ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНААвария случилась на площадке среди гаражей. Водитель «Нивы» выехал из своего бокса (задним ходом , разумеется). Заметив впроезде справа УАЗ-452, он затормозил , чтобы уступить дорогу . Разминулись они благополучно. П отом водитель «Нивы» снова осмотрелся и, не обнаружив никаких помех, в озоб ­ новил движение . Только тронулся, как тут же заметил, что из-за УАЗа , к оторыйв этот момент въезжал вдругой местный про ­ е зд , вынырнули «Жигули». Зат ормозили оба. Но если «Нива», скорость которой была мала, остановилась немедля, то «Жигули» на обледеневшей дороге плохо подчинялась не только тормозам , но ирулю . О дним словом, столкнулись. Удар был скользящим , но ущерб налицо: у «Жигулей» п овреждены левое крылои фара. С отрудники ГАИ забрали у водителя «Нивы» «права», признали виновным и оштрафовали на тысячу рублей. Уплатив штраф и вернув себе водительское удостоверение, водитель «Нивы» в письме вредакцию недоумевает: «Кто же тут создал аварийную ситуацию — я или водитель ВАЗа? Ведь это он был скрыт от меня УАЗом . И это он был обязан, попав в ситуацию с ограниченной обзор ­ ностью, принимать мерыпредо ­ с торожности , а не ехать с такой скоростью , да еще по скользкойдороге , И это ему не удалось разминуться смоим автомобилем». Лейтмотив письма предельно ясен: за рулем — разгильдяй, а я — отвечай! И все же придется стать на сторону инспектора ГАИ, как бы вдушемы ни сочувствовали обиженномуводи ­ телю. Правила дорожногодвиже -Кто виноват!ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИния в пункте 9.10 напоминают: «При движениитранспортного средства заднимходомводи ­ тель не должен создавать помех другим участникам движения». «Не создавать помех» то же сам ое , что «уступить дорогу » . И пишутся Правила в расчете не на самого лучшего водителя, с корее наоборот. Они ори ­ ентированы на защиту водителяновичка — того, кто теряется втрудной обстановке. Вот почему и выходит так, что у нарушителя требования «не создавать помех» возникает как бы уже предустановленная виновность впро ­ исшествии, к огда оно случится. Своего рода « п резумпция виновности», если выражаться юридически. К этому можно еще добавить, что движение задним ход оми впрямь своего рода исключение из общего порядка. Не только потому, что машина «пятится». Еще ипотому , что резко ухудшаются условия обз орности для водителя. А если дорога ,с двустороннимдвиже ­ н ием , то та машина, которая «пятится», фактически нарушаети требование правосторонности движения . Ведь автомобиль едет против транспортногопо ­ тока... И не надо думать, что движе ­ ние задним ходом — единственный случай, к огда возникает предустановленная виновность водителя. Возьмите такой прим ер , как выезд со второстепенной дороги на главную, к огдапроизошло столкновение с машиной, ехавшей по главной до ­ роге. Ведь и тут получается, что в 99 случаях из 100 виновным будет признан тот, кто выезжал со второстепенной дороги , п о ­ скольку был обязан «уступить дорогу». Кстати, помнится, ж урнал «За рулем» у же писал об этой ситуации в статье «Уступите дорогу... разгильдяю». Название, в озмож ­ но, обидное, но точное. Да, п ри ­ ходится порой отвечать и за разгильдяя. Такова естественная расплата за свою же самонадеянность. Или, если угодно , п ере ­ о ценку способностей ивозмож ­ ностей остальных участников движения. Раз уж приходится говорить одвижении задним ходом , как не вспомнить то, насколько часто приходится видеть невероятную лихость водителей, исполняющих этот маневр. Скорость такая, что смотреть — и то дух захватывает. А каково жеему за рулем? П одытожим . Если говорить оданном происшествии, то водителя «Нивы» придется огорчить — надежд на то, что ему удастся доказать свою невиновность, нет. Решение инспектора ГАИ верно. О чеми следует помнить всем водителям: в клю ­ чаешь «задний ход», берешь на себя и всю ответственность за безопасность. С. ЛИТИНСКИЙОсторожнее в гаражеМ ногие водители недооценивают опасность, к оторую представляет для их здоровьяижизниугарный газ — окись углерода , с одержащаясяв выхлопных газах. В закрытомгараже одна минута работы двигателя легковогоавтомоби ­ ля — это 90 литров летучего яда. С мер ­ тельная концентрация при плотно закрытых дверях достигается через дветри минуты . Нарушается зрениеи слух, человек теряет ориентировку во време ­ ни и пространстве, появляются галлюци ­ нации. С ловом , для того , чтобы распахнуть двери и подышать свежим воздух ом , м ожет не хватить сил. У судебногомедика , в отличие от натур поэтических, самые негативные эмо ­ ции в этом плане вызывает осень. Начались холода, ж ди трупов из гаражей. Это те, кто, решив предаться в автом обилеплотскимутехам , для согрева не только завели мотор , но и приняли внутрь (что значительно усиливает воз ­ действие невидимого яда). Как спасать пострадавшего от отравления? К онечно , н ужносрочно вызвать « с корую » , но минуты ее ожиданиямо ­ гут стать роковыми , поэтому попытайтесь спасти несчастного незамедлительно. Лучшее противоядие — к ислород или чистый воздух. Если человек не дышит, сделайте искусственное дыхание, но тольк о не способом «рот врот » : выдыхаемый воздух содержитдо5 % углекислого газа. Если вам необходимо завести маши ­ ну вгараже , то помнитеоб опасности иникогда надолго не оставляйте двигатель работающимдаже при откры ­ той двери . Л учше делайте это за воро ­ тами. В. ЯБЛОЧКИН, судебно-медицинский экспертЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАЗА РУЛЕМ 5/9.3 35