НА ПУТИ В НЕИЗВЕСТНОСТЬВАЗ глазами немецких журналистовРепортеры из немецкого журнала :<Ауто-дер дойче штрассенферкер», чей материал мы воспроизводим в сокращении, побывали на ВАЗе почти одновременно с нашим корреспондентом (см. ЗР, 1992, Н° 1). Естественно, многое в их наблюдениях совпало, однако зарубежным коллегам бросилось в глаза и то, чему мы давно перестали удивляться: нерациональная структура и низкая эффективность производства, тяжелый неквалифицированный труд на многих рабочих местах.От 15 до 18 тысяч рублей получает ежемесячно рабочий на ВАЗе (данные сентября 1992 года для основного производства — ред. ЗР). В пересчете это от 80 до 100 марок, а по курсу « ч ерного рынка» — всего 60. П редложе ­ ние товаров на рынкемизерное , п ракти ­ чески все является дефицитом . ВАЗ — гигантский производитель автомобилей на Волге, в прошломобразцовыйпримерсоветской индустриальной политики — погружен в болото промышленного кризиса. Инфляция рубля происходит со ско ­ р остьюсвободного полета. Затраты на производство , немалые и раньше, бесп редельно вырастают. Ф ункционировав ­ шие преждеобщесоюзные структуры поставок прекратили свое существование собразованием новых государственных границ.ше югославскиепартнеры изготовляли детали из искусственных материалов иэлектрооборудование для «Лады», сейчас там идет война. И, к сожалению , в бывших советских регионах из-за национальных раздоров сейчас стреляют вместо того , чтобы работать. А сталеплавильщики России, в прошлом братья по коммунистическомутруду , спасают только себя. О ни назначают цену на листовой металл выше, чем западные фирмы . В долларах, разумеется». Огромный комплекс самого ВАЗа включает большое литейное производст ­ во, завод двигателей, такие производст ­ ва, как прессовое , узлов трансмиссий, станкостроительное, в котором работникиНе удивительно, что у западных партнеров от такой ситуации стоит звон в ушах, п режде всего уФИАТа , ч ьюбравуюмодель «124» 22 года тому назад выбрали базовой для «Лады». Еще недавно итальянцы намеревались стать со ­ владельцами 30 % производственных мощностей ВАЗа ( о коло1млрд . м арок ) . Вместо этого ониукрепляются на необо ­ з римомпольскомрынке — о «Ладе» теперь нет иречи . « Д о тех пор , пока политические иэкономическиепредпо ­ сылки в России не станут благоприятнее, м ы , к сожалению , н ичего не сможем сделать»,— таков сухой комментарийодного из работниковФИАТа . На протяжении нескольких лет сокра ­ щается выпуск продукции . Так как эксп ортный план неприкосновенен (почти половину продукции ВАЗ поставляет в 85 стран), недостающие автомобили будут опять подразличнымипредлога ­ ми недопоставлены на внутренний рынок. « М ы делаем, что можем » , — объясняет сотрудник отдела экспорта Геннадий Торхов, пожимая плечами, и6 ЗА РУЛЕМ 3/93Трехэтажный склад. Детали кузовов «Самара ждут следующей операции.Обед. Снабжение на заводе хорошее. показывает зарубежным посетителям величественные производственныесооруже ­ ния в Тольятти, к оторыепростираются на колоссальной площадив 6,5 млн . м 2 . «Сейчас почти все приходитсяпроиз ­ водить самим , — г оворит он постоянно извиняющимсятоном . — Н апример , раньзавода сами делаютремонтиизготов ­ ляют технологическоеоборудование . Это крайне нерентабельно, г оворят западные консультанты; экономическая бессмыслица. Более 300 тысяч человеческих винтиков непрерывноподдерживают работу гигантскогомеханизма . Только на голов - н омпредприятиив Тольятти работают в две и три смены 140 тысяч человек. П оч ­ ти половина из них — ж енщины . Вот вгигантском цехе они стоят за прессами многометровой высоты и вставляют большие стальные листы сострымикраями между половинами тяжелых штампов, которые с адским грохотом формуют кузовные детали. «Бах, бах!» — пол зда ­ ния 900 - м етровой длины ритмично сотрясается. П ротивошумовыхнаушников нет, в воздухе — выхлопные газы многочис ­ ленных дизельных автопогрузчиков , к ото ­ рые бешено мчатся по залитыммаслом проходам. Ж енщиныработаютив цехе окраски , к ое - к ак защищаясь от ядовитых паров растворителей. «Это самые неблагоприятные рабочиеместа , — объясняет Геннад ийТорхов , — но зато отсюда женщинымогут уйти на пенсию в 45 лет». На окончательной сборкетакжепреоб ­ ладают женщины . И ручнойтруд : если двери не прилегают