48
49
РАЗБЕРИТЕСЬ С «АВТОМАТИКОЙ»Журнал не раз предупреждал читателей: старайтесь не покупать иномарку, особенно подержанную, с автоматической коробкой передач. Она гораздо сложнее идороже механической, а случись что — починить некому и негде. Однако таких машин привозят все же немало, но правильно обращаться с ними умеют далеко не все, что подтверждают и письма в редакцию. Надеемся, научиться этому помож ет статья М . ГОРБАЧЕВА. Она основана на опыте езды и обслуживания автомобилей «Мерседес-Бенц», но почти все сказанное ниже справедливо и для других иномарок с «автоматикой». Управление автоматической коробкой От чего зависит моментпереключения передач? От положения рычага селектора (его называют так, п оскольку он служит для выбора режимаработыкоробки ) , от скоростимашины , н агрузки на двигатель и от того , плавно или резко вы нажимаете на акселератор . П режде , ч ем рассказать подробнее, как происходит переключение, д олженпредостеречь : делая что-либо под капотом или около машины с работающим мотором , обязательно установите рычаг селектора в положение Ризатормозитемашину при помощистояноч ­ н оготормоза . П еремещать рычаг можно , т олькокогда двигатель работает; правой ногой при этом нажмите педаль тормоза , иначе автомобиль может тронуться с места. Что жепроисходитпри нажатии на педаль газа во время движения? Если вы прибавляете газ понемногу , плавно надавливая на акселератор , к аждаяследующая (высшая) передача будет включаться, как толькообороты двигателя станут достат очными для перехода на нее. А втомо ­ биль приэтомразгоняется плавно. Еслиж е вы нажимаете на педаль энергично , передачи станут переключатьсянесколькопозднее , а разгон будет интенсивнее. У коробок последних выпусков есть отдельный переключатель (рис. 1, а), п о ­ л ожениякоторогоNиS соответствуют описанным выше нормальномуи «спортивному» р ежимам разгона. Принудительное включение низшей передачи — «кик-даун». Это устройство позволяет достичь наибольшегоускорения . Срабатывает онопросто : р езконажмите педаль газа доупора , з атемрезкоотпусти ­ те — в ключится низшая передача, и припоследующем нажатии на педаль машина разгонится с максимальным ускорением. Д остигнувтребуемойскорости , слегка сбросьте газ — вновь включится высшая передача, н апример четвертая после третьей. Р ассмотрим , к ак работает трансмиссия в разных положениях рычага селектора (рис. 1 и 2). Положение Р — парковка. В ключен трансмиссионный тормоз , удерживающий машину во времястоянки как бы «на пере ­ даче», хотя двигатель может работать на холостомходу . Э того достаточно на ров ­ н омместе , но если вы оставляете ее на уклоне , то сначала затяните ручнойтор ­ моз, потом включайте трансмиссионный — Р. Тем самым вы пощадитеме ­ х анизмблокировкивкоробке . Важно знать, что в положении рычага Рможно пустить двигатель. П осколькуследующее по ходу рычага положениеR (задний ход), сразу преду ­ п редим : включайте его только при полной остановке автомобиля , иначе поломка неизбежна. Положение N, как нетруднодогадать ­ ся, нейтральное. Вращение от двигателя не передается кведущимколесам , и нез аторможенная машина можетсвободно катиться. В позиции N, как ив позиции Р, возмож ен пуск двигателя. Во всех остальных, независимо от их количества иобозначе ­ ния, стартер не включится . К ак ни безобидна «нейтраль», не включайте ее при движении машины. Но если это произошло (по оплошности ) , следует сбросить газ ивключитьнужную передачут олько после того , как обороты упадут до холостых. D — движение. О сновноеположение для обычнойезды . Последовательно авт оматическивключаются все передачи ( о бычно их четыре , на старых моде ­ лях — т ри ) . О днакоблагодаряособому механизму — гидротрансформатору — автомобиль трогается на второй передаче*; п ервуюпринеобходимости включает только «кик-даун». В положенииDобеспе ­ чивается оптимальныйрежимработыдви ­ гателя идвижениямашинывнормаль ­ ных условиях (в городе или по ровной , б ез подъемов дороге). Вопреки бытующему заблуждениюможно тормозить двигателем, и достаточно эффективно. S — диапазон пониженных передач. При такомположении рычага высшей пе ­ редачей становится третья ; четвертая включиться не может . Первая передача включается толькопосредством «кик-дауна». Р екомендуетсяпереводить рычаг в это положение на дорогеснебольшими подъемами и некрутыми спусками. Поскольку