20
21
Сегодня интерес автолюбителя к иностранным моделям переходит от чисто познавательного: «А что у них!» или «А как это сделано!» — к более практическому: «Что это дает и сколько стоит!» К сожалению, большинству из нас новый автомобиль не по карману. Но уметь ориентироваться в широчайшей гамме моделей, предлагаемых фирмами всего мира, зсе же нужно. На улицах крупныхгородов России, У краины , д ругих стран иномаркиуже не редкость, а вМосквеможно встретить даже весьма престижныеи чрезвычайно дорогиемодели на самый разный вкус — от «Порше» д о «Роллс-Ройса». О днакоразговор пойдет не о них, а об автомобилях, по нашим понятиям, с реднего класса: ведь если раньше у нас символ ом благосостояния была «Волга», то теперь — ее «одноклассники» из Германии. Эта страна является признанным лид еромв производстве машин среднего класса. Там их покупаютлюдисуровнем доходов, несколько превышающим среднестатистический. Западный потребитель хорошоориен ­ тируется в моделях автомобилей, их эксплуатационных качествах и ценах. В этом емупомогают многочисленные журналы , в каждомномере сравнение нескольких моделей одного класса, н апример БМВ и «Мерседеса». У нас дело обстоит иначе. Д остаточно поговорить с владельцами престижных иномарок , чтобы понять прин ­ цип, к оторым они руководствовались при выборемодели : не хуже , чем у соседа. Так же действуют в этих случаях ипред ­ приятия. Часто решение бывает не лучш им : за те же деньги можнобыло бы приобрести более комфортабельную машину. Сегодня мырасскажемо четырех мо ­ делях разных фирм: «Ауди-100-2,8Е», BMB-525i, «Мерседес-260Е», « О пель - О ме ra-2,6iCD». В озможно , сведения, п очерп ­ нутые в этой статье, к ому - т о принесут пользу. По немецкой классификации они принадлежат к «верхнему» с реднему классу и выбраны по двум причинам : вопервых, эти машины пользуются у нас спросом , во-вторых, их можно (отталкиваясь от рабочего объема двигателя) сравнить с «Волгой», чтобы представить, нас колько ушли вперед зарубежныефир ­ мы икакиедолжны быть показатели у автомобиля такого класса. Попутно отм етим , что к «просто» с реднему классу в Германии относят машины несколько меньшие по габаритам («Ауди-80», БМВ 3-й серии, «Мерседес-190»), М ашины , о которых мы расскажем , оснащены не самыми мощными двигателями, но и не самыми «слабосильными», если так можно назвать немецкиеСРЕДНИЙ КЛАСС«Ауди-100».EMB-525i. м оторы . (В Германии на автомобили сред ­ него класса устанавливают и очень мощ ­ ные двигатели — более 250 л. с , но таких выпускают немногои стоят они до ­ рого.) «Мерседес», БМВ, «Опель» — «классики» (то есть моторспереди , ведущие ко ­ леса — задние) с рядными шестицилиндр овыми двигателями, лишь «Ауди» — «авангардист» ( о нпереднеприводный ) , с V - о бразной «шестеркой», р асположеннойпродольно . В сущности, покупателя не должно (и не будет ) волновать, по как ой схеме выполнен двигатель — р яд ­ ной или V - о бразной . На его параметрах, плавности работы, шумности это никак не скажется. О бъемже обслуживания одинаково невелик благодаря гидравлич еским толкателям клапанов, длительным интервалам междузаменами масла и т. п. Выбор V - о бразной схемы продиктован переднеприводной компоновкой «Ауди», при которой компактность двигателя име ­ ла первостепенное значение. Что касается преимуществ той или иной компоновки , м ноголетними усилиями инж енеров они снивелированы, поэтому уловить особенности управления каждоймашиной по силам только очень квалиф ицированному водителю. А ездокусред ­ ней руки ни одна из них проблем не доставит. Разумеется, все машины оснащены впрыском топлива сэлектронным управл ением , а нтиблокировочной системой тор ­ м озов , и меютнезависимую подвеску всех колес. ( З аднюю подвеску «Ауди» иногда называют полунезависимой , п оскольку ее рычаги соединены упругойпоперечнойбалкой , как у ВАЗ-2108, А ЗЛК - 2 141 , а значит, п еремещения колес взаимосвязаны.) Есть у них м.