24
25
ВИЗ 2108В: ПЕРВЫЕ ДВАДЦАТЬ ТЫСЯЧНаше знакомствос новой машиной состоялось чуть больше года назад (ЗР, 1992, № 1), а о ее технических особенностях журнал рассказал еще двум ягодами раньше (1990, № 1). П реждечем поделиться здесь опытом эксплуатации «девяносто девятой», два слова по поводу ее появления на свет. М одернизацию внешности автомобиля (в данном случае ВАЗ-2109) впору сравнить с пластической операцией — и посложности , и по влиянию на дальнейшую судьбу «пациента». О ВАЗ-21099 судят по - р азному , но нес омненно , что ее популярность в сравнении с исходной моделью возросла. Стало быть, о перация удалась. Седан с «начинкой» хэтчбека сразу занял пер ­ вое ' м естов табели о рангах отечественных автомобилей. Соответственно и цена — «первая», самая высокая. Естественно, что все происходившеесмашиноймы соотносили с ее ценой ипрестижностью , отчего неисправности, на которыемоглибы не обращать внимания, сами как бы вырастали в цене. Итак, р едакционный ВАЗ-21099 разме ­ нял третий десяток тысяч, успев захватить ижаркое лето, и дождливую осень, и немногозимы . Расскажем, как вел себя автомобиль в этих условиях, как работали «старые-новые» у злыи агрегаты. Полуторалитровый двигатель показал себя ссамой лучшей стороны . Характеристику крутящего момента, которая определяет динамические качества машины, приспосабливаемость мотора («тяговитость») в сочетании сграмотно подобранными передаточными числами трансмиссии следует признать удачной и более выгодной , чем у 1300-кубового мотора . В озможно , двигатель объемом 1,8 или 2 литра придал бы резвости , но, на наш взгляд, п олтора литра — золотая середина для автомобилей такого класса. Это хорошо видно и на аналогах из Японии, м елькающих на российских дорогах. К хорошимхарактеристикам добавить бы качественные материалы и тщательн уюсборку . О говоримся , сравнивать дви ­ гатель ВАЗ-21083 спродукциейМеМЗа , УЗАМа или ЗМЗ не будем : «вазовские» м оторы по многимпараметрам на порядок лучше. Тем обиднее видеть, к примеру, непременные подтеки моторн ого масла из - п одкрышки клапанного механизма , из-под бензонасоса и датчикараспределителя зажигания. Уплотнение этих мест герметиком , к онечно , п омо ­ гает. Всем владельцам «восьмерок», «девяток», «девяносто девятых» с оветуемДля крупных грузов прицеп незаменим, но будьте осторожны: на скользкой дороге резкие маневры непозволительны. При сложенном заднем сиденье объем багажного отсека внушителен. Жаль, что спинка не складывается по частям.обратить внимание и на состояние шланга системы охлаждения , который проходит под распределителем зажигания. М асло , к оторое на негопостоянно капает, с пособноразрушить материал. Д альше — утечка охлаждающейжидко ­ сти, и если ее окажется мало, м ожноперегреть двигатель. Хорош карбюратор ДААЗ-21083 ( у рожденный «Солекс») — качественно готовит топливную смесь на всех режи ­ мах, от холостого хода до полной наг рузки , обеспечивает высокуюэкономич ­ ность, н изкую токсичность и т. п. Но все это недолго . То начнут «Илавать» холостые обороты , то вовсе пропадут , то режимразгона «автоматически» с ме ­ нится противоположным — з амедлением . Как показал опыт, к онструкторыкарбю ­ р атора неповинны вего нестабильной работе . П росто это «не наш» п рибор . Вернее, не для нашего бензина . Неприятности сокрытывтомсурро ­ гате, к оторыймыльемв бак, наивно полагая, что за такую - т о цену нам дадутб ензин что надо. А поняв, что «опять» ошиблись, с нимаемкрышкукарбюратора , удаляем грязь и воду — в ажнейшие « ф ракции » отечественного бензина (не считая солярки ) , п роникшиевпоплавко ­ вую камеру , н есмотря на топливные фильтры . Н есколько