ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ...ИТОГИ КОНКУРСА 1992 ГОДАУважаемые автолюбители и профессионалы — участники конкурса ! Вы прислали более 15 тысяч открытокс ответами на задачи. Решено было принимать их до1 апреля с. г., поэтому только теперь мы смогли подвести итоги. Публик уем правильные ответы и называем победителей. Наибольшее количество очков , складывающихся из числа правильных ответов на задачи сучетом коэффициента труд ­ ности (соотношения правильных и неправильных ответов на каждую задачу), набрал Ф. П ИДОРЕНКО из Анапы. Второй результат у В. ЯНЧЕНКО из Луганска, третий — у Е. ТАРАСЕНКО из Самары , четвертый — у А. КУЗНЕЦОВА из Кинеля , пятый — у В. РЯЗАНЦЕВА из Хабаровска. Победители получат ценные призы . Д ипломами журнала отмечены семнадцать участников, и меющихтакже высокие показатели: А. Болдырев, Оренбург; С. Вовк, К иев ; Н. Л егуша , Тула; А. К уриное , Челябинская обл . ; О. Нестеров, К урган ­ ская обл.; А. М акаров , Кировская обл . ; С. М амлеев , Т юменская обл.; С. Михалев, Глазов; Н. М едников , Вологодская обл . ; A . М онахов , Ч ереповец ; Н. О лейников , Ялта; С. П анченко , И ркутск ; Г. Ротко, Полтавская обл.; С. Гусин, Печора; С. Ф илонов , Курск; Н. Чаплыгин, Л ьвов ; B. Эбраль, Ивангород. Поздравляем победителей успеха в новых конкурсах ! Правильные ответы 1. М ашинадо остановки утром двигалась по грязи . В ечером ее колеса при ­ м ерзлик грунту. Выехав на шоссе, Чайник ощущал вибрацию руля, которая затем исчезла. Что произошло? Ответ. После остановки машины грязь стекла по ободам колес и, з амерзнув , вызвала их дисбаланс. О н особенно зам етно проявился на передних колесах, к оторые заставляли вибрировать руль. На шоссе колеса очистились благодаря нагреву ибольшойцентробежной силе. Правильно ответили 91 % участников. 2. Машина стояла после поездки два часа на морозе . При новом пуске мо ­ тор работал сперебоямии останавливался. Проверив подачу топлива насосом, Чайник увидел, что из «шланга струй ­ кой полился бензин » . Почему жемотор не хотел работать? Ответ. Профессор ответил, что бензин из шланга должен выходить не струй ­ к ой , а сильной струей. К огдаже , покачав автомобиль, увидел, что стрелка указателя уровня бензина неподвижна, понял: в баке замерзла скопившаяся вода. Правильно ответили 13 % участников. 3. В сыруюпогоду при температуре около нуля двигатель не пускался. В поиси желаем ках искры Чайник подносил к «массе» п ровод , сначала отсоединенный от распре ­ делителя, а затем от наконечника свечи. В обоих случаях искра, хоть и слабая, но была. Профессор, отыскивая причину, обнар ужилпробойс центрального на низко ­ вольтный вывод катушки зажигания. Поч ему Чайник не видел пробоя? Ответ. О н подносил провод очень близкок «массе», и тогда здесь происходил разряд. Электрическое жесопро ­ тивление между электродами свечи, находящейся под давлением газов в цилиндре, выше, ч емвзазоре , к оторый устанавливал Чайник. Поэтому разряд шел по поверхности центрального вывода, к ото ­ рый покрывала влага, п роникшая через поврежденный защитный колпачок. Из машины разряд, к онечно , не было видно. Профессор жеобнаружилего , к огда Чайник включал стартер, а затем проверил догадку , поднося провод, вынутый из центрального вывода распределителя, к «массе» на расстояние более 7мм . Его искра пробить не смогла, поэтому разряд опять пошел по катушке. Правильно ответили 33 % участников. 4. Когда уровень топлива вбензобаке снижался до половины, начинались перебои в работе двигателя. Правильно ре ­ шив, что недостаточна подача топлива, Чайник перебрал бензонасос, но это мало помогло . Профессор же для устранения неисправности снял насос и через нескольк о минут поставил на место . Какова при ­ чина и как она была устранена? Ответ. Мал ход диафрагмы, а значит, мала производительность насоса вследствие износа торца толкателя, п риводяще ­ го насос, и "эксцентрика насоса. Чтобы увеличить ход диафрагмы, Профессор удалил одну из прокладокмеждублоком двигателя и теплоизоляционной проставкой, увеличив такимобра ­ з ом выступание толкателя. Читатели, указавшие на неисправность клапанов или других деталей бензонасоса, ошиблись, п отому что для их замены нескольких минут недостаточно. Правильно ответили 37 % участников. 5—6. Машина не могла выехать из сыпучего песка. Профессор предложилком ­ пании немного поработать, и через 15ми ­ нут автомобиль выехал на дорогу . Что посоветовал Профессор? Ответ. Полить песок по колеям колес водой из реки . Самый распространенный в письмах ответ «снизить давление в шинах» о шибо ­ чен, п отому что для этого не нужно работать 15 минут. Правильно ответили 44 % участников. 7. Чайник прокачивал тормознуюси ­ стему у ВАЗ-2108, высоко подняв заднюю часть машины. Из штуцера рабочегоци ­ линдра — ни воздуха, ни жидкости . Почему? Ответ. При подъеме кузова сработалрегулятор давления тормознойжидкости , к оторыйперекрыл канал к штуцеру. Достаточно было опустить машину, чтобы нормально прокачать систему. Правильно ответили 67 % участников. 8. Сразу после замены забитого пылью воздушного фильтра, к которому Чайник приспосабливался, р егулируя приборы ( к арбюратор , распределитель зажигания), двигатель отказался работать на повышен ­ ных оборотах. Почему? Ответ. Смесь была слишкомбедной , п оскольку через новый фильтр проходилогораздо больше воздуха, чем через старый, а нужнуюрегулировкуприборов Чайник не сделал. Недостаток топлива особенно ощущался при больших оборо ­ тах двигателя, к огда расход воздуха мак ­ симальный. Правильно ответили 9 % участников. 9. Сменив ВАЗ-2101 на комиссионную «шестерку», Чайник никак не мог избавиться от перебоев двигателя на холостом ходу. Все системы, включая тормоза , работали нормально, к ак на прежнеймо ­ дели. В чем заключалась причина неисправности? Ответ. Смесь обеднялась из-за подсоса воздуха во впускной коллектор через по ­ в режденный вакуумный усилитель или шланг. На холостых оборотах это проявлялось особенно заметно. Профессор дога ­ дался об этом, к огда Чайник сказал, что тормоза работают как у ВАЗ-2101. Они жедолжны работать лучше благодаря вак уумному усилителю, к оторый не действовал. Правильно ответили 69 % участников. 10. В тормозную систему проникал воздух, а течи тормознойжидкости не было. Больше всего воздуха выходило при прокачке из правого заднего цилиндра. Почему не удавалось прокачать систему? Ответ. Профессор посоветовал поме ­ нять этот цилиндр (что спрашивалось в задаче), п отому что вследствие износа в него подсасывался наружный воздух при обратном ходе колодок . Правильно ответили 23 % участников. 11. После аварии и «отдыха» машины на крыше коленчатый вал двигателя не хотел вращаться. Вывернув что-то, Чайник догадался о причине. Почему не вращался вал? Ответ. К огда машина лежала на кры ­ ше, в камеры сгорания перетекло много масла из картера. Чайник убедился в этом, вывернув свечу, которая оказалась залитой маслом . К онечно , при опрокидываниимоглопроизойтимножестводругих полом ок , к оторые называют в своих ответах читатели, но, во-первых, на них в задаче была бы наводка, а во-вторых, д ля ' о бна ­ р ужения не требовалось что-то вывернуть. Правильно ответили 48 % участников. 12. М ашину тянуло вправо, хотя углы установки колес игеометрия кузова были внорме . Профессор предложилпоме ­ нять.., и дефект исчез. Что надо было поменять? Ответ. О дно или оба передних колеса, хотя бы местами. Из-за большего износа или поврежде ­ ния каркаса одной шины возникала боко ­ вая сила, смещавшая автомобиль вправо. Наиболее распространенный ответ участников «дисбаланс колес» нельзя считать вернымпотому , что, во-первых, дисбаланс не вызывает увод автомобиля, а во-вторых, Чайник ощущал бы его по вибрации руля. Правильно ответили 68 % участников.ЗА РУЛЕМ 6/93 47