ногое другое , о чем речь пойдет ниже . Рабочий объем двигателей у сравниваемых автомобилей 2,4—2,8 л (табл. 1). Наименьший по объему из немецких — БМВ, в то жевремя самый мощный (в значительной степени благодаря много -Таблица Основные технические характеристики (данные 1992 года)1МодельТип, число цилиндров/ клапанов* V6/12 R6/24 R6/12 R6/12 R4/8Рабочий объем, см-* 2771 2494 2597 2594 2445перешла наДвигатель Максимальная мощность, л. с. (кВт) /об/мин 174(128)/5500 192(141)/5900 161(118)/5800 150(110)/5600 100(74)/4500двигатели сРасход топлива, л/100 км Объем средМаксимальный при скорости в городнее знабензоском крутящий момент, 90 км/ч 120 км/ч чение** бака, л цикле Н-м/об/мин 250/3000 245/4700 220/4600 220/3600 182/2400клапанами на"Ауди-100-2,8Е" БМВ-5251 "Мерседес-Бенц-260Е" "Опель-Омега-2,6СО" "Волга" ГАЗ-310297,0 7,1 8,0 7,7 9,4цилиндр.8,6 8,5 10,1 9,4 12,912,5 13,5 14,5 14,1 15,09,4 9,7 10,9 10,4 12,480 80 70 75 55Е 1993 гэду Фирма "Мерседес-Бенц" * R — рядный, V — V-образный. ** По трем циклам испытаний (Mix). 20 ЗА РУЛЕМ 4/95четырьмя клапанной головке ) . «Опель» уступает од ­ н оклассникамвмощности . Сравнение будет нагляднее, если привести показатели двигателя ЗМЗ - 4 02 для «Волги» ГАЗ-31029. Как видим , автомобиль мощностью 150 и более « л ошадок » м ожет расходовать топливо вразумных пределах, а вместимость топливногобака позволяет преодо ­ леть на одной заправке не менее 600 км , а то и все 800. Расход топлива — особ енноважный показатель. Н емецкие машины отличает приспособленность к длит ельномудвижению на высоких скоростях, при которыхрасход топлива у автомобилей другихмарок относительно велик. О собо преуспели конструкторы БМВ, чьи машины на скорости 160—180 км / ч эко ­ н омичнеедругих на 10 — 1 5 % . Правда, для нас этот показатель большойроли не играет. Т опливом для всех автомобилей служит неэтилированный бензинсоктановым числ ом 95, но фирма «Ауди» допускает возм ожность эксплуатации и на бензинесок ­ тановым числом 91 . Вероятно, и остальные автомобили могут потреблять сравнительно низкооктановоетопливо : систе-м ы впрыска и управления зажиганиемудорогих машин обычно это позволяют , хотя в инструкции об этом не всегда го ­ ворится ( п оскольку нет необходимости ) . Все немецкиемашинысреднего класса оснащены регулируемыми нейтрализатор ами выхлопных газов ( з арубежное название — катализаторы с ^ - р егулированием ) . Датчик в выпускной системе подает сигналы компьютеру , у правляющему двигателем. При использовании этилированного бензина датчик и сам нейтрализатор выходят из строя, что может проявиться в увеличении расхода топлива итоксич ­ ности выхлопа, перебоях, д ымлении . П ро ­ стое отключение датчика обычно не дает положительного результата: н еобходимо вмешательство вэлектронную систему двигателя. Что касается динамических качеств (табл. 2), здесь есть чем восхититься.. Сам ый «тихоходный» — «Опель» — р азви ­ вает 218 км / ч и набирает скорость 100 км / ч за 9,6 с, почти не уступая « М ер ­ седесу», к оторый на 11 л. с. м ощнее . (Сравниваемые автомобили оснащены ме ­ ханическими коробками передач; для ав-«Опель-Омега».