П отерпевшим , как известно, согласно статье 53 УПК РСФСР, считается лицо, к о ­ т орому причинен моральный, физический или имущественный вред. Вам придется долго доказывать, к акойименно вред вам причинен. Районный суд, заваленный множеством дел, попытается направить вас в арбитр ажи посоветует предъявить иск котде ­ лению ГАИ как юридическому лицу, о со ­ б енно если вы предприниматель. А рбит ­ р ажжепредложит проследовать в райнарсуд и предъявить иск к инспектору как физическому лицу. Н апомним , что из-за неявки ответчиков гражданские процессы тянутся годами . Поэтому мыможем без всякого сомнения предсказать, что случаи наказания сотруд ­ ников милиции за неправомерноезадер ­ ж аниетранспортного средства будут исчисляться единицами, то есть эта правовая норма практически невыполнима. Таким же нарушением нормграждан ­ с кого права явл'яется новая редакция статьи 244 КоАП РСФСР. Теперь нельзя даже за самое незначительное нарушение уплатить штраф по квитанции на дороге . Водительское удостоверение изымается в качестве залога до уплаты штрафа. Спрашивается: п очемумыдолжны сначала отстоять очередь в Сбербанк, затем сдать квитанциюи «выкупить» «права» у со ­ т рудниковгруппыразбора , то есть еще раз потолкаться вочереди , теряя свое время . К рометого , согласно части 2 статьи 4 Закона РФ «О залоге» ( п ри ­ нят 29 мая 1992 г.), д окументы , удостов еряющие личность,— паспорта, военные и студенческие билеты, водительские удо ­ стоверения и т. п . — не могут использоваться в качестве залога. Законодатель это запретил, даже если бы гражданин этого захотел. Если же возникла необходимость в залоге, то вэтом качестве можно использовать финансовые документы : облигации, акции, чеки, сертификаты. Так делаетсяво всем мире , но не у нас — удостоверение теперь изымается в качества залога принудительно. И еще. Статья 195 ГражданскогоКодек ­ са РСФСР указывает, что необходимое условие залога — заключение в письменной формедоговорамеждусторонами , то есть их взаимное согласие. Нес облюдение этих правил делает договоро залоге недействительным. Серьезные возражения вызывает и статья 239 КоАП РСФСР, которая предусматривает теперь досмотр транспортных средств. Кто, с кажите , пожалуйста, и когда провел границу между понятием «обыск» и «досмотр»? Кто из водителей может «похвастаться», что досмотр его машины проводили с участием понятых, разъясняя права и обязанности водителю и пассажирам, а самое главное, составляя протокол досмотра? У меня таких знак омых нет. На мой взгляд, м ыимеем дело с несанкционированным обыском . Более то ­ го, все чаще и чаще граждане жалуют ­ ся, что обыск — д осмотр машины пере ­ растает в личный обыск, в досмотр личных вещей (женских сумочек, папок со служебнымидокументамии т. п.), что досмотр производит лицо другого пола. На каждом шагу нарушаются общепризнанные процессуальные нормы . Согласно пункту 23 статьи 11 Закона РСФСР «О милиции», д осмотр транспортных средств производится при под озрении , что они используются впроти ­ воправных целях. Ну, с кажем , для пере ­ в озки наркотиков или оружия . Что же теперь миллионы законопослушных граждан постоянно будут находиться под подозре ­ нием? Это тоже противоречит Конституции. Нельзя не упомянуть статью 231 КоАП РСФСР. Согласно ее новой редакции , теперь доказательствами по делу будут считаться не только показания свидетелей, экспертов, то есть объективные факторы,но и показания технических средств. Но ведь спидометр или радар нельзя приоб ­ щить к делу. Это не лента кардиограм ­ мы, не отпечатки пальцев, не фотогра ­ фия, не кинопленка. Значит ссылка инспектора на то, что он якобы замерил скорость по прибору , то есть субъективное мнение, будет выдаваться за объективное. А где доказательства, что скорость на томже радаре бы ­ ла именно та, о которой сказал или написал инспектор? И вдовершение всего вводится кар ­ точка водителя для учета нарушений. М ыговорим , что нельзя перекладывать бремя доказания на обвиняемого, а по принятому Закону — м ожно . Если водитель возит с собой карточку, где зафиксированы его правонарушения, значит органы ГАИ переложили на него бремя учета, р еги ­ страции и сбора доказательств. Почему же в' Законе так серьезно нарушены права и законные интересы граждан? Наверное, потому, что