ОКТАН-БУСТЕР" И ЦРУГИЕК то из автолюбителей, т омящихсявочереди за бензином , не терзается вопро ­ сом: что нальют в этот раз? Вполне веро ­ ятно, что последствия заправки будут неприятными : детонация, засорение жик ­ леров. Но не стоит гадать, была ли помыта цистерна на нефтебазе исколькодожде ­ вой воды попало вемкость на АЗС . С этим все равно ничего не поделаешь, лучше подумать о каких-то контрмерах . О дна из них — использование добавок кбен ­ зину. В статье «Запчасти за валюту» (ЗР, 1993, № 4) упоминались химическиепре ­ параты, способные влиять на свойства топлива. О ни очень распространены за рубежом , но кое-что делается иу нас. Д овольно давно налажен выпуск присадокмоющейгруппы для карбюраторныхдви ­ гателей, готовится производствоновин ­ ки — п ротиводымной присадки для дизе ­ лей, завершаются идругиеразработки . Д оступнымиже отечественными продук ­ тами пока следует считать моющиепри ­ садки «Афен», «Афен-1» и «Автомаг». Эти препараты практически одинаковы по действию : они растворяют смолистые отл оженияв системе питания, предотвращ аюткоррозию деталей и не допускают обледенения карбюратораазимнеевре ­ мя. Никаких чудо-свойств ( э кономиябен ­ зина, повышение мощности , с нижениеСО ) у них нет. Бессмысленно приме ­ нять моющую присадку на новом двигателе — он и так чист, но встаром , запущ енноммоторе препарат эффективно удалит даже «вековые» о тложения . При этомможет быть единственное ослож ­ нение — п еребоиз работе из-за засорения сеток карбюратораи бензонасоса крупными частицами, но это ненадолго и разбирать ничего не надо, присадка справится сама. Регулярное { ч ерезЮты ­ сяч километров ) «подкармливание» м о ­ тора моющейдобавкой избавляет води ­ теля от контроля за чистотой жиклерови от многих других профилактических работ скарбюратором . В этом нам дове - ( лось убедиться на практике , д важды за пробег 20 тысяч километров залив «Афен» а бензобакАЗЛК - 2 141 , а крометого , при одноразовойочистке системы питания на «Оке». Кстати, и менноэкономию на сервисн ом обслуживании можно считать главн ымстимуломширокого распространения моющих добавок к топливу на Западе. Д елают их многиефирмы , в том числе крупнейшиехимическиеконцерны . В их число зходит и «Дау Корнинг » , чья тор ­ говая марка « М оликот » достаточно из ­ вестна. П родукт этой компаниимытакжеопробовали длительным использованием на одной из своих машини получили практически тот же результат, что с « А фе ном». Л абораторные исследования про ­ дукта во ВНИИНП (Всероссийский научно-исследовательский институт нефтяной промышленности ) , куда мы обратились за помощьюи консультацией, показали, что зарубежный аналог все же имеет опреде ­ ленные преимущества : он не только удаляет смолистые отложения , но зопреде ­ ленной мере очищает лвысокотемпера ­ т урнуюзону (впускные клапаны, д ажекамеру сгорания). К рометого , препараты этого ряда (их называют вторымпоколе ­ нием) м ожно использовать из системах сзпрыском топлива, для чего наши добавки пока не годятся. Указание обэтом есть на этикетках импортных средств. Так или иначе, но подобныевещинам зсе-таки знакомы . А зот то, что предлагают покупателям з магазине фирмы «Совинтеравтосервис», раньше встречать не приходилось. Естественно, что этотп родуктмы не могли оставить без внимания. Речь идет офранцузской присадке «Октан-бустер», чья привлекательная этикетка наряду со многимиположительны ­ ми эффектами обещала повышение октан ового числа бензина на четыре единицы . Рассуждали мыследующимобразом . Если препарат действительно способен на такое, то для российскогоавтомобильногорынка это важное событие. Ведь известно, что многиминомаркам отечественный бензин А-92 явно не по вкусу, а добывание А-95 — задача не для слабых. К ра ­ сивая бутылочка выручила быив качестве добавки к А-76, к огдадругого выхода нет. А если так, п очемуу нас не производят ничего подобного? Почувствовав, что вопрос очень непрост, м ы вновь обратились за помощью во ВНИИНП. К ак рассказали специалисты, далеко не увсякого бензина можнопод ­ нять октановое число применениемпро ­ стых ибезобидных добавок, и чем выше его октановое число, т емсложнее это сделать. Испытания на специальной одно ­ ц илиндровой установке для определенияоктанового числа бензина показали, что при добавлении кбензину А-76 препарат из Франции действительно дает увеличение октанового числа иименно на четыре единицы . А вот для бензина А-92 эффект был вдвое хуже , то есть полученное окта ­ новое число равнялось приблизительно девяноста четыремединицам . Поскольку инструкция к препарату не указывала, в какойименнобензинего следует заливать, б удем считать прове ­ денный эксперимент достаточно коррект ­ ным, а рекламу — полуправдивой. Что касается других достоинств продукта ( п ро тивообледенительный, м оющийидругие эффекты), то скажем честно — м ы их не проверяли , п оскольку суть быпа не зэтом . О ткрытыми для нас остались два вопроса. Как утверждают сотрудники ВНИИНП, есть сведения, что некоторые из присадок, п овышающих октановое число бензина, способны давать сильные выс окотемпературныеотложения на впускных клапанах ивкамере сгорания. П оэтому не исключено , что при регуляр ­ н ом пользовании «Октан-бустером» (а бы ­ вает еще «Октан-плюс», д обавляющий семь единиц) нагара будет столько, что его не устранит никакоемоющее средство. Д еловтом , что в нашей стране, в наших условиях не проводились ресурсные испытания препаратов аналогичного действия, п оэтому поручиться за их абсолютную безвредность для двигателя нельзя. Вопрос номер два — э кология . Не секрет, что некоторыехимические автопрепараты хлынули на наш рыноктолькопотому , что не прошлиэкологическойэкспертизы на Западе, а у час проблема сертификации товаров пока еще находится в зачаточном состоянии. Зот так и получилось, что по оконча ­ нии нашего теста остались «белые пятна». О тсюда следует, что ставить точкуи давать окончательные рекомендации рано. Если наша информация вызовет интерес у читателей, придется устанавливать связь скомпетентнымиорганизация ­ ми и ставить вопрос о серьезных исследованиях. ЕС СОРОКИНТЕСТ20 ЗА РУЛЕМ 6/93Ш