замечаний к данной ситуации. К огда исчезает «холостой ход » , следует продуть все каналы этой системы, вывернуть электромагнитный клапан ЭПХХ ипроверить состояние топ ­ л ивногожиклера : в нем или в канале может оказаться соринка. Продувать каналы холостого хода корпуса карб юратора следует приввернутоми полн остьювывернутом винте качества, п о ­ с кольку вынуть его без специальных щипцов невозможно. Не поленитесь проверить уровень топлива. Чтобы облегчить эту операцию , на стенке поплавко ­ вой камерымы нанесли риску , соответс твующуюуровню топлива, на расстоянии 26 мм от плоскости разъема корпу ­ са. После сборкипосмотрите , н асколько полно закрываются и открываются воздушная и дроссельная заслонки, и не-24ЗА РУЛЕМ 4/93 ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИЯп ременносмажьте все поворотныеузлыпривода этих заслонок , о собенно ось дроссельной заслонки вторичной кам еры . И ногда она заедает — и автом обильлибобезудержно несется, либо начинает дико реветь на холостом ходу, что случилось иу нас. За 20 тысяч километров всего одна неисправность была всистемеохлажде ­ ния. В очередной городской пробке стрелка указателя температуры резко ушла вкраснуюзону — не включился электровентилятор. Причину обнаружили быстро — не сработал датчик тем ­ п ературывбачке радиатора. Менять его хлопотнр, нужно сливать ТОСОЛ . Как временный выход использовали применяемыйнекоторыми слесарями спо ­ с об : н есколько несильных ударов по нем у — и датчик заработал. С пособ , п о ­ нятно, грубоват, но датчик-то все равно менять. О бщее состояние двигателя мыоце ­ нили однимпараметром — к омпрессиейв цилиндрах в начале эксплуатации и после 20 000 км пробега. Она чуть возрослаи оказалась практическиодина ­ к овойировной по всем цилиндрам — о коло 13 кгс / с м . Это вселяет надеж ­ д у , что моторпробежит не одну сотн ю тысяч километровприправильномобслуживаниии эксплуатации. О собыхнареканий по узлам трансиз строя (правый или левый), н евоз ­ м ожно . Это может случиться ичерез 10 000, и через 80 000 км — во многом зависит от того , .достаточно ли там смазки . О пытные автомобилисты разби ­ р ают новый подшипник , а ккуратно вынимая защитные манжеты , закладывают смазку («Литол-24»), с обираютитолько после этого ставят в ступицу. С учетом дефицитности идороговизны — м ера , на которую стоит решиться. О механизмах управления хотелось бы сказать, что сними не было особых хлопот : к ак - н икак они впрямую влияю т на безопасность. Увы, все шло не так гладко . Пришлось сменить вакуум ­ ный усилитель тормозов — отказал один из клапанов. Но эта работа заняла совсем немноговремени . И хотя кон ­ с трукциякрепления узла достаточно удоб ­ на, надеемся не возвращаться кнему впредь. Реечный рулевой механизм имеет целый рядпреимуществпереддругимиконструкциями . Но вместо похвалы емувынужденыговоритьодосадной детали. О порная втулка на выходе рейки из кар ­ тера, как правило, поднашивается ужечерез 15 тысяч километров , о чем вы узнаете по неприятнымстукам . Такой звук , едва уловимый , появился и на наш емавтомобиле . У спокаиваем себя лишь тем , что снимможнопроездить тысяч Кузов. В «девяносто девятой» значительно тише, ч емв хэтчбеке: задняя дверь всегда была сильным резонато ­ р ом . Тем резче теперь выделяется дре ­ б езжание панели приборов , о бивкидве ­ р ей , п отолка , з амкови т. п. Обратили внимание на такой неприятный момент — т ам , г декрепятсяккузовупередние сиденья, п од ковер попадает вода, и удалить ее оттуда трудно , как иперекрыть ей доступ . Вер оятно на новомавтомобиле следует самому дополнительно обработать это место защитным покрытием. Вода вообще способна преподнестисюрпризы . О днажды после сильной оттепели ударилморозиопускные стекла намертво прихватило широкиминижнимиуплотнителями . Несведущий вавтомо ­ б ильном деле пассажир решил приот ­ крыть правое окно , п риложилкручке немалое усилие, и... она поддалась. М еханизм сработал, а вот стекло так и не опустилось : оно выскочило из держателя . П ришлось снять панель обивкиизакрепитьстекло при помощисыройрезины , с мо ­ ченной в бензине, заменив старую. Наученные опытом, в морозные утра мы отделяли стекло от уплотнителя металлической линейкой. Вот, слава Богу, и все, что случилось с «девяносто девятой» за 20 тысяч ки ­ лометров. Для рядовой машины малого класса не слишкоммного , для недости ­ ж имо - п рестижной — п овод задать сакра ­ ментальный вопрос: «Такие деньги — за что?» Н есколькосоображенийо ее эксплуатационных возможностях . Х орошобъеми ­ стый багажник , о собеннотем , что есть возможностьего увеличить, откинув спин ­ к узаднего сиденья. Вот толькополо ­ ж ить туда груз , с оответствующий его размерам , не всегда удается. П роем баг ажника настолько мал ( 1 260X420мм ) , что внегоможнопросунутьразвехо ­ зяйственную сумку. К примеру, телевизор не удалось погрузить ни вбагажник , ни взаднююдверь . Хоть ВАЗ-21099 идорогой автомобиль, по нашиммеркампрестижный , но всо ­ ветской семье, как правило, единственный. А значит, и на нем придется возить картошку, ящики с товаром. Лучше всего дляэтого использовать прицеп . М ы раньше знали, что на передне ­ приводной машине с прицепом нужно двигаться аккуратно . Наш тест на «девяносто девятой» п одтвердил это — на скольз ­ к ойдороге она нередко становилась неуправляемой : с лишкомвелико расстояние междуведущейосьюмашиныи осью прицепа. Тем, к ого интересует «аппетит» новой машины , п одскажем , что егооценке был посвященредакционный тест (ЗР, 1992, № 12). Н апомним из него главные циф ­ р ы . На шоссе при скорости 60 км / ч на IV передаче расход топлива составил 4,7 л/100 км , при 80 км / ч ( I Vпере ­ д ача ) — 6,1 л/100 км , п ри 120 (V передача) — 8,6 л/100 км . В городемашина расходовала 8,0 л/100 км при среднейскорости 23,7 км / ч . К ак видите, старое правило «тише едешь — дальше будешь » при нынешних ценах на бензин звучит особенно актуально. В. СУББОТИНПроблема не в том, что багажник мал, а в том, как его загрузить. Под крышкой найдется место для самых неожиданных предметов. миссии не было , да и рановато — мал пробег. Только отрегулировали свободный ход педали сцепления и «настроили» рычаг переключенияпередач ( п ово ­ р отом тяги приводаотносительношто ­ ка выборапередачподавтомобилем ) так, ч тобы он не задевал сиденье при включениизаднего хода и не приходи ­ лось быдалеко тянуться, включая пятую . П одвеска « М ак - Ф ерсон » на русский лад особого комфорта не создает: ж есткиетолчкии вибрация от любыхнеровностей , к оторымиизобилуют наши дороги . З аметим , что этого недостатка лишен АЗЛК - 2 141 — п о плавности хода один из лучших. Н о там другая беда — частые дефекты , с опровождаемыестукомстоек . Зато у «Таврии» с тойкиработа ­ ю т так, б удто их вообще нет — едешь, словно на карте . Но это к слову. Б лижек двадцатой тысяче вповоро ­ те стал слегка гудетьподшипник левой переднейступицы : значит, через три-чет ыре тысячи его придется менять. О п ­ ределить заранее, когда он выйдетпятьдесят, п оскольку за это времялюфтрулевого колеса увеличится ненамного . Кстати, на «Таврии», А ЗЛК - 2 141 , г де установлен реечныймеханизм , стук точно такой же . В электрооборудовании не случилось ни одногоотказа , если не считать временного выхода из строя датчика включения вентилятора, о чеммыуже говорили.7 За рулем № 4ЗА РУЛЕМ 4/9325