томатических коробок эти характеристики другие.) К роме привычных показателей скоро ­ сти, д инамикиразгонаиторможения , есть специфический — р азгон без переклю ­ чения на 4-й и 5-й передачах, к оторый характеризует возможности двигателя приспосабливаться кизменениюнагруз ­ ки иподбор передаточных чисел. М ы вид им , что более мощный БМВ проигрывает своим соперникам , хотя обладает явным преимуществом при разгонес места до 100 км / ч . У поминание ГАЗ-31029 сего 147 км / ч и 19 с для разгонас места до 100 км / ч было бы неуместным . Очень важное качество автомобиля — к омфорт при движении . В том , что пасс ажиров этих машин на ухабах сильно не подбрасывает, м ожете не сомневаться: плавный ход — свойство всех достаточно больших легковых автомобилей (это связано с разницей в значениях так называемых подрессоренныхинеподрессорен ных масс). Теперь об акустическомкомфорте . Л юбой из перечисленных автомобилей значительно тише самоготихого из отечественных. Но есть лидеры по бесшум ­ ности — «Ауди» и «Мерседес». «Опель» и БМВ немного отстают: всего на 1—2 Дб на скоростях до 100 км / ч . О днаков диапаз онескоростей 100—140 км / ч и БМВ тише на 1—2 Дб . Д алеко не каждыйсможет уловить такую разницу. О дин из самых ти ­ хих отечественных автомобилей (во всяк ом случае, по заводским данным) — ВАЗ-2108. В нем на скорости 100 км / ч уровень шума такой же , как в описанных выше, на 180. М ожно сделать вывод: пересев из « Ж и ­ гулей» или «Волги» в любой из перечисленных немецких автомобилей, вы почувствуете разницу. О днакомежду БМВ, «Мерседесом», «Ауди» или « О пелем » больших различий ни вуровне шума, ни вдинамике разгона, ни в расходе топлива нет. Что касается максимальнойскоро ­ сти, то у нас просто нет дорог , на ко ­ торых можно без риска делать 150 км / ч , не говоряужео 200. Увеличение мощностизаметноудоро ­ жает автомобиль (табл. 3). Во-первых, это связано сусложнениемконструкциидви ­ гателя. Во-вторых, с более дорогими оснащ ениемиотделкой . В-третьих, более мощная машина престижнее , а за это тоже надо платить. Но дороже — не обяза ­ тельно лучше, поэтому ни один автомобиль нельзя сравнивать сдругимбез учета цены, к оторая наряду смощностью двигателя, с коростью , р асходом топлива является важнейшейхарактеристикой . Читайте обэтомвследующемномере журнала. А. Ф ОМИН«Мерседес-Бенц-260Е».Таблица Характеристики разгона и торможения Модель Максимальная скорость, км/ч 225 237 220 Время разгона с места, с до 100 км/ч до 160 км/ч Время прохождения 1 км с места, с 30,6 29,4 30,7 31,8 Время разгона, с Тормозной путь со скорости 100 км / ч , м 41,5 41,1 42,4 46,02Таблица Цены автомобилей "Мерседес-Бенц" с различными двигателями3от 60 до100 км / ч на 4-й передаче 9,6 11,4 11,1 11,7от 80 до 120 км / ч на 5-й передаче 12,5 17,1 16,3"Ауди-Ю0-2,8Е" БМВ-5251 "МерседесБенц-260Е" "Опель-Омега2,6iCD"9,3 8,5 9,623,7 22,0 25,5 26,1Модель 200Е 230Е 260Е 300Е 500Е Мощность двигателя, 118 132 160 180 326 л.с. Базовая цена. 46911 48849 56715 61845 138396 нем. маркиП римечание . Рабочий обьем двигателя в смЗ можно определить, приписав 0к индексу модели, например: "260" — рабочий обьем 2600 см**,2189,615,46 За рулем № 4ЗА РУЛЕМ 4/9321