плотно, то петли выправляют сильным удароммолотка . «Не волнуйтесь,— г оворитТорхов , — на заводе действует система контроля качества ссопроводительными картами для каждогоавтомобиля . По нимможно сразу узнать, какая бригада допустила брак. А за точность подачи деталей отвечает ком ­ пьютер». Н есмотря на это, во многихпрохо ­ дах стоят разукомплектованныеотбрако ­ ванные кузова , а пульты устаревших компьютеров часто вспыхивают аварийным илампочками . Поставщики подводят. «Счет идет на минуты,— объясняет диспетчер,— сбой грозит остановкой сборочногоконвейера , и три тысячи человек останутся без дела». В таких случаях на этаже , з анимаемомдирекцией , раздается сигнал тревоги , и после порусски горячих телефонных схваток собственные вазовские вертолеты летят к нерад ивымпартнерам , чтобы доставить рези ­ н отехнические изделия или карбюраторы . Но оплачивается это не обесцененными рублями, а автомобилями. В окрестностях скучных тольяттинских новостроекВАЗ ведет собственное под ­ с обноехозяйство , чтобы снабжать своих работниковнедорогимиовощами . Прииз-за отсутствия твердой валюты. Так, еще во времена Горбачева началось строительство нового , с тоимостьюв сотни миллионов долларов инженерного центра, в ключающегов себя две аэроди ­ намические трубы , гигантские администра ­ тивные сооружения , испытательные трекиНорма — если поставщики задерживают панели приборов, то их доставляют вертолетом. «Вход воспрещен» — главный компьютерный центр управляет всем производством.тый проект . В скоременеджерам ВАЗа придется заморозить сотрудничество сфирмой « П орше » ввиду неплатежеспо ­ с обности . «Это драма , — г оворитАрмии Кине, заведующий восточным отделом фирмы , — -ведь новый автомобиль готов на 95 % » ; Он имеет в виду ВАЗ-2110, к оторый , как в свое время «Лада-Самара», д олжен пройти окончательную доводку в исследовательском центре « П орше » в Вайсахе. Д ля запуска нового автомобиля в серийное производство , начало которого было запланировано на 1993 год , н еобходимо 1,5 млрд . м арок , за выплату которыхроссийское правительство поручиться не может . К томуже половина производственногооборудова ­ ния уже находится на заводе — всюду стоят нераспакованные ящикииконтей ­ н еры . Ф ирма « П орше » выражает сожале ­ ние, но ничем не можетпомочь . «Это стало похоже на бездонную бочку»,— разочарован Кине . При сложении всех неприятностей продукция обходится весьма дорого. До 900 долларов (почти 320 тысяч рублей ) возросли средние производст ­ венные затраты на каждый автомобиль (данные сентября 1992 г.— ред. ЗР). Завод весь в долгах, а от экспортногодохода государство берет себе очень большую часть, несмотря на то, что ужетри года ВАЗ официально имеет экономи ­ ч ескую самостоятельность. К счастью, есть еще богатыеопто ­ вые покупатели вазовских автомобилей на Западе. На первом месте «Дойче Лада», к отораяив 1992 годуимпорти ­ рует около 50 тысяч машин . 35 млн . м арок прибыли получила « Д ойче Лада» в 1991 го ­ ду. «И в 1992-м дела выглядят неплохо , — г оворитбизнесмен Карл Доммермут , — На стадии заключительной сборки используют в основном ручной труд.Перед производственным штурм ом : обеденный перерыв.к райнейнеобходимости генеральный ди ­ ректор Владимир Каданников организует дажеимпортпродуктов из Италии воб ­ м ен на поставки автомобилей . Тем не менеедиректорский этаж лихорадит все чаще. Н апример , из-за бурного роста транспортных затрат или просто 2*для несметного количества еще не сущ ествующихавтомобилейбудущего . Все красиво исразмахом . «Тотальная расточительность » , — к ри ­ тиковали немецкиеэксперты . Теперь гро ­ зит полный разгром : р оссийское правительство не хочет финансировать разду-и меннопоэтому нам пока не нужна модель 2110». Х лопотынаместникам «Лады» доставляет монотонная цветовая палитра. «За последнеевремя нам поставили слишкоммного белых «самар». Пришлось мигом налепить на боковиныдекоративныеполосыи превратить, т акимобразом , с кучную белизну вбодруюсупермодель . Связанная с этим реклам ­ ная кампания стоила немало денег » , — ворчит Доммермут . Но немецкийпред ­ ставитель «Лады» оказался мастером импровизации : « М ы теперь будемпросто дарить русскимкраску . Это, в концеконцов , выйдет дешевле». В. ЭШМЕНТ Фото Ш . Штраубе и ВАЗаЗА РУЛЕМ 3/93 7