KVI^I»ИНФОРМАЦИЯИЗ КОПИЛКИ БЫВАЛЫХЛЕКТОРИЙРаздел ведут редакторы В. АРКУША, Б. СИНЕЛЬНИКОВ, Д . ПОСТНИКОВАВТОЛЮБИТЕЛЕЙД остигается это так. Если нажать на . с игнальнуюкнопку (на рис. 1, б она условно не показа ­ на), к онтакты КОЛ штатногорелемашинызамкнутсяивключится сигнал НА1 высок ого тона. О дновременновработу вступит релеА1 . Его нагрузкойвместолам ­ п ы HL1 на рис. 1, а служит провол очныйрезистор R1, параллельно которо ­ м уподключенаобмотка К1 дополнитель ­ ного реле. Примерно через одну секунду релеА1 сработает ивобмотке К1 потечет ток , достаточный для срабатывания дополнительногореле , к онтакты К1.1 которогозамкнутся , в ключив сигнал НА2низкого тона. О днократностьвключения устройства достигается при помощи диода VD1 : к актолькоконтакты К1.1 замкнутся , этот диодоткроет путь токучерезнагрузоч ­ ный резистор R1 иобмотку К1 внезави ­ с имости от релеА1 . О тпустив сигнальную кнопку, вызовем размыкание контактов К0 . 1 : т огда все устройствовыклю ­ чится, а сигналы НА1 , Н А2одновремен ­ н о перестанут звучать. А какбыть , если автомобиль « п ожи ­ лой», клаксоны — с двумя электричес кимивыводами (к одному из них по ­ с тоянноприложен «плюс»), а включают их непосредственноконтактами сигнальн ойкнопки ? Т огда схема устройства не ­ м ногодругая (рис. 2). Но работает оноточно так же : п ризамыканииконтактов SB1 сигнальнойкнопкивключается вначале сигнал НА1 , а затемНА2 ( ч ерезкон ­ т акты К1.1). Д иодVD1здесьтакжеис ­ п ользован для самоблокировкидополни ­ т ельногореле после его срабатывания. Д о сих пормы исходили из того , что сзадержкой срабатывает сигнал низ ­ к ого тона, а высокочастотныйвключаетсякакобычно . И это правильно. Д еловтом , что вприродевысокочастотные компоненты сложного (составного) звука обычно опережают низкочастотные. Однак оэто не догма . Н етрудно поменять клаксоныместами — «на любителя » — тогда высокий звук будет «догонять» н изкий . Ясно, что ивэтом случае звучание станет индивидуальным . Если вспомнитьисториюавтомобиля , то первыеклаксоны (с резиновойгрушей ) б ыли , к ак правило, д вухтональными . Наж атие на грушуобычно вызывало высок ийзвук , а ее отпускание — низкий. П опробуем имитировать такое звучание припомощи двух стандартных сигналов (рис. 3). К аквидим , к ромерелеА1и нагрузочного резистора R1, у же понадобится не одно , а три ( м еньше , к сожалению , не получается!) д ополнительныхреле ( о б ­ м откиК1 — К З ) и два диодаVD1 , V D2 . Работает это устройство следующимоб ­ разом. К огда сигнальная кнопка ( у словно не показана) не нажата, к онтакты К0.1 штатного реле разомкнуты, устройство обесточено. Если нажать кнопку, контакты К0.1 замкнутся , в ключив сигнал НА1 высок ого тона. О дновременночерездиодVD1 сработает релесобмоткойК1 , а егокон ­ такты К1.1 замкнутся . Ток сможетпроте ­ кать черезконтактыК1 . 1 , К3.1 идиодVD2 ,ГОЛОС УЗНАЕТЕ СРАЗУIfЧтобы придать индивидуальность своему автомобилю, многие владельцы оснащают его молдингами, спойлерами, наклейками. Все это, безусловно, меняет облик серийной машины. О днако «голос» е е остается прежним , неотличимым от ее родных сестер. М ногие , наверное, по собственному опыту знают, как трудно порой определить, чья машина подает тревожные сигналы охранного устройства: чужая или своя собственная, особенно если она стоит среди многих подобных. Тут могут помочь только мигающие «габаритки» машины. Конечно, м ожно установить «музыкальный» сигнал, сирену или сделать два клаксона перекликающимися (как у спецмашин), но все это противоправно. К акже быть! Решение подсказал наш автор инженер В. БАННИКОВ. Оказывается, стоит задержать хотя бы на миг начало звучания сигнала низко ­ г о тона поотношениюк сигналу высок ого тона, к акзвук сделается гораздо выразительнее имашину станет легкоуз ­ нать по «голосу». Более того , у такогозвуказначительнолучше полетность ( с по ­ собность выделяться на фонеокружающе ­ г ошума ) , а потому он больше привлекает вниманиепешеходовидругих участников движения . Н аконец , о чевидно , что если наж атькнопку сигнала лишь кратковремен ­ но, то « к лаксон » н изкого тона не успеет включиться : т акой сигнал будетменьшемешатьокружающим , а на безопасность 38 ЗА РУЛЕМ 7/93Ifд вижения эта переделка не повлияет. Ведь сигнал высокоготонапо - п режнемуготовкработе . (Не секрет , ч то на некото ­ рые автомобили, например «Москвич» А ЗЛК - 2 141 , в место двух клаксонов , к акраньше , ставят толькоодин , в ысокого тона. Выходит, з адержкавторого — н изкого тона — вполне безобидна.) Схема такого устройства, п редназна ­ ч енного для современногоавтомобиля , у которого сигналы всего соднимэлектри ­ ч ескимвыводом ( в торой — «масса»), а для их коммутации используется специ ­ альное реле , показана на рис. 1. Здесь символом К0.1 условнообозначенакон ­ тактная группаштатногорелевключения сигналов машины . С игналывысокогоНА1инизкогоНА2 тона также стандартные. « С ердце » устройства — т ермоэлектроме ­ х аническое реле-прерыватель ( у казателейповорота ) , к оторое на схемеобозначеноА1 . П ринципработыэтогореле поясняет рис. 1, а. М аркировкаеговыводов « + » и «L» относится к « ж игулевскому » п рибору РС491 ( в ероятно , п одойдетидругойпо ­ д обного типа). Н апомнимегоработу . Если собрать цепь по приведеннойсхеме ( с м . рис. 1, а), т олампочка HL1 будет периодически вспыхивать. П роисходит это так. Ток, идущ ийчерез « х олодную » л ампуHL1 , нагревает встроеннуюврелеА1 нить нака ­ ла ( у словно показана в виде нагревательн ого элемента). Вследствие этогоона ' удлиняется, поэтому электромагнит реле А1 срабатывает, з амыкаявстроенныев это релеконтакты — л ампа HLV зажигает ­ ся. Но стоит замкнутьконтакты , нить очень быстро остывает (укорачивается) и размыкает их — лампа вновь выклю ­ чается. Д алеепроцессциклическиповто ­ ряется. Но для нашего устройства периоди ­ ч ескиевключения не нужны . Напротив, оно должно срабатывать однократно.