42
43
НЕ ПРОЛИВ НИ КАПЛИСовременные автомобили рассчитаны аны на обслуживание в автосервисе, поэтому "*У в домашних условиях некоторые операции Ции удаются с трудом. Кажется, простое деДв" ло — залить масло в коробку передач, аа ч» сколько мороки, сколько дорогого ТАД-17 1"17 проливается на землю! Какими пририспособлениями воспользоваться, чтобы 'бы облегчить операцию, рассказывает ает Д. ПОСТНИКОВ. Проблема втом , что отверстия для ;ля заправки трансмиссионным маслом на современных машинах расположены не сверху, как раньше, а сбоку. Добраться до до них можно только снизу, воспользоваться =>ся обычной воронкой не удается. К томуже же трансмиссионное масло все дорожает , а в некоторых регионах оно дефицитно, попоэтому проливать его на землю не резон . он. Автолюбители не лыком шиты. На происки конструкторов (а также чиновниников из министерств и ведомств — и мен ­ знно они утверждали технические задания (ия на не приспособленные к нашим условиям ям машины) владельцы ответили хитростью. >ю. О дно из первых предложений : испольльзовать насос, предназначенный для накачачки шин, тем более что многие обзавелись <сь ножным насосом иручной из комплекта <та инструмента остался без дела. В прочем , 5м, подойдет и велосипедный — лишь бы был ыл чистым, чтобы вкоробку передач не попадали песок истружка . Насос разби ­ 5ирают, заливают масло в цилиндр, п о то м ом вставляют поршень, к оторыми выдавлипивают масло. Кстати, если снова решите 1те воспользоваться насосом, чтобы подкачать зть шину, как следует промойте его — масло :ло разъедает резину. Продаются специальные шприцы для 1ля заправки — они действуют по томуже же принципу. Недостаток способа: масло :ло почти сразу после заливки начинает вы1Ытекать через шланг насоса или труб ку жу шприца. Приходится затыкать их пробкой , ой, а потом вынимать ее, лежа под машиной . эй.Э того недостатка лишены шприцыс клапаном, к оторый пропускает масло, только если вы давите на поршень. М ожно воспользоваться мягкой пластмассовой бутылкой ( н апример , из-под моющего средства), если у нее узкая пробка . В пробке проделывают отверстие и вставляют ее в заливную горловину. Масло выдавливают, с жимая бутылку. Если не входит в горловину, в пробкуможно вставить пластмассовую трубкуподходящего диаметра, а любители токарных ра бот наверняка предпочтут выточить новуюпробку на станке. Этот способ заливки масла, п ожалуй , о дин из самых удобных и простых. Чтобы масло поступало «самотеком», н ужно сделать специальную воронку (рис. 1). Во время заправки ее приходится поддерживать одной рукой, а другой держать канистру, что не очень удобноде лать, лежа подмашиной . Но некоторым способ нравится: если приходится перио дически добавлять небольшие порции , то не требуется каждый раз доставать насос, разбирать его , да и места воронкаменьше занимает. Еще одинспособ : на сей раз потре буется обыкновенная воронка . На нее надевают шланг 2 (рис. 2) и закрепляютпроволокой . Из той жепроволоки делают крючок3изакрепляют его на другом конце шланга. В оронкуможно прикрепить кавтомобилю , а свободныйконец шланга надо вставить в отверстие заднего моста и зацепить его за край крючком . Если вы собрались залить масло вкоробку передач, в оронкуудобнее разместить вмоторном отсеке. Чтобы не перелить, о тмерьтенеобходимыйобъем заранее. Способ хорош , к огда нет удобнойямы или эстакады. Для_ того , чтобы вставить и вынуть шланг, придется залезть под машину, зато все манипуляции с канистрой проводятся наверху и вероятность пролить драгоценное масло гораздо меньше. М ожно разогреть масло, тогда оно быстрее пойдет по шлангам итрубкам . Д ля этого канистру ставят либо на раз огретый двигатель, либо вгорячую воду. Ни вкоем случае не разогревайте на открытом пламени: масло легко воспламеняется. Если завернуть канистру в телог рейку , то она долго не остынет. О пти мальная температура — градусов сорок : имасло становится жидким , и руки не об ­ жигаются. На автомобильных заводах коробку передач заправляют из маслораздаточной колонки , почти так же , как бак — б ен ­ з ином . Те, кто часто чинит машину, д е ­ лают подобное устройство сами из проч ­ н ого металлического баллона 1 (рис. 3). Важно, чтобы он был чистым инекоррели ­ р ованным изнутри. В баллон вставляют золотник от шиннойкамеры 2. Насосом закачивают воздух, и масло 3 начинает поступать по шлангу 4. На его конце устанавливают кран 5 или пережимают шланг струбциной . П одойдет обычный ко ­ нический кран , в обиходе называемый «банным». Сейчас такие устанавливают в газовой аппаратуре. Наконечник 6 для удобства пользования лучше слегка изогнуть. Описанное устройство, на наш взгляд, самое удобное - и з перечисленных. Кстати, п одобные выпускает для автолюбителей промышленность. В заключение два совета начинающ им . Заменять масло вкоробках передач и мостах рекомендуем сразу после поезд ­ ки, пока оно горячееипродукты износа не осели на дно картера. Когда отворачиваете сливную пробку , будьте внимательны: едва она_выйдет из резьбового отверстия, польется горячее масло. О бжегшись или просто от неожи ­ данности пробку часто роняютв подставленное ведро, а потомдолго выуживают ее. Чтобы этого не произошло , д ержитепробку не голой рукой , а через тряпку , с ложенную несколько раз. Если знаете бо ­ лее «красивый» способ уберечь пробкуируку , напишите нам в Клуб автолюбителей!ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА О «ЗАПОРОЖЦЕ»М ногим из тех, кто ездит на нем давно, знакомы не только эти' вопросы, но и ответы. Но наверняка найдутся владельцы, чьим машинам впервые понадобился достаточно сложный ремонт. И ми адресована эта подборка, составленная инженером В. ЧЕПА НОВЫМ. Как закрепить фланец приемной трубы глушителя, если сорвана шпилька в выпускном патрубке! Чтобы не повредить шпильку при отвертывании гаек крепления приемных труб , не прикладывайте больших усилий. Если же гайки не отворачиваются, с мочи ­ те их тормознойжидкостью или уксусом , а спустя некоторое время снова сделайте попытку. Если шпилька, сорвана, м ожно , к онеч ­ но, снять головку цилиндров, высверлить остаток шпильки, прогнать резьбу и ввернуть новую. Но можно обойтись без снятия головки , о тложив эту операциюдотого , как возникнет необходимость вбо ­ лее крупномремонте . Д ля крепления фланца нужноизгото ­ вить скобу, как показано на рис. 1, и пластину для упора болта. Установка ско ­ бы показана на рис. 2. С коба обеспечивает надежноекрепле ­ ние фланца и не мешает устанавливать кожух системы охлаждения .Рис. 1. Специальная воронка; 1 — кис. 1. специальная воронка; i — воронка; 2 — масло; 3 — к артер воронка; 2 — масло; 3 — картер коробки передач. коробки передач.Рис. 2. Воронка с длинным шлангом: 1 — воронка; 2 — шланг; 3 — крючок.56 Рис. 3. Самое сложное, но удобное устройство: 1 — баллон; 2 — вентиль; 3 — масло; 4шланг; 5 — кран; 6 — наконечник.4кЫ=*42 2 ЗА РУЛЕМ 5/93 ЗА РУЛЕМ 5/93 12Рис. 1. Скоба для крепления приемной трубы: 1—скоба; 2 — болт М8Х20 ; 3 — пластина.Рис. 2. Установка скобы: 1 — болт; 2 — скоба; 3 — пластина; 4 — фланец головки цилиндров; 5 — фланец приемной трубы глушителя.Рис. 3. Установка стопорных винтов.Рис. 5. Узел передней опоры коленчатого вала: 1 — шестерня газораспределительного механизма; 2 — шайба; 3 — коленвал; 4 — подшипник; 5 — опора подшипника. Размер А зависит от величины, на которую изношен буртик подшипника.Рис. 4. Фиксация коренного подшипника: 1 — труба-фиксатор; 2 — шестерня распредвала; 3 — опорная шайба; 4 — коленвал; 5 — упорное кольцо; 6 — подшипник; 7 — передняя опора; 8 — новый фиксирующий штифт.Рис. б. Трубка-фиксатор: 1 — наконечник; 2 — вставка; 3 — штанга.Как устранить осевой люфт коленчатого вала! Если при нажатии на педаль сцепления двигатель, р аботающий на холостом ходу, снижает обороты или глохнет, о дной из причин может быть увеличенный осевой люфт коленчатого вала. Чтобы убедиться вэтом , достаточно покачать рукамицентри ­ фугу взад-вперед. Если люфт превышает 0,3 мм , е гонеобходимо устранить. О бычно он возникает в результате износа опорного бурта коренногоподшип ­ ника передней опоры , заниженной толщи ­ ны бурта или нарушения фиксации под ­ шипника. М ожно , к онечно , заменить под ­ шипник, подобрав его по высоте бурта так, чтобы продольноеперемещениеко ­ ленчатого вала было в пределах 0,06... 0,27 мм , но есть несколько способов устранить дефект без замены детали. В журнале «За рулем» предлагался способ фиксации подшипника (чаще это относится к двигателю 30 л. с ) . При продольномлюфтеподшипник удается закрепить при помощи штатного и дополнительного штифтов. Д ля этого нужно выточить из стали новый фиксирующий штифт срезь ­ бой М8 итрубку - ф иксатор . Их размеры приведены на рис. 4. Д ля установки трубки-фиксатора нуж ­ но рассверлить отверстие диаметром от9 до 11 мми нарезать в нем резьбуМ12Х1 на глубину 15—16 мм . Установка штифта показана на томжерисунке . Л юфтможно устранить безразборки двигателя, достаточно слить масло и снять поддон . После этого просверлите два отверстия под резьбуМ5вбуртике пер еднейопоры снизу (рис. 3). Сверло должно войти в тело подшипника не глубж е чем на 1,5 мм . П реждечем сверлить, н ужно сдвинуть коленчатый вал вперед в сторону центрифуги и зафиксировать в этом положении . Затем нарезать резьбу М5 и завернуть два стопорных винта на краске до упора. Последний из предлагаемых способов заключается вследующем . В плоской упорной шайбе со стороныподшипника сделать расточку диаметром 58 мм на глубину, равную величине люфта минус 0,1 мм (рис. 5). Взаимозаменяемы ли поршни двигателей ВАЗ-2101 иМеМЗ - 9 68 ! Эти детали хотя и одинаковы по диаметру, но невзаимозаменяемы . Поршни различаются конструкцией . На « З апорож ­ це» п рименяются поршневые пальцы плавающего типа, к оторые крепятся вбо ­ бышках стопорными кольцами, а у двигателей ВАЗ палец запрессован вверхнююголовку шатуна ивпоршне нет канавок под стопорные кольца. Испытания поршней ВАЗ в двигателях МеМЗ , проведенные специалистами Ме ­ л итопольскогомоторного завода, дали неудовлетворительные результаты. Из-за различия тепловых режимов были случаи заклинивания поршней . М ожно ли установить поршин от «Москвича-407» в двигатель МеМЗ - 9 68 ! Такая замена возможна . Но следует учесть, что у поршня «Москвича-407» р азмер от днища до оси пальца больше, чем уМеМЗ - 9 68 , на 4мм . Поэтому для его установки необходимо : — установить между цилиндрами икартером металлические кольца высотой 4 мм; — увеличить длину штанг толкателей на 4мм (рис. 6) или установить удли ­ ненные регулировочные винты коромы ­ сел; — ввернуть удлиненные шпильки для крепления головок цилиндров или про фрезеровать места под гайки; — установить утолщенные до3ммпрокладкивпускного коллектора и удлиненные шпильки ; — добавить резиновые кольца толщиной 5ммподкожухи штанг.ЗА РУЛЕМ 5/93 43