли? М ожет быть, « Ф орд » , недвусмысленно намекнувший опродолжении своей спортивной активности заключением контракта с Франсуа Делек уром еще на два года? Или «Субару»? Ее молодая надежда — шотландец Колин Мак-Рей был вторым в Швеции и даже лидировал в Англии. Впрочем, выбор гонщиковв нынешнем году на редкость широкий . С лишкоммного осталось их не у дел. В том числе победителей ипри ­ зеров чемпионатов мира. Кто знает, не жалеет ли кое-кто из них отом , что некогда не решились, как Килли, сказать: «Я выиграл все что мог . Стоит ли продолжать?»Согласитесь, не зря журналисты нарекли новую «Тойоту-Селику» красавицей.С. НЕЧАЮКЗА РУЛЕМ 3/93 53