16
17
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ "ЭКСТРЕМИСТ"'ЮВ/КвшвшШшшятит*"'t^"mуО дно из основных направлений деятельности нашей фир ­ м ы — использование технологий оборонной промышленности для производстваавтомобилей . П ри таких больших возможно ­ стях проще всего изготавливать малые серии машин, в конструкцию которых заложены экстремальные технические решения и новейшие материалы. В свою программу «Март лимитед» включил постройку концепт-кара XXI века, к оторыйв дальн ейшемдолжен стать отправнойточкойв развитии автомобиль ­ ной техники . П одобныемодели за последниегоды становятся почти обязательными в ассортименте новинок каждогомежду ­ н ародногоавтомобильного сал онаив немалой степени спо ­ с обствуюттому , что фирмаи страна приобретаютрепутацию лидера мировой автомобильной техники. П о этой причинемы выступили с инициативой созданиясуперкара , основываясь на соб ­ ственном экспериментальном производстве , КБ, исследоват ельской базе и на ужесложив ­ шихся обширных связях спред ­ п риятиямии специалистами ВПК России. Наша машина « Э кстре ­ м ист » з адумана как конструкцияс наивыгоднейшим соотношением минимального аэродинамич ескогосопротивленияс наиб ольшейприжимающей силой. Двухместный автомобиль сми ­ нимально допустимым уровнем комфортадолжен , по нашим планам, иметь нетрадиционнуюсиловуюструктуру из компо ­ зитных материалов и двигатель,Проект автомобиля с таким неожиданным названием подготовило московское акционерное общество с ограниченной ответственностью «Март лимитед». На выставке «Автоиндустрия-92» оно представило сенсационный экспонат — макет первого отечественного суперкара. « Ф еррари - Ф 40 » и «Мак-Ларен-Ф1», «АудиА ФУС » и «Ламборгини-Дьябло», «Ягуар-Икс-Джей-220» и «Ямаха-ОИкс 99-11» — к этим известным концептуальным конструкциям теперь должна добавиться и отечественная машина «Экстремист». Рассказывает об этом автомобиле технический директор фирмы «Март» А. З АХАРОВ .б азирующийся на новойкомпо ­ новочной схеме. На первой стадии осущест ­ вления проекта «Экстремист» был изготовленполноразмер ­ ный макет для отработки аэродинамических показателей. И менно он идемонстрировался на выставке «Автоиндустрия-92». Л етом намечаем построить дейс твующиймакет для дорожных испытаний, с темчтобыосенью 1994 года изготовитьдоведен ­ ный прототип концепт-кара. Дальше — организация мелкосерийного производства, ' котор оеприблагоприятном стечении обстоятельств должно начаться в 1995 году . У «Экстремиста» центральн оерасположениесилового агрегата. Несущая структурама ­ шины — к узов типа « м онокок » в виде «двойной ванны», нар ужные панели выполнены из композитных материалов, основу которых составляет углево локно. Непосредственно вмоно ­ коке отформованы воздуховод ы , полости топливных баков , о тсеки , точнее говоря , л оже ­ м енты для водителя ипассажи ­ра. П риэтом наиболее рацио ­ нально используются материал иобъем несущей структуры , к о ­ т орая выполняет функциии рам ыи кузова. К передней части монокока прикреплены подвеска передних колес, р улевоеуправление , б лок педалей иприборы . Д вигательв блоке с трансмиссией и подвес кой задних колес монтируется на ферме , к отораяшарнирно соединена с задней стенкой мо ­ н окока . П ередняя часть двига ­ теля заглублена внесущийкор ­ пус, и для обслуживаниясило ­ в ого агрегата фермаможет быть повернута вокруггоризонталь ­ ной оси так, что агрегат займет почти вертикальное положение. Это продиктовано спецификой конструкции двигателя типа НАМИ - А Р7 , 2 . О нвыполнен по так называемой аксиальной схем е , к огда семь егоцилиндров располагаются горизонтально, как патроны в барабане револьвера, и вал отборамощ ­ ности параллелен осямцилин ­ д ров . У такого двигателя клапанный механизм , свечи зажи ­ гания идругиеэлементы , т ре ­б ующие обслуживания, сосредоточены на переднем торце, у топленыв теле монокока , и доступ к ним затруднен. Поворотная ферма - п одрамникпо ­ зволяет решить проблемудо ­ ступа. Н есколько слов о двигателе. О н очень компактен . Его масс а — 160 кгион , и меярабочийобъем 4650 см3 , развивает мощ ­ ность 180 л. с. при 3000 об / м ин . В зависимости от нагрузки автоматически изменяется рабочий объем двигателя, чем дости ­ гается наивыгоднейшее сочетание мощностныхиэкологиче ­ ских показателей . Пятиступенчатая коробкапе ­ редач, д исковыевентилируемые тормоза с четырехцилиндровым искобами , независимая под ­ веска всех колес, р еечноеруле ­ вое управление, отлитые из алюминиевого сплава 17 - д юймо ­ вые колеса — вот некоторые особенности устройства шасси «Экстремиста». При базе 2700 мм колея передних колес — 1680 мм , задних — 1710 мм . Д лина «Экстремиста» — 3840 мм (чуть длинней «Таврии»), высота — 1000 мм (по пояс взросломучеловеку ) , ш ирина — 2000 мм . Что касается кузова , то егоформумыразработали не тольк о исходя из эстетических ( п о ­ рой весьма экстравагантных) в оззрений на современный суп еркар , но и из требований аэродинамики, разрабатываемых в русле концепций « М ар ­ та». Б ольшоевниманиеуделилиформеднища . М ы использовали «эффект земли » , ч тобымашина16ЗА РУЛЕМ 5/93 «Экстремист» - • низкая машина с высокими аэродинамическими показателями. прижималась кдорогепотокомнабегающего воздуха бездо ­ полнительных аэродинамических приспособлений , таких, к ак антикрылья. Все это определило облик автомобиля, кузов котор ого визуально состоит из трех элементов, в ыполняющих различные функции . Основной аэродинамический элемент — задняя часть кузовавформе крыла перевернутого профиляималого удлинения (сконструирована в развитие концепции «автомобиля-крыла»). Роль традиционныхвэтом случае « ю бок » в ыполняют вихревые потоки , ф ормируемые кузовными элементами. Задняя оконечностьмашины выполнена в форме диффузора без разделительных гребней . Верхняя его часть — вогнутая, что увеличивает прижимающую силу. С редней части кузова , в ме ­ щающей «кокпит» и моторный отсек, придана удобообтекаемая каплевидная форма , к ото ­ рая организуетпотоки воздуха, о мывающиезаднюю часть кузова. Наиболее характерным аэродинамическим элементом машины является ее передняя часть, которая организует и разделяет набегающийпотоквоздуха так, что он обтекает среднююизаднюю части кузова . Больш ойдорожный просвет в пер едней части (190 ммв статич ескомположении ) позволяет ловека, и консоль сприборами индикации и управления. Предусматривается установка индикатора типа самолетного наш лемного целеуказателя. Весь объем информации, необходим ыйводителю , выводится на дисплей поегокоманде , поэтом ув салоне отсутствует привыч ­ ный приборныйщиток . «Март» работает также над внедрением системы передачи визуальной информации непосредственно на сетчатку глаза водителя. К ро ­ м етого , машина может быть оснащена системой для управления при ограниченнойвидимо ­ сти, где используется инфракрасный лазерный допплеров ский локаторс электронной реставрацией изображениядо ­ р ожной обстановки, в ыводимо ­ г о на тот же дисплей. В дальн ейшем , в озможно , б удут устанавливаться приборы автоматич ескоговождения по маршрутуи навигационная система, способная определять местополо ­ ж ение автомобиля по сигналам радиомаяковиспутникови автон омно рассчитывать маршрут от точки старта. Привлечение предприятий ВПК вплакеконверсиик реализации проекта «Экстремист» п о ­ т ребует немалых капиталовлож ений . « М артлимитед » , являющийся участником Нью-Йоркской торговойбиржи , оценивает объ ­ е м финансирования этой про ­ г раммыв480 — 5 60 тысяч долла-Конструкция «Экстремиста» подчинена аэродинамике. Общая компоновка машины (А) выполнена по схеме с центральным расположением силового агрегата. Между ним и салоном — топливные баки, по бортам — радиаторы. Впереди, в консоли, между водителем и пассажиром компьютерный блок управления. Вид сверху (верхняя половина схемы Б) и снизу задней части диффузора и элементов кузова, организующих потоки воздуха вдоль бортов. Движение воздуха внутри машины показано [заштрихованные зоны) на схеме В. На передней верхней части колпака воздухозаборник для системы питания двигателя. «Ноздри» в нижней части передка направляют воздух для охлаждения передних дисковых тормозов и вентиляции салона. Позади колпака, закрывающего салон, сходятся два туннеля, в которых размещены бортовые радиаторы. Воздух, выходя из этого коллектора, снижает так называемое донное сопротивление.разместить всреднейдонной части автомобилякороткийвозду ­ х оводкдвумбоковым радиатор амводяногоохлаждения больш ойплощади . В результате намного снижено лобовое сопротивление, увеличена прижимаю ­ щая сила. Еще один характерный элем ентвнешнегооблика — цельный подъемный колпак, з акры ­ в ающий салон. В верхней его части — в оздухозаборник типа НАСА для двигателя. В боковых секциях-обтекателях задних ко ­ лес расположены два багажникаобъемомоколо 100 литров. Салон «Экстремиста» тщательно проработансточкизре ­ ния эргономики , п оэтому обеспечивается надежноеиудобное управление на скоростяхпоряд ка 300 км / ч . В салоне два кресла-ложемента, сконструированных сучетом анатомии че5 За рулем № 5ров США . Затраты могут быть довольно быстро возвращены. По даннымэкспертного исследования, п роведенного нашей фирмой , сегодня мировойры нок спортивных суперкаровсо ­ставляет 100 машин при цене каждой около полумиллиона долларов. Работа над проектом «Экстремист» п родолжается . После постройки полноразмерногод ействующего макета мы план ируем провести егодорожные испытания, о результатах кото рых читатели журнала получат исчерпывающую информацию. Ф ото В. Князева ЗА РУЛЕМ 5/93 17