ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ...В послевоенные годы существовал в Москве так называемый Клуб юных автомобилистов. Там мальчишки, привороженные рычащей и пахнущей бензином техникой, постигали азы этого увлекательного дела. Поварившись в клубной атмосфере до совершеннолетия, весной приснопамятного пятьдесят третьего года я направился в ГАИ сдавать на «права». Процедура эта мало отличалась от сегодняшней, несмотря на все нынешние электронные новации. Лучшим был тот, кто наизусть выучил правила движения и на любой вопрос мог ответить цитатой. Думаю, многим людям, не склонным к механической зубрежке, такой подход навсегда привил отвращение к текстам дорожных уставов. Именно так было и со мной. С тех самых пор не испытываю никакого интереса к популярным загадкам и упражнениям на темы дорожных правил. Как, скажем, разъедутся показанные на картинке трамвай и автобус? (Похоже на поединок кита и слона.) Кто имеет преимущество — мотоциклист с коляской или бабушка с кошелкой? Честное слово, не знаю, поскольку на дороге все эти проблемы выглядят несколько иначе, а параграфов не помню . В памяти прочно засел только тезис из «Правил движения по Крымской области», п роштудирован ­ ных при первой поездке на юг (единых правил тогда еще не было ) : з апрещено садиться за руль небритымивмайке . Первое стараюсь соблюдать до сих пор , а второе для Москвы неактуально. За сорок лет наил- д орожные законы менялись многократно . То можно поворачивать на красный свет, то нельзя. То не ограничивается максимальная скорость, если «обеспечена безопасность движения», то лимитируется точными цифрами . И так далее. В итоге сами собой сложились некие жизненные установки, далекие от всякой науки, но неплохо сохраняющиенервную систему. П ервое : с покойно двигаться Б потоке, не дергаясь и не высовываясь из ряда понапрасну. Второе: в незнакомом месте не ехать, не сворачивать туда, куда не ведут накатанные следы на дорожномпокрытии . Третье: пропускать нахала, не связываться сним (к сожалению , их становится все больше). Что же касается преимуществен ­ ного права проезда, то границы теории тут ясны: с КрАЗом не поспоришь, будь он хоть трижды неправ. Наконец, такое банальное утверждение: осторожность, здравый смысл и инстинкт самосохранения выше любой казуистики. Ну и что, спросите вы, помогает такая философия? Да, определенно помогает, только случилось это не сразу. Но позволю себе вновь вернуться в далекий пятьдесят третий. На пути к вожделенным водительским «корочкам» тогда было не два, а три порога: в ГАИ устройство автомобиля сдавали все, причем для любителей никаких поблажек не было. Согласен, при массовой, развитой автомобилизации такие требования ни к чему. В то же время искренне сочувствую водителю, стоящему в испуге и недоумении перед заглохшим мотором, а такое встречается нередко. Реальность такова, что в наших условиях машину необходимо знать хотя бы на уровне самостоятельного устранения простейших неисправностей. Но тут хотелось бы высказать мысль, с которой , вероятно, далеко не все согласятся. Я категорически против бездумного натаскивания. Число возможныхдефек ­ тов и отказов велико, а форм их про ­ явления и вариантов нейтрализации просто не счесть. Но человек не компью ­ тер, он не можетдержатьв голове мил ­ лион готовеньких рецептов. Тот же , кто разбирается в принципах, в конечном счете всегда выкрутится. И еще замечу: если успешное решение (а иного и быть не должно ) водитель считает озарениеми чуть ли не открытием , у него просто недостаточна техническая подготовка. Печально, но вобыденной жизни у нас решительно преобладает, с позво ­ ления сказать, аналоговый поиск гото ­ вых решений. «Иван Иванович, у меня прямо беда: чих-чих и не едет, п отом опять чих-чих и не едет... У вас такого не было?» «У меня было иначе: бах-бах и дернется, п отом опять бах-бах идер ­ нется». «Очень интересно , — оживляется потерпевший , — У ЧТО же вы сделали?)Ответ соседа обычно заставляв" вспомнить известную рекомендацию Ходж и Насреддина: «Насчет больного глазй не знаю , но когдауменя болел зуб , тс яего вырвал».Слов нет, всякие «маленькие хитрости» и «советы бывалых» полезны и практичны, но культ их ненормален, он поддерживается атмосферой дилетантизма. Похорошему автомобилист -.должен не ко ­ пить эпизоды , а позаботиться отом , чтобы егоинформационнее богатство складывалось из двух составляющих. Первое: правильные общие представления о работе каждого узла, механизма и системы, об их взаимосвязи и взаимозависимости. Вовсе не нужно, к примеру, знать физико-химические теории горения, это удел специалистов. Но понимать в принципе, каким образом горит рабочая смесь и что может помешать столь нужному нам процессу , — это необходимо , чтобы влюбом случае действовать осознанно. Второе: владение элементарной грамотой слесарного дела и материаловедения. Это раскрепощает водителя, позволяет не боятся техники, вот только обучаться надо системно, а не «нахватом» и «подглядом». Где же набраться всей этой пре ­ мудрости? В том-то и беда, что современ ­ ных изданий нужного вида практически нет. Вообще-то литературы много , нас скоро затопит девятый вал брошюр типа «Сто советов» и «Двести рекомен ­ даций», но это как раз и есть то самое натаскивание. В далекие от нас времена маститые специалисты и ученые не гнушались популяризаторском . О ни умели рассказать об автомобиле так, чтобы читат елю было и понятно, и интересно, разъясняли существо дела без сухости и отвлекающих частностей, одновременно существовали идобротные пособия по с.песарно-механической конкретике, о бучающие опять-таки не частным случаям ремонта, а приемам работы, п риэтом написанные доходчиво , х орошимязыком . М не повезло, я еще застал такие книги, хоть ив затрепанном виде. О ни воспитывали крепких любителей, м ногие из которых (в том числе и аз грешный ) стали потом профессионалами. Д умает ­ ся, нынешним начинающим автомобилистам очень недостает умных идобро ­ желательных рассказчиков. Зот таким!-; с порными мыслями захотелось поделиться по случаю сорока ­ летия своих водительских прав. Годы про ­ летели, техника очень изменилась, но автомобиле во see времена остается чертовски увлекательной штукой... А. МОИСЕЕВИЧ ! 8 762 рубля. Инвалиды войны, которые не могут по состоянию здоровья управлять положенным им бесплатно «Запорожцем», получат 28 856 рублей. Все выплаты производятся из всебюджетного фонда социальной защиты. населения Москвы. Многие инвалиды разуверились в организациях, созданных именно для помощи им. Хотелось бы напомнить о существовании таких структур у нас в Росии. Мы не гарантируем, что они решат все проблемы, но помочь и поддержать обязаны. Всероссийское общество инвалидов: 121165, Москва. Кутузовский просп., 30/32, тел. 241-2*2-86. Министерство социальной защиты РФ: 107715, Москва, Славянская площадь, 4, тел. 220-91-54. Д. СИРОТИНСКАЯЧТОБЫ ХОДИТЬинвалиду нужен автомооиль. Раньше о нем беспокоилось государство. финансовые возможности которого сейчас ограниченны. Судите сами, в начале весны «Ока» с ручным управлением «тянула» под миллион а стоимость мотоколяски была почти 300 тысяч рублей. Это свободные отпускные цены, устанавливаемые заводом-изготовителем (без -чет?, торговой надбавки). Кстати, с мотоколяской вопрос решен однозначно: выдавать ее будут бесплатно инвалидам всех категооий при отсутствии противопоказаний к вожг1ению. Правда, потребность в 'Z тысячах мотоколясок в год серпу.совский завод ооещает удовлетворить в 1993-м только наполовину. А в следующем году вообще планирует закрыть устаревшее производство. Инвалиды, которым полагающаяся бесплатно мотоколяска окажется не по душе, имеют право с зачетом ее стоимости приобрести автомобиль. Но твердых гарантий на быстрое получение машины у них сегодня нет. В * квартале этого года ЗАЗ предложил органам социальной зашиты России всего 15 тысяч «запорожцев», да и те полностью не были выкуплены. Местные органы социальной защиты смогли осилить тишь 12 тысяч. Причина — ограниченные финансовые возможности. Какова реальная помощь инвалиду, котопому все-таки посчастливилось _тать автовладельцем? Министерство финансов :: Министерстве социальной зашиты населения России повысили годовую компенсацию расходов на эксплуатацию и ремонт автомобиля до 8 тысяч 700 рублей, мотоколяски — до 3 тысяч 619 рублей. Местным органам власти дано право увеличить размер этих выплат. В Москве этим воспользовались и согласно распоряжению Ю. Лужкова (№ 109 от 25.01.93 г.) для инвалидов-автомобилистов выделили свыше 95 миллионов рублей. Каждому владельцу мотоколяски положено на бензин 77 86 рублей, а автовладельцу —32