диапазон пониженный, т орможе ­ ние двигателем более эффективно, чем в D. Кстати, у машин последних лет выпуска это положениеотмечено не буквой , а цифрой3 (рис. 2, а). L — второй диапазон пониженных передач, в которомвключаютсятолькопер ­ вая (на ней машина трогается) и вторая передачи . Его используют для ездывтяжелых условиях, н апримервгорах . Еще более эффективноеторможение двигател ем , ч емв S. Если передвинуть рычаг вположение S, а затемобратнов L, то при наборе скорости вторая передача вклю ­ чится раньше . З аметим , что рычаг можно перевести из положенияDв3идажев2 ( с оот ­ ветственно S или L) на ходу , н апример , при обгоне . Но поскольку тут жевключит ­ ся понижающая передача, есть опасность « п ерекрутить » двигатель. Ч тобы этого не произошло , по меткам на шкале контро ­ л ируйтепредельнуюскорость на данной передаче или следите за оборотами двигателя по тахометру , если он есть. Остановка. Если она кратковременная ( н апример , у светофора ) , д остаточно отпустить педаль акселератора и затормозить автомобиль «ножным» т ормозом . Рычаг селектораприэтом оставьте впо ­ л ожении для движения ( D , S или L). Но обязательно удерживайте машину на ме ­ сте, нажав на педаль тормоза , — иначе авт омобильможет тронуться, о собенно если оборотыхолостого хода повышенные (нап ример , в холодноевремягода ) . Такова особенность автоматической трансмиссии: д аже на холостом ходу не исключается полностью передача крутящего момента кведущимколесам . Ни вкоем случае не нажимайте на акселератор, если включена передача и автомобиль заторможен : м а ­ шина способнатронуться , и не всегда удержит даже стояночный тормоз . Помнить об этом особенноважно , к огда рычаг вположении D, п оскольку при рабо ­ те на холостомходуможет , о собенноуно ­ вичка, с ложиться впечатление, что переда ­ ча не включена вовсе. При более продолжительной остановке с включенным двигателем переведите рычаг на позицию N. Остановившись на подъеме , у держи ­ вайте машину « н ожным » т ормозом , не нажимайте для этого на педаль газа. Это позволит избежатьперегревакоробки .* «Мерседесы» последних выпусков — на первой передаче. 48 ЗА РУЛЕМ 3/93 Рис. 3. В одно из окошек картера гидротрансформатора вставлен торцовый ключ для сливной пробки.Рис. S. Масло заливают через трубку для щупа (в нее вставлена воронка).т ающем на холостых оборотах двигателе. В этом случае масло должно достигать верхней метки на щупе . Кстати, м ежду верхней инижнейметками помещается около 300 см3 масла. М алоопытные водители порой не соблюдают предписания, что ведет кпереполнениюкоробки . Из-за этого она может работать нечетко , а из ­ л ишкивконцеконцов выбьет через про ­ к ладкии сальники. Так что замасленная коробкаи пятно подмашиной не всегда повод для серьезного беспокойства. Куда опаснее езда при недостатке масла: она, как правило, заканчивается выходом агрегата из строя . В автоматических коробках передач можно использовать только специальное масло марки ATF (Automatic Transmission Fluid ) " . Попытки залить что-то другое заканчиваются одинаково — п оломкой . Масло ATF легко отличить от других по внеш ­ н ему виду: о нокрасноватого цвета, почти без запаха. Если, вынув щуп , вы обнаружи ­ ли, что масло вкоробке передач от ­ дает запахом ТАД-17 или какого - т одруго ­ го или стало желтоватого оттенка, н е ­ м едленно слейте егоизаменитесвежим , к аки фильтр. Щ уппротирайтетолько чистой тряп ­ к ой , не оставляющейволокон или ворси ­ нок. Масло заменяют обычно через 60 000 кмодновременносфильтром . Если машину эксплуатируют в тяжелых условиях ( н апример , в большомгороде или сприцепом ) , р екомендуется делать это чаще — ч ерезкаждые 30 000 км без замены фильтра икаждые 60 000 — вместе сфильтром . Д ля слива масла отворачивают пробку или трубкущупа . М аслонеобходимо слить и из гидротрансформаторас насосом (у него тоже есть сливная пробка ) . Чтобы обнаружитьпоследнюю , надо провернуть коленчатый вал специальнымключом (у «мерседесов» — к лючс « т рещоткой » с головкой «на 27»), пока пробка не пока ­ жется снизу втомположении , в котором ее легкоотвернуть (рис. 3). Ни вкоем случае не запускайте двигатель и не буксируйте машину, если масло слито! Затем снимитенижнююкрышкукороб ­ ки иотверните фильтр (рис. 4). П ри ­ вернув новый, з аменитерезиновуюпро ­ к ладкуподкрышкойи установите по ­ с леднюю на место. Залейте 4—4,5 л масла ATF через трубку , из которой вынули щуп (рис. 5). Теперь пустите двигатель. На холостых оборотах быстро переведи ­ те рычаг селектора «вниз» и «вверх» через все положения , после чегозаглуши ­ те моторидолейте масло, чтобы его уровень был поднижнейотметкой на щу ­ пе, как ужесказано . После пробнойпоездки еще раз проверьтеуровень , п о ­ ставив машину на горизонтальную площ адку . При необходимости добавьте масла ( р екомендациисм . выше). В процессе эксплуатации автоматическая коробкапередач не нуждается врегулировках . Точное выполнение описанных приемовухода гарантирует ее безот ­ к азную работу в течение долгоговреме ­ ни (при правильномуходе агрегаты выд ерживают 250 000 кмпробегаи более). Закончу несколько запоздалым (зима на европейскойтерриториикончи ­ лась) с оветом : для безопаснойездызимой на машинес «автоматикой» используйте шипованные шины .Рис. 4. Масляный фильтр автоматической коробки (на переднем плане, плоский) крепится тремя винтами.Маневрируя в ограниченном пространстве, н апримерпри въезде в гараж, р егулируйтескорость , слегка отпуская педаль тормоза , ни вкоем случае не «газуйте». Здесь уместно добавить, что вма ­ шине с «автоматикой» педалью тормоза и газа управляют только правой ногой. Примечание. На автоматических короб ­ ках более старых моделей (трехступенчатых) в положении2могут включаться первая и вторая передачи , в положении1 — т олькопервая . П ричем рычаг мож ­ но перевести спозицииDв2ис позиции 2 — в 1 также при разгоне. Однако, п омня , что вмомент перевода включит ­ ся понижающая передача, следите, чтобы обороты двигателя не превысили допусти ­ м ые . Н апример , на «мерседесах» с трехступенчатой автоматическойкоробкой на первойпередаче не следует развивать более 65 км / ч , на второй — 115 км / ч —с корости 30 км / ч для холодной трансмиссии и 50 км / ч для прогретой , двигайтесь втакомтемпе не менее двух ми ­ нут, чтобы создать в трансмиссии необхо ­ д имое давление масла. Затем переведите рычаг вположениеLи после того , как двигатель начнет вращаться, н ажмите на педаль газа, а как только мотор заработает, верните рычаг на «нейтраль». Если черезнесколько сек унд двигатель не заработал, не упорст ­ вуйте — переведите рычаг обратно на N, иначе можете вывести коробку из строя. При повторнойпопытке надо снова про ­ тащить машинукакое - т овремя на «нейтрали», з атем повторить описанные дей ­ ствия. Так жепускают машину, скатываясь под гору . П омните , что, пока дви ­ гатель не заработал, не действуют усилители руля итормозов , поэтому для управления потребуются повышенные усилия.ред.Еще один случай, к оторый требует знания определенных правил, чтобы не вывести из строяавтоматическуюкоробку , — буксировка. Неисправный автомобиль можнобуксировать , т олько установив ры ­ чаг селектора вположениеN со ско ­ р остью не более 50 км / ч на расстояние не свыше 120 км . Если потребует ­ ся перевезтимашину на большее расстояние, п ридетсядемонтировать карданный вал или вывесить задние колеса (а еще лучше — п еревозить на платформегру ­ зовика). З имой двигатель машиныс «подсевшим» а ккумуляторомнередко пытаются пустить «с хода», воспользовавшись бук ­ с иром . Бытует мнение , что при автоматической трансмиссии это сделать невоз ­ м ожно — о ноошибочно . Установите ры ­ чаг впозицию N, в ключитезажигание . В холоднуюпогодуодинразнажмите на педаль газа, чтобы обогатить смесь, и начинайте движение на буксире . Д остигнув Техническое обслуживание Дляавтоматическойкоробкионо сводится кпроверкеуровня масла, замене масла и фильтра. П оддерживатьтребуе ­ м ыйуровень масла весьма важно для правильной ибезотказнойработы агрегата. Щ уп для егоконтролярасположенобыч ­ но в задней части двигателя, слева или справа неподалеку от моторного щита. В этой операции есть свои тонкости . Д еловтом , что уровень сильно меняет ­ ся в зависимости от температуры масла (степени прогрева трансмиссии). Н ормаль ­ но, если внепрогретойкоробке ( п ритемпературе 20...30 °С) масло находится примерно на 12 ммниженижнейметки на щупе . Чтобы точноопределить уровень, необходимо прогреть трансмиссию, проехав по городу20 — 3 0минут . Л учшепрове ­ рять его , вернувшись из очереднойпоезд ­ к и , к огдатемпература масла вкоробкедо ­ стигает 80 °С, обязательно — при рабо ­** Оно отлично служит ив механических коробках, в частности, иномарок.ЗА РУЛЕМ 3/93 49I