24
25
26
КЛАССИФИЦИРУЕТ "ЗА РУЛЕМВ августе нынешнего года состоится очередной Московский автомобильный салон, где будет представлено множество машин самых разных* марок, моделей, типов. Надеемся, что предлагаемая статья поможет читателям и посетителям выставки сориентироваться в разнообразии и особенностях типов сегодняшних легковых автомобилей.КЛАСС «МИКРО»:¥ТВ мире выпускают десяткимил ­ лионов машин , р азличающихсяраз ­ м ерами , т ипом кузова, назначением, у ровнемкомфортаи т. д. Сейчас производитсяболее 1800 различных моделейимодификаций легковых автомобилей . П олезноразложить все это многообразие «по полочкам » . Но задача непроста. Классификацию, п рименяемуюу нас в стране, р аз ­ работали специалисты автомобильной промышленностиещев 60-е го ­ д ы (ЗР, 1988, № 5). О днакос течением времени приходится корректи ­ ровать установившиеся мерки . Согласно сложившейсяу нас классиф икации , все легковые автомобили подразделялись на классы игруп ­ пы по их сухой (или снаряжен ­ ной) массе ирабочемуобъемудви ­ гателя. С егодня такой подход устар ел . М ожет ли машина быть отнесена кособомалому классу, если у нее двигатель от моделисреднего класса? Как быть, если машины одн ого семейства различаются по массе на 100—200 кг , пребывая тем сам ымодновременнов разных классах? Что толку от формальнойциф ­ р ырабочегообъема двигателя, если моторрабочимобъемом1 595 см3 бывает мощнее, чем объемом 2933 см 3 ? А если маленькая по раз ­ м ерам машина дороже , ч ем большая? Какая из них вкаком классе? Н иктовмире , как нам известно, не пользуется классификацией, о котороймыговорили выше, по причине ее явной оторванности от реальной жизни . Тем не менеесуще ­ ствует несколькопараметров , из ко ­ т орыхлюбой , к то занимается класс ификацией , выбирает то, что счи ­ тает самым главным. П опулярные автомобильные жур ­ налы пользуютсясвоимипотреби ­ т ельскимиклассификациямис целью ориентировать читателей вмореры ­ ночного предложения и применяют для этого самые разные критерии : с тоимостные , у словно - р азмерные или просто назначение машины . У каж ­ д ого свои достоинства инедостатки .24 ЗА РУЛЕМ 7/93ВАЗ-1111 «ОКА». Длина — 3200 мм. Ширин а — 1420 мм . Рабочий объем двигателя — 649 см3 . Мощность «нетто» — 29,5 л. с.«ФИАТ-ЧИНКВЕЧЕНТО» Длина — 3223 мм. Ш ири ­ н а — 1487 мм . Рабочий объем двигателя — 899 см3 . Мощность «нетто» — 40 л. с. Отпускная цена — 1 3 000 марок ФРГ.КЛАСС ЛЫЙ»:«ОСОБОМА-аПЕЖО-106 XN». Длина — 3564 мм . Ширина — 1575 мм . Рабочий объем двигателей 954—1124 см 3 . Мощность «нетто» — 45—60 л. с. Отпускная цена—16000—17100 марок ФРГ.ЗАЗ-1102. Длина — 3708 мм. Ширина — 1554 мм . Рабочий объем двигателя1091 см3. Мощность «нетто» — 51 л. с. Например, стоимостная классификация, железная по неумолимойлоги ­ к е кошелька, не учитывает очень важных технических параметров автомобиля. У словно - р азмерноеподраз ­ деление машин основано на таких характеристиках, как «компактный» или «малый» класс, к оторые допускают широкое толкование, п ричем не учитывается уровень оснащения машин. Если основнымгруппировоч ным признаком выступает назначение автомобиля, о пределяемоеего техническими параметрами , то обычно не учитываются такие важные мо ­ менты, как цена и вместимость. М ожно для классификации взять за основу данные исследований струк ­ т уры автомобильного рынка. Здесь используются главным образом условные параметры, к оторые , с точки зрения исследователя, наилучшим об ­ р азом представляют тот или иной сектор автомобильного рынка. К онеч ­ но, есть идругиекритерии . Так, с середины 70-х годов американское Агентство по охране окружающейсреды (ЕРА) классифицирует моде ­ ли по условной вместимости пассаж ирского салона, что, по нашему мне ­ н ию , является едва ли не самым главн ымпараметромлегкового автомобиля. Предлагаемая читателям «За рулем» классификация легковых автом обилей , как мы считаем, м ногим послужит пищей для ума. Она не свободна от недостатков и рассчитана всего на несколько лет — время потребует корректив . В ее основе лежат три главных критерия : вместимость пассажирского салона, условно определяемая габаритной площадью, к оторую автомобиль занимает на дороге ; назначение маши ­ ны; ее цена. По этим параметрам отбирают только те автомобили, к оторыеимеют закрытый трех-, четырех- или пятидверный кузов , вмещ ающий четырех иболее человек. Для машин сдругими типами кузо ­ вов, г деменее четырех мест, будет указано, что они созданы на шасси автомобиля того или иног о класса. П редусмотрено шесть условных классов, для которыхвосновном сохраняются традиционные названия, так как их нет необходимо ­ сти менять: м икро , о собо малый, малый, с редний , большой среднийи представительский. К микроавтомо ­ билям относятся прежде всего японские « м икро » в габарите 3 , 3 X1 , 4 мс двигателями рабочимобъемомдо 660 см3 , а такженесколько европейских образцов : «Ока», « Ф ИАТ Чинквеченто», «Ровер-Мини» и др . С появлением « г ородских » машин число представителей этого класса, как предполагается, станет постепенно расти.КЛАСС «МАЛЫЙ»:ВАЗ-2107. Длина — 4145 мм. Ширина — 1620 мм. Рабочий объем двигателей — 12941569 см3. Мощность «нетто» — 65—75 л. с.«ОПЕЛЬ-АСТРА». Длина — 4051 —4278 мм в зависимости от типа кузова. Ширина — 1688 мм . Рабочий объем двигателей — 1388—1998 см3. Мощность «нетто» — 60—150 л. с. Отпускная цена — 20942—37224 марки ФРГ.КЛАСС «СРЕДНИЙ»:ГАЗ-3102 «ВОЛГА». Длин а — 4960 мм . Ширин а — 1820 мм. Рабочий объем двигателя — 2445 см 3 . Мощность «нетто» — 93 л. с.«ВОЛВО-850 GLT». Длина — 4660 мм. Ширина — 1760 мм. Рабочий объем двигателя — 2435 см . Мощность «нетто» — 170 л. с. Отпускная цена — 50 450 марок ФРГ.ТЕХНИКА7 За рулем № 7 ЗА РУЛЕМ 7 93 25 КЛАСС «БОЛЬШОЙ СРЕДНИЙ»:«ПОНТИАК-БОННЕВИЛЬSE». Длина — 5067 мм . Ширина — 1892 мм . Рабочий объем двигателя — 3791 см3. Мощность «нетто» — 172208 л. с.«ЛИНКОЛЬН-ТАУН КАР». Длина — 5593 мм . Ширин а — 1984 мм . Рабочий объем двигателя — 4601 см3. Мощность «нетто» — 193—213 л. с.КЛАСС «ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ»:«БОЛБО-960-ЛИМУЗИН». Длина — 5670 мм . Ш и ­ р ина — 1750 мм . Рабочий объем двигателя — 2922 см3. Мощность «нетто» — 204 л. с.«БЕНТЛЙ - КОНТИНЕНТАЛЬ-КУПЕ». Длина — 5342 мм. Ширина — 2044 мм. Рабочий объем двигателя — 6750 см3. Мощность «нетто» — 320 л. с. Отпускная цена — 466440 марок ФРГ.Параметры Класс Габаритная длина, м Микро Особо малый Малый. ' •JОтносительная цена* 1.0 1,1-2,5 1,5-3,1 (0,9-1,5)** 1,9-9,0 свыше 4 10-50Габаритная ширина, м до 1,5 1,5-1,65. 1,65-1,72 1,72-1,82 свыше 1,82 свыше 1,72до3,43,4—3,8 3,8-4,4 4,4-5,0 свыше 5,0 свыше 4,4Средний Большой средний ПредставительскийЧто касается автомобилей особо малого и малого класса, все осталось без изменения: «Таврия» в особо малом и ВАЗ, АЗЛК — в малом классе. К среднему классу относятся легковые машины ГАЗ и УАЗ, а вот представителей большого среднего у нас нет. В него попадают лишь автомобили американского производства, считающиеся у них «среднеразмерными» или «полноразмерными» машинами и, по европейским меркам, достаточно дешевыми. К представительскому классу относятся в первую очередь автомобили, которые во всем мире считаются именно такими: автомобили с кузовом «лимузин», модели «Роллс-Ройс» и «Бентли», а также особо дорогостоящие машины фирм «МерседесБенц», БМВ, «Ягуар», «Кадиллак» и др. На сегодня рубежом стоимости престижных машин можно считать сумму в 100—120 тысяч немецких марок. Как мы знаем, в каждый класс попадает несколько групп автомобилей разных марок, отличающихся своим назначением. Наравне с наиболее экономичными и дешевыми машинами почти в каждом семействе есть особо комфортабельные или особо скоростные модели. Причем и те и другие могут иметь кузова как обычной вместимости, так и уменьшенной («купе», «купе-хэтчбек» или «родстер»). Существуют кузова повышенной вместимости, причем не только грузо-пассажирские универсалы, но и «однообъемные» универсалы с повышенной габаритной высотой, более похожие на микроавтобус, чем на легковую машину. Такое множество комплектаций и модификаций даже в одном семействе автомобилей приводит к тому, что разница в цене между самой дешевой машиной и самой дорогой может быть двукратной, а цена одной и той же модели в стандартной комплектации с полным набором заказного оборудования может достигать 150% базовой цены. Поэтому в спорных ситуациях редакция оставляет за собой право использовать дополнительную информацию для объективного отнесения машины к определенному классу. В первую очередь это касается большой группы вседорожных полноприводных машин или многоцелевых легковых автомобилей повышенной вместимости. Надеемся, что предложенная классификация позволит уверенно ориентироваться в мире легковых машин.М. ТЕПЛОВ* Уровень цены определен относительно средних цен на несколько популярных в Европе автомобилей класса "Микро". ** Применительно к26 ЗА РУЛЕМ 7/93европейским ценам на автомобили марки "Лада" и "Шкода".ТЕХНИКА