Окончание. Начало — на стр. 44. элементов шасси должны проверять на специальном стапеле — БС-123.000. (Стапели тогоже назначения разработаны ив «Росавтотехобслуживании».) О нвмакси ­ мально возможной степени воспроизво ­ дит кондукторы , п рименяемыезаводом при сборкекузовов . Стапель представляет собой достаточно жесткую раму скронштейнами , на которых при помощи штифтов фиксируются контролируемые отверстия в элементах днища кузова. Если кузов деформирован , установить штифты не удастся. Этот способ контроля эффективен при устранении сложных повреждений , к огда приходится разбирать автомобиль, снимать мосты икоробку передач. О нпоз ­ воляет с гарантированной точностью устанавливать новые лонжероныидругие части основания кузова, исключает возмож ­ ность ошибок , связанных сизмерения ­ м и . Но, как видим, весьма трудоемок . Поэтому за рубежом большее распро ­ странение получил другой способ, не треб ующийразборки автомобиля. Он основан на измерении расстояний междуточками , у казаннымив карте контрольных замеров , к оторыми завод-изготовитель снабжает свои автомобили (рис. 2). Точки выбраны стаким расчетом, чтоб ы исключить демонтаж каких-либо агре -гатов и узлов шасси в процессе контроля , в то же время они определяютположе ­ ние частей основания, от которых зависят управляемость и ходовые качества автомобиля. Их положениеизмеряютраз ­ ными способами. За рубежом чаще всего используют специальные стенды (рис. 3). Это облегченные рамы, о бычно из алюминиевых сплавов, на которых установлены мери ­ тельные стержнии несложные устройства для их перемещения вдоль ипоперек . На верхних концах стержней закрепленыразличные захваты (адаптеры), к онструк ­ ция которых предусматривает возмож ­ ность плотной фиксации стержнейвкон ­ трольных точках основания кузова. Есть идругой , более простой идо ­ ступный методконтроля — при помощи специальных подвесных линеек, к оторые готовится выпускать АО «Сив» (о его стендах для правки кузовов рассказывалось в ЗР, 1991, № 10). Перед проверкой подвесные линейки, на концах которых закреплены измерительные стержни , р аз ­ двигают соответственно расстояниям меж ­ ду контрольными точками , а затем подве ­ шивают в этих точках к поднятой машине (рис. 4). Если она исправна, все линейки окажутсяв одной плоскости, а если днищедеформировано , т акого совпадения не будет. Для определения этого каждая линейка снабжена прицельным стержнем . П орядоки правила контролягеометрииизложеныв РТМ 37. 001.050-78 «Контроль геометрии шасси легковых автомобилей на станциях технического обслуживания». Как видим , нет оснований сетовать на отсутствие у нас методикиоборудова ­ ния для контролягеометриикузовов . Зато есть основания утверждать, что применениеитогоидругого не стало, к сожалению , обязательным. Но если мы будем требовать от СТО и мастерских должногоконтролягеометрии кузова, нам не придется искать замену машине, п о ­ бывавшей времонте .СПОРТЗима — надежда нашаНачало — на стр. 2.С ловом , з релище получилось отмен ­ н ым . Правда, нашлись искептики , г оворив ­ шие, что на такомголом льду сорев ­ нования стали чистой лотереей, п отому , дескать, столь нестабильными были ре ­ зультаты даже лучших водителей. М но ­ гое зависело от правильного выбора ре ­ зины и от дорожки , доставшейся пилоту втом или ином заезде. Но давайте подумаем , что вконцеконцовможно считать более привлекательным для зри ­ телей (да и для будущего самих со ­ ревнований, по большому счету): о пре ­ делить того , кто в настоящий момент лучше всех умеет проходить полуторакилометровое кольцо Раменского ип ­ п одрома , или получить захватывающее зрелище? Д умается , второе несколько ближе большинству любителей автоспорта. Ну атем , к то полагает, что автор забывает о спортивных принципах вугодусомнительным ценностям пре ­ словутого шоу-бизнеса, н апомню — два года назад Сергей Успенский выиграл «Гонку звезд» на томжесамомип ­ п одроме . Тогда колеса автомобилей бы ­ ли обуты вошипованную резину, м аши ­ ны проходилиповороты , словно по рельсам, а скептики ворчали: «Этак-то каж ­ дый может , а вот попробовал бы он выиграть на голом льду...» П рошло два года., и москвич «попро-бовал». Выиграв в так называемом суперфинале два заезда из трех, он стал двукратным победителем «зарулевских» соревнований, сравнявшись по этому показателю с такими признанными мастер ами , как Николай Больших и Борис Маслов. Суперфинал — три специальных заезда, в которых шесть лучших пилотов боролись за многочисленные призы, безусловно, добавил состязаниям остро ­ ты. Хотя инесколько затянул гонку. О днакоуже тот факт, что четыре слишним часа, забыв оморозе , тысячи болельщиков напряженно следили за борьбой на треке , о многомговорит . М огут ли похвастать тем же хоккей или футбол, л ыжи или коньки? В прочем , не будем идеализировать, г онкев Раменском еще далеко доми ­ ровых стандартов. И если задаться такой целью, м ожно раскритиковать ее в пух и прах, так что этот отчет пре ­ вратится всамую что ни на есть ругательную статью. Но, думается мне , это вряд ли правомерно . Ведь главное, с де ­ лан первый шаг — нас заметили. К национальной гонке , и меющей , в общем , чисто местный интерес, проявили внимание солидные зарубежныефирмы , те самые инвесторы, о необходимостикото ­ рых столь долго говорят наши эконо ­ мисты. Теперь, ни вкоем случае не останавливаясь на достигнутом , н ужно делать следующий шаг. А он видится воргани ­ зации целой серии из нескольких зим ­ них трековых гонок . И менно зимних!Ведь ледяная дорожка , «генерал Зима» и прочие столь привычные нам «типично русские» атрибуты могут стать не ме ­ нее привлекательными для зарубежныхгонщикови спонсоров, чем пески Сахары, «1000 озер » Ф инляндии или даже легендарные треки Америки . Почему бы не представить себе серию , с кажем , «Кэмел Трек» из четырех со ­ ревнований, к аждое из которых будет проходить под эгидой собственного спон ­ сора — Э ЛФ , «Кока-Кола», «Мак-Доналдс», М ММ , к примеру , в Москве , И жевске , Пензе, Санкт-Петербурге, Тольятти. А вершиной сезона станет «Гонка звезд», «Зимний Гран-при России». Но для этого, к онечно , предстоит немало сделать: выработать регламент со ­ ревнований, единые технические требования, раз и навсегда решить,«на шипах» или «без шипов» устраивать гонки , и, главное, неустанно искать спонсоров , убеждая зарубежных деловых людей , что мы не только можем строить прожектыотно ­ сительно «проведения формулы1вокруг Кремля», но и делать дело. И вот тогда в ясный иморозный февральский денек стотысячные трибуны знаменитого Раменского автодрома заполнятся в предвкушении настоящей звездной гонки , а телезрители десятков стран мира прильнут к голубым экранам . Так обязательно будет. Но так хочется, чтобы пораньше! A. МЕЛЬНИК Фото А. Гуревича, В. Князева, B. Крючкова j « РУЛЕМ sп 47