его разработчики хотят бороться с аварийностью на дорогах России только репрессивными мерами , только усиливая санкции против водителей. А нужнымеры , устраняющие социальные и технические причины, пор ождающие ДТП. На аварийность влияют сотни факторов: состояние дорожного покрытия, освещенность трассы, п огодные условия, эмоциональное состояние води ­ теля и т. п. А нас хотят убедить, что есть только один выход — усилить ответственность водителей. Думается, есть все основания незамедлительно начать работу по внесению в данный Закон серьезных изменений, к о ­ т орые поставили бы надежный заслон нарушениям прав человека и гражданина в России. И привлечь для этой работы необходимо специалистов по различным отраслям права, крупных ученых, к оторые обеспечат объективное, беспристрастное и, главное, правовое решение проблемы . Фото В. КнязеваНЕ ЗАБУДЬТЕ ПРО ТЕХОСМОТРН апомню , что до 31 июля вашему авт омобилюнеобходимо пройти техничес кийосмотрв ГАИ. В России для всех автовладельцев и предприятий любой формы собственности пока еще обязательны «Правила проведения государственного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов», у твержденныеМВД СССР 19 декабря 1988 года. Транспорт на балансе предприятий проходиттехосмотр один раз вгод , а если он предназначен для систематичес койперевозкилюдей (тут и автобусы, и троллейбусы, и такси) или опасных грузов — то дваждывгод . А втомобили , зарегистрированные как собственность граждан , представляют на техосмотр один раз в два года. Если же они используются вкооперативной , индивидуальной трудовой деятельности, для транспортного обслуживания граждан — раз вгод . Какого-либо документа , позволяющего изменять периодичность техосмотра, я не знаю — е го попросту нет. Что же касается многочисленных сигналов читателей «За рулем » о решениях глав администраций в Ростове, Ставрополе, Астрахани проводить техосмотр «частников» к аждый год, то однозначно по этому поводу мне ответить трудно . Согласно положениюо Госавтоинспекции, в состав ГАИ России, конечно, входят ее областные отделы, но ведь существуют и законы оместном самоуправлении, в соответствии скоторыми органы внутренних дел в оперативном отношении подчиняют ­ ся местным властям. Поэтому оценивать законность действий глав администраций регионов — задача прокуратурыи суда. Хочется сказать овозникшемвпо ­ следние годымножестве мелких «автохозяйств», состоящих из одного-двух транспортных средств. Зачастую там, к онечно , нет условий ни для подготовкик техо смотру , ни для проведения регламентных технических мероприятий . Нет и должностных лиц, отвечающих за эксплуат ацию транспорта. Я бы посоветовал таким предприятиям не надеяться на свои силы, а прибегнуть к услугам специализированных организаций (СТО), к оторыемогут подготовить автомобиль к техосмотру и выдать справку установленного образца ( д ействующуюв течение 30 суток) для представления в ГАИ. Это сэкономит время — при осмотре автомобиль не будут проверять по всем предписанным пар аметрам , а ограничатся только теми ,к оторые не контролировались на СТО. В упомянутых выше Правилах все это регламентировано (вплоть до формы справки). Часто спрашивают: что будет, если вовремя не прошел техосмотр? Сейчас ответственность за « п росрочку » повышена — по Закону об изменении административного, у головногои уголовно-процессуального законодательства (ст. 114, часть 3) управление транспортным средством, не прошедшим государственный технический осмотр , влечет за собой предупре ­ ж дение или штраф вразмере 0,1—0,2 ми ­ нимальной заработной платы. А по Полож ениюо ГАИ МВД России, у твержденному постановлением Правительства РФ от 28.05.92 г. № 354 (пункт 8), м ожноиномеров лишиться. П ричемобе неприятности можно получить одновременно, так как запрет на эксплуатацию со снят ием номерных знаков — это мера пресечения нарушения, а наложение штрафа — административное наказание за управление автомобилем , не прошедшимосмотр . Надеюсь, о днако , что автомобилисты России смогут этого избежать, вовремя выполнив все формальности. И взаключение — о грядущих пере ­ менах. В этом годудолжны появиться свои, российские Правила техосмотра. Л. КОЧЕТОВ, заместитель начальника отдела автотехнической инспекции ГУ ГАИ РоссииЗА РУЛЕМ 5/9339