КУЗОВПО ЛИНЕЙКЕОбидно, получив машину из кузовного ремонта на СТО или в мастерской, обнаружить, что едет она как-то не так: тянет в сторону, плохо слушается руля, неважно держит дорогу, хотя сход и развал передних колес проверены после ремонта не раз. Опытный автомобилист сразу определит причину: нарушена геометрия кузова, а на вопрос «что делать!» ответит: «Заменить машину». М ожно ли этого избежать и как, рассказывает кандидат технических наук А. Н АУМОВ . Под « г еометрией кузова» п онимаютрасположениенекоторыхеготочек одна относительно другойи осей автомобиля . Это впервую очередь точки , о пределяю ­ щие положение переднего и заднего мостов (следовательно, и колес), двигателя. Их смещение вызывает ухудшениехо ­ довых свойств автомобиля (а сним износ шин , увеличение расхода топлива и т. п.). Отрицательно сказывается такжеизменениеположения центра тяжести машины. Беда втом , что приремонтекузова , д еформированного после столкновения или вследствие сильной коррозии , не уде ­ л яютдолжного внимания восстановлению положения этих базовых точек . В лучшем случае выполняют только два из трех технических требований кконтролюгео ­ м етрическихпараметров * : п роверяют величины зазоров по дверям , капоту икрыш ­ к ебагажника , а также углы установки управляемых колес. Требования же , касающиеся взаимногорасположенияпод ­ весок и мостов, часто оставляют без внимания. В этих же ТУ приведена простая методикапроверки , к оторая сводится кизмерению обычной рулеткой диагональных ипродольных расстояний междусим ­ м етричнымиточкамипереднейи задней подвесок и мостов (рис. 1). Д опустимая разность диагональных и продольных раз ­ м еров — не более 0,4 % от большей величины. Клиенту СТО полезно знать свои права, к оторыеопределены , в частности, в пункте 4.5 этих же ТУ: «Передача кузова или его составной части заказчикуможет быть осуществлена только при положительных результатах контроля . При получении ку ­ зова или его составных частей заказчик имеет право проверить качество работ, выполненных СТО». Надо прямо сказать, п очему СТО не афишируют эти документы : обеспечить требуемуюгеометрию основания кузоваиконтрольв процессе ремонта , не имея специального оборудования , весьма слож ­ но, а способ «на глазок», к оторым польз уются , м ожет привести кконфликту , если клиент, о сведомленныйометодикеконтроля , п отребует устранить отклонения. Как же работают солидные предприя ­ тия? В САЦ « А втоВАЗтехобслуживания » п оложение точек крепленияпереднейи задней подвесок, стабилизатора попереч ­ ной устойчивости идругих ответственныхРис.1. Схема проверки взаимного расположе ния мостов и подвесок.Рис. 2. Карта контрольных замеров кузова «жигулей».* Эти требования изложены в ТУ 37.009.021-88 «Приемка, ремонт и выпуск из ремонта кузовов легковых автомобилей предприятиями автотехобслуживания».44ЗА РУЛЕМ 5/93