30
31
Этот материал поначалу задумывался как репортаж об известных опытным автомобилистам коварствах декабря. Обязательными для него должны были стать метель и стужа, обледенелые дороги и человек, мастерски управляющий почти неуправляемым автомобилем. Но первая половина прошедшей зимы оказалась на редкость мягкой и предложила нам другой, не менее актуальный сюжет, где главные действующие лица — дорожники. Отыскать недостатки в нашей жиз ­ ни сегодня не проблема . Конечно же , есть они иу тех, кто дороги строит, эксплуатирует и чью работу водитель оценивает каждый раз, садясь за руль. Вернее, д олжен оценивать. Парадокс заключается втом , что мыс вами настолько сжились с плохими дорогами , с отсутствием разметки , знаков, о граждений , с разбитыми и неремонтируемыми светофорами, что ужеи не замечаем всего этого или относимся как к неизбежному. Если же вдуматься, то адаптировались мык вещам, по сути своей далеко не безобидным . Каждая недоработка дорожныхслужб , к кото ­ р ыммыотносимся столь снисходительно, м ожет стать причиной невозвращения водителя домой . Рижская трасса или новая Волоколамка (кстати, точное название этой дороги — М КАД — Волоколамск) — одна из немногих пока у нас автомагистралей. О б этом информируют большие дорожные указатели с зелен ымфоном . О ни -сразу бросались в глаза — в диковинкуеще нам. Но то , что мы увидели на 49-м ки ­ л ометре , никак не вязалось с нашими представлениями об автомагистрали. На развязке этой новой дорогис первым бетоннымкольцоммы наткнулись (в прямом смысле слова) на страшное место . Под мостом (тем, что ближекМоскве ) образовалась наледь толщиной сантиметров пять и площадью несколько метров . Коварнейшая вещь — лед этот и днем-то30 ЗА РУЛЕМ 3 93Выезд из Красногорска — там, где должна быть двойная сплошная разметка, разделяющая встречные потоки автомобилей, широкой полосой лежала грязь.Мост через реку Сходня. Предупреждающие знаки есть, но своей задачи они не выполняют. Знаки «Сужение дороги» и «Ремонтные работы» находятся точно на месте ремонта, а ведь они обязаны предупреждать водителей об опасности за 50—100 метров. К тому же нижний знак наполовину скрыт плакатом. Знак «Движение налево» находится за препятствием и совершенно бесполезен — водитель сначала видит экскаватор, а затем, если останется цел и невредим,— знак.Развязка на 49-м км автомагистрали МКАД Волоколамск. Слева — расчищенная проезжая часть, справа — заснеженное и скользкое ответвление на Санкт-Петербург.почти неразличим, а всумеркиго ­ ворить нечего. Водитель на скорости , заехав подмост , м ожет из-под него уже не выехать. Попал на скользкийпятачок — в ерное ДТП. Причина — нет водоотвода на мосту, вот и капает с него вниз, а там ледяная ловушка. Главный инженер ДРСУ-4 ПО «Центравтомагистраль» Ю. Ж ирковк нашему « о ткрытию » отнесся спок ойно . Д орожники давно об этом знают и привычно отвечают всем инт ересующимся , что ничего сделать не могут — строители такие-сякие недоработали. Те всвою очередь ссылаются на проектировщиков : м ол , как можно было планировать что-то на болоте, где клюква росла. Типичная российская ситуация — Иван кивает на Петра, а Петр кивает на Ивана, и виноватых нет. Вся ответственность в случае ДТП снова ляжет на водителя. «Что может быть лучше плохой погоды!» — воскликнет любитель лихой ездыиокажется прав. З имой , особенно в слякоть, р азметки на наших дорогах не видно, поэтому мож ­ но вполне законно нарушать Прави- ла, н апример разворачиваться как и где хочешь. П роезжая часть старого Волоколамского шоссе вплоть до пятидесятого километра была в основн ом очищена от снега и грязи, о б ­ работана пескоми солью. Грейдеры прошлись и по обочине, смахнув лишний снег в кювет. О днако посер единедорогиширокой полосой лежала грязь, полностью закрывающая сплошную разделительную. И никто этому не удивлялся, привыкли. Местами серый налет достигал ширины в несколько метров , машина, заезжая на него , м гновенно забрызгивала ветровые стекла следующих за ней. К аждый знает, сколь неприятно ехать сгрязнымстеклом . Как мы попутно убедились, далеко не у всех автом обилей исправно работали омыватели, п оэтому щетки только размазы ­ вали матовую пленку перед глазами водителя, а это явно не способствовало безопасности. Привыкли мыкгрязнымдорогам , к грязныммашинам , к грязным ном ернымзнаками не где-то ча про ­ селке, а на магистралях и улицах го ­ р одов . Грязь стала чуть ли не росс ийскимсимволом . Д орожники вно-с ийскую столицу. Вроде бы пустяк, подумаешь, грязновато, но проезжая часть-то очищена. А что будет, если ударит морозеци все это замерзнет? Никакой техникой потом ледок начисто не соскоблишь. Подъезжаешь к тротуару, т ормозишь , и автомобиль бросает на бордюрный камень, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но это еще «цветочки». Ремонтир уют столичные улицы без соблюде ­ ния самых элементарных норм безопасности. П редупреждающие знаки отсутствуют вовсе либо установлены с нарушениями и свои функции не выполняют. О коло мест ремонта за-РЕЙД «ЗА РУЛЕМ»лось бы закончить бичующей нотой. Сегодня давайте не будем надрывать голос иразберемсяспокойно . М ожет быть, пока по дорогекрын ­ ку, к оторый , говорят, все исправит, нам самим позаботиться о своей безопасности. Повнимательнее будем на российской дороге . Л юбой из ее недостатков, в том числе идорож ­ ные работы ( к рупные или мелкие , наНа путепроводе около железнодорожной станции Покровское-Стрешнево ремонтники из ДМУ-1 МТПО-Автодор оккупировали механизмами середину проезжей части. Место своей работы они заботливо оградили... дорожными машинами. Себя обезопасили, а для водителей с одной стороны выставили когда-то красное, а теперь серое от грязи, сломанное ограждение, издалека сливающееся с асфальтом. С другой — кое-как почему-то приспособили знак «Дорога с односторонним движением» вместо «Движение направо».Конечно, не все водители — ангелы. Вот собственным глазам не веря, видим, как самосвал, забрызганный грязью (номерной знак 85-98 МКЗ), выгружает бетон прямо на расчищенную обочину автомагистрали. Нетрудно представить последствия, если какой-нибудь автомобиль въедет в эту застывшую и припорошенную снегом кучу. Вдвойне обидно, что «сюрприз» приготовлен своим же братомшофером. Десять сломанных пролетов ограждений ждут очередную жертву на Волоколамском шоссе, а дорожники не спешат...Автомагистраль МКАД—Волоколамск. При мер того, как защитный эффект огражде ний сводится на нет самими дорожниками Снег с проезжей части сдвигается к отбой ному брусу и лежит там не один день дожидаясь специальной уборочной машины, Достаточно небольшого морозца, чтобы руко творная насыпь превратилась в трамплин для автомобилей. Машина не просто «уйдет с дороги», но будет направлена по неизвестной траектории в воздух. сят весомый вклад вформированиетакогомнения . Снег спроезжей части зачастую, не мудрствуя лукаво, сметают к тротуару и на него, оттуда вновь на дорогу , очищая на этот раз путь пешеходам . О н не вывозится вовремя , г ромоздится сначала серыми , а потомчерными кучами, тает ивконце концов превращается втемнуюжижу . На всем протя ­ ж ении столичной магистрали — Л е ­ нинградского проспекта — вдоль бордюрногокамня лежала каша черного от грязи снега шириной в полметра, отнюдь не украшавшая росчастую чуть ли не на проезжей части в изобилии лежат различные же ­ лезобетонные изделия, которые трудно разглядеть даже днем . М ы не увидели огражденийв очень опасных местах, сломанные их пролеты, п о ­ х оже , г одами не восстанавливаются. Заметили мыимножестводругих привычных мелочей , н едоработок по халатности. Проверка на дорогах показала — те, кто отвечает за их содержание , а значит и за нашу безопасность, мало думаюто нас. В недалекомпрошлом подобный материал полагаобочине или на проезжей части, с применением техники или без таковой), д олжен однозначно восприниматься за рулем как сигнал опасности, как первый «звоночек» к тому, что надо собраться, сконцентрировать внимание, сосредоточиться. Словом, быть готовымклюбымнеожидан ­ ностям. Ф. ИЛЮХИН Фото В. Князева От редакции. Благодарим за ока ­ занное содействие в проведении рей ­ да сотрудниковдорожной инспекции ГУ ГАИ МВД России.ЗА РУЛЕМ